______________________________
А.Н. Райков
Либерализм информационного общества
Индивидуальная свобода, самостоятельность, самопринадлежность, защита и безопасность - эти взращенные тысячелетиями ценности либерализма в информационный век получили новый импульс. Информационные технологии стали новым и оригинальным фактором, умножающим возможность каждого индивидуума ощущать в виртуальном пространстве свою жизненную свободу и действовать исходя из уникально понимаемой им целесообразности.
Информационные модели демократического взаимодействия государства и общества становятся как целью, так и средством формирования и оказания государственных услуг в ответ на генерализацию волеизъявлений и потребностей граждан. Теперь нет необходимости строить предположения о келейности деятельности органов власти и об управляемости корпораций - наличие адекватной информационной системы является критерием оценки прозрачности деятельности любой организации. О размытости границ между государственной властью и частными лицами стало возможным судить по степени регламентированности процессов их информационного взаимодействия. Только-только научившись отфильтровывать небольшое количество информации, люди вынуждены срочно обучаться сепарировать большие информационные потоки.
Столкновение людей с жесткими реалиями глобального рынка, напоминающего иногда цивилизованную интерпретацию реликта варварской первозданности, как бы то ни было, снижает патернализм государства, уменьшает риск иждивенческого насаждения в людях духа покорности и бездеятельности - этих всегдашних предвестников депрессии, истерии и нищеты. Человек со своими интересами, целями и представлениями о благе по необходимости становится членом свободного информационного общества, подчиняющегося принципам, которые не предполагают навязывания единого блага для всех.
Либерализм, считая свободу индивида абсолютным средством достижения общественных целей, в виртуальном пространстве формирующегося информационного общества приобрел новую уникальную возможность для реализации принципа первичности свободы частного лица по отношению к политическим институтам. Механизмы обеспечения прагматической осмысленности демократического взаимодействия власти и общества, а также рационализации адресной ответственности этих институтов перед гражданином стали более доступными и контролируемыми.
Каждый гражданин - это потенциальный центр улучшений, технологических и организационных модернизаций. Залогом реализации этого потенциала становятся информационно-технологические механизмы формирования институтов самоорганизации граждан и бизнеса, получающие в информационном обществе соответствующее нормативно-регуляризующее закрепление.
Информационные технологии по-новому помогают воспитывать в человеке социальные качества и дают позитивную возможность эти качества показать. Оттого, насколько конструктивно работают технологии информационного общества, в конечном итоге зависит, насколько успешно человек сможет воспользоваться предоставляемыми ему новыми возможностями для реализации и отстаивания либеральных ценностей, своих личных интересов.
Вместе с тем информационные реалии обладают своей спецификой, отдельные немаловажные аспекты которой остаются пока за рамками углубленных исследований. Это прежде всего вопросы, связанные с личностными, психологическими аспектами групповой динамики процессов самоорганизации людей и коллективов, реализуемой в среде сетевых информационных технологий и систем поддержки групповых решений, в рассмотрении которых пока больше отдаются преференции техническому фактору, нежели субъективному.
Слово «электронный» в контексте решения вопросов вхождения страны в информационное общество через известную федеральную программу «Электронная Россия» возведено на национальный уровень. Это наталкивает на мысль воспользоваться дарами «электронизации» для продвижения ценностей либерализма и развития демократии («электронной демократии»), кратко обозначив наметившийся в развитии популярного течения общественной жизни цикл термином «электронный либерализм». Сколько будет продолжаться «электронный» цикл развития либерализма? Это не суть важно! Важно то, что в ближайшие 50-60 лет «электронный» фактор может сыграть в развитии либерализма и демократии непреходящее значение.
Свобода самоорганизации в информационном обществе
Люди в рамках сложившегося государственного обустройства по необходимости или по своему внутреннему позыву объединяются в формальные и неформальные группы (самоорганизуются). Самоорганизация - это объединение граждан в группы с целью удовлетворения индивидуальных намерений, интересов и желаний, а также защиты своих прав и собственности. Под такими группами можно понимать следующие общности: предприятия и организации; партии и общественные объединения, организации территориального общественного самоуправления, научные и саморегулирующие организации, клубы и другие типы организаций.
Собственно, что нового может дать информационное общество для раскрепощения процессов самоорганизации людей? Информационные системы, как известно, предоставляют большую свободу для обмена знаниями и накопления опыта, рациональной оценки текущей ситуации, анализа прошлого опыта и составления прогноза будущего; ускоряют коммуникационные процессы и делают виртуальными границы субъектов рыночного взаимодействия. Например, не случайно, что только совсем недавно появилась реальная возможность реализации органами власти электронного документооборота и электронных торгов, комплексных услуг по принципу «одного окна».
Любая самоорганизация предполагает процессы свободного обмена мнениями, возникновения и разрешения конфликтов, утряски интересов, совместного обсуждения альтернатив и многое другое. Эти процессы происходят, как правило, при личном общении, что называется глаза в глаза. В этом общении много личностного, латентного, непредсказуемого. Создание самоорганизующейся структуры обычно сопровождается формированием внутренней нормативной системы, которая изначально предполагает публичное обобщение и агрегирование (абстрагирование) интересов ее участников. Оттого, насколько корректно и в каком порядке эти процессы будут происходить, люди получат удовлетворение от затраченных усилий. Информационные технологии дают возможность перевести часть всего этого дискурса в виртуальное пространство, заменяя личное общение обменом образов, голоса и сообщений.
Инструменты информационного общества, с одной стороны, расширяют рациональные и коммуникационные возможности для проявления либеральных намерений людей и организаций, с другой - погружают человека в мир с размытыми границами и пока неписаными нормами виртуального общежития. Остается только еще раз восхититься мудростью тезиса: «Нет ничего труднее, чем учиться быть свободным» (А. Токвиль).
Блеск и нищета абстрагирования
Информационные технологии поневоле вынуждают заниматься абстрагированием: вместо пронизывающего взгляда видеть фотографию, вместо проникновенных живых слов - текстовое сообщение, вместо душевного одобрения - краткое «ОК».
Пытаясь заменить явление символом, рассматривать коммуникационные вопросы самоорганизации абстрактно, исследователь неизменно попадает в ловушку праздного теоретизирования, все дальше и дальше отрываясь от реальной потребности конкретного индивидуума. Вместе с тем если абстрагироваться от индивидуальных различий людей при объединении их в группы, то у сформированных групп не будет обратного пути от общих абстрактных построений и последующих групповых достижений к потребностям каждого человека.
Абстрагирование в конечном итоге может до бессмысленности редуцировать характеристики уникальности отдельных организаций и, как следствие, их сотрудников. Такой способ ведет от конкретных и уникальных по-своему организаций, которым «несть числа», к ограниченному набору классифицируемых организационных абстракций определенного уровня успешности, кредитоспособности, этапа становления, численности.
Однако, главное, обратного пути от полученной таким способом абстрактной «кредитоспособной организации», «ассоциации» или «малой фирмы» к уникальному предприятию, и, тем более, к его конкретному сотруднику, может и не оказаться. Тогда какой смысл проводить работу в этом духе по улучшению механизмов самоорганизации, если будет отсутствовать возможность трансформации любого общего улучшения дел самоорганизующихся структур в благо каждой организации и конкретного сотрудника?
Обобщение, абстрагирование обычно связаны с обрывом причинных связей, в результате чего рационально выделяются абстрактные классы близких «по здравому смыслу» понятий, характеризующих людей и организации, вступивших на путь самоорганизации. Выделенные классы организаций могут наглядно представить ситуацию, повысить удобство сбора статистики и ускорить принятие решений относительно всей ситуации по стране в целом. Однако «здравый смысл не всегда дает здравые идеи» - результат улучшений, как может оказаться, не будет служить интересам конкретных людей, рискнувших подвергнуться классификации. Это древняя проблема необратимости абстрактных построений в информационный век может получить новый - конструктивный - выход.
Указанная необратимость имеет объективный характер. Так, одной из основных психологических характеристик успешного проявления интереса людей к внешним воздействиям является описание этих воздействий не в универсальных и навязываемых человеку терминах, а так, как оно внутренне понятно для конкретного человека в определенный момент времени и в данной уникальной ситуации, то есть в терминах, отражающих психологическую особенность индивида. Тогда для создания свободных условий по развитию процессов самоорганизации необходимо такое представление сочетаний психологических факторов, которое бы помогло оценить возможное поведение каждого индивида. Это, в частности, подразумевает использование при описании жизненных ситуаций, возникающих в процессах самоорганизации наряду с информационно-технологическими, множества психологических понятий.
В психологическом контексте удобным инструментарием описательного и динамического представления жизненных и деловых ситуаций мог бы быть, например, подход школы динамической психологии Курта Левина [1]. Он был видной фигурой в социальной психологии 30-х годов, быстро осознал верность динамических концепций применительно к реальной работе с группами, одним из первых использовал научные методы анализа впечатлений участников группы с применением обратной связи, разработал и применил методы теории когнитивного поля в принятии групповых решений с преференцией демократических принципов организации работы.
Особенности «жизненного пространства» каждого индивида, вовлеченного в процесс самоорганизации, отчасти зависят от приобретенных им жизненного опыта и знаний, отчасти - от оценки им внешней социально-экономической среды, а главное - от внутренних интенций (влечений), обусловленных психологическими, физиологическими и генетическими особенностями индивида. Именно последнее информационные технологии пока слабо учитывают, заменяя воспринимаемую каждым индивидуумом уникальную структуру стимуляции малозначимой и навязываемой ему «универсальной» и абстрактной структурой форматов и шаблонных понятий. Вместе с тем именно информационные технологии дают неограниченные возможности регистрации и учета неограниченного числа феноменов, нюансов и факторов, описывающих и характеризующих «жизненные пространства» индивидов в процессах самоорганизации.
Сетевое группирование людей и понятий
Еще во времена «золотого» века Перикла, на родине пралиберального мировоззрения - в Древней Греции, рациональные науки стали отдавать предпочтение «конструктивным» методам систематизации понятий перед «классификационными» [2]. Классифицирование геометрических фигур по «похожести» заменялось группировкой в соответствии с приемами их формирования.
Тем самым уже на заре цивилизации был заложен методологический фундамент для оперирования абстрактными явлениями (феноменами) совместно с анализом природы являемых вещей, объемный аспект рассмотрения событий начал углубляться структурно-содержательными, конструктивистскими построениями. Так, свое этапное завершение углубленный феноменологический подход получил в трудах Эдмунда Гуссерля, конструктивно подключившего к анализу феноменов редуцирующую интуицию и предложившего при этом не ограничиваться обыденными рациональными суждениями и верованиями, а отдать предпочтение выделению элементов чистого сознания, рефлексивно занося «в скобки» трансцендентальные положения реальности [3, 4]. Это предложение в информационный век может оказаться как никогда полезным.
Сущность конструктивного метода состоит в представлении каждого индивидуального случая в пространстве событий, возникающих при самоорганизации, с помощью небольшого количества взаимовлияющих друг на друга конструктивных элементов. В процессах самоорганизации такими элементами могут быть мотивационные и исполнительные аспекты поведения, психологические «позиции» сотрудников, стратегические задачи развития и менеджериальные характеристики объединяющихся организаций и людей, правила и этические нормы сложившейся общественной среды.
Закономерности психологического действия, ограничения правового характера, зрелость государственного аппарата, корпоративные оценки ошибок и успехов и другие образуют необъятную сеть конструктивных элементов, каждый фрагмент которой может иметь свои значения в различные моменты времени. Незначительный нюанс в характеристике одной организации, который может быть проявлен как в познавательной (когнитивной), так и в деятельностной форме, может иметь определенное значение для развития всей самоорганизующейся структуры на длительный период времени.
Сеть взаимодействия конструктивных элементов многомерна. Каждый ее элемент, с одной стороны, является обобщением и обозначением нечто более рационального, познанного, генетического, а с другой - «носителем» иррационального, духовного, феноменологического. Каждый элемент в этой многомерной сети динамичен, то есть подвержен изменениям под воздействием других элементов - как внешних, так и внутренних.
Суть информационных технологий в групповых процессах состоит в уменьшении иррационального, раскрытии трансцендентного при построении абстрактных обобщений и тем самым в усилении возможности обратной трансформации достижений самоорганизации в интересах конкретных сотрудников. Формально и потенциально такая возможность существовала и в достопочтенные времена неинформационного общества, однако необозримость когнитивных связей, ограничения личного времени и территориальная разобщенность препятствовали их успешному учету и анализу.
Исследователи социального действия любого времени нередко питали иллюзии относительно панацеи рациональности в усилиях по наведению порядка в обществе. Вместе с тем рациональность (порядок, нормы, логика) в социуме, как Ахиллес в известной мифической апории, неизменно и безнадежно преследовала черепаху иррациональности (хаоса, духовности, романтизма). И эта вечная гонка логического за романтическим - не сизифов труд, а неизбывная необходимость высвобождения творчества индивидуумов от скучной формальной рутины. Очевидно, формирование регламентов, нормативной базы является необходимым, но отнюдь не достаточным условием для прогресса сознания свободы в информационном обществе, подтверждением чего являются феномены коррупции и терроризма, в том числе в экономически благополучных странах с относительно развитой информационной инфраструктурой и со сложившейся за столетия нормативной базой. Важным, а зачастую и решающим фактором в этой гонке является эмоциональный человек.
Стадийные особенности групповой психодинамики
В «доэлектронный» период исследования психологических аспектов групповой работы с людьми накоплен существенный практический и теоретический опыт [5, 6]. Этот опыт по отношению к информационным технологиям, несомненно, носит характер задающего принципа, то есть информационные инструментарии должны удовлетворять требованиям, вытекающим из результатов психологических исследований мотивов поведения, потребностей и намерений людей.
К приходу информационного века человеческая психология и индивидуальные влечения людей мало изменились. Психологические подходы, взращенные веками, меняются явно медленнее, чем мобильные средства информатизации. Поэтому и организация групповая работа, сложившаяся в долгой практике, так же как и раньше, может включать испытанные приемы, такие как сессии (совещания) и внегрупповая работа, а жизненный цикл группы может включать несколько стадий: предгрупповую, начальную, переходную, основную (рабочую) и, возможно, заключительную. Остановимся на этих стадиях в контексте решения вопросов информатизации. Рассмотрим психологическую специфику этих стадий для небольших коллективов людей.
На подготовительной (предгрупповой) стадии группа еще не обозначена. Эта стадия может быть наиболее критичной для последующей эффективной работы группы. Здесь, с одной стороны, акцентируется внимание на явном и неявном проявлении потребностей потенциальных участников группы с учетом имеющегося описания их ретроспективного поведения, а с другой - демонстрируется их готовность к участию в становлении группы и соответствие планирующейся ее целевой специфики. Именно на этом этапе начинает происходить согласование индивидуальных целей участников группы. Именно на этой стадии у людей проявляется мотивация к работе в группе, которая в конечном итоге призвана служить катализатором активной и слаженной работы. Ясность и осмысленность начальной деятельности группы может быть подчеркнута соответствующим соглашением о намерениях потенциальных участников группы и организующем начале. Это позволяет усилить чувство ответственности участников группы, привлекаемых консультантов и хорошо структурировать работу, что на этой стадии очень важно. Очевидно, что такие феномены, как поведение, цель, мотивация, намерение, осмысленность и другие, составляющие основу этой стадии, трудно пока охватить традиционными информационными технологиями. Вместе с тем каждый предполагаемый участник группы может сигнализировать (заявить) о своих намерениях, идеях и предложениях относительно возможного профита, синергетического эффекта от объединения усилий нескольких людей, команд и пр. Кто-то этот сигнал, возможно, услышит и откликнется. Например, такой идеей может быть формирование консорциума для повышения конкурентного преимущества группы компаний при проведении конкурсных торгов.
Ранняя (начальная) фаза становления группы - это время осознания и исследования проблемной ситуации. Участники группы, с одной стороны, интуитивно и логически ищут свое место в группе, пытаются понять свой интерес от предстоящего взаимодействия с другими участниками группы, а с другой - определяют целевую и функциональную направленность возможной деятельности группы. На этой стадии взаимодействие потенциальных участников группы может происходить поверхностно, достаточно формально и напряженно. Именно на этой стадии формируется такой немаловажный фактор работы группы, как взаимодоверие. Формирование атмосферы доверия во многом определяется выбранным порядком регламентации взаимодействия и установления отношений между участниками соглашения. Здесь нужен энтузиазм, и он должен быть поддержан, например, игровыми информационными технологиями, а также предоставлением возможности каждому участнику группы раскованно выражать и записывать свои мысли, расчеты, результаты моделирования, бенч-маркинга и пр.
На переходной стадии формирования группы происходит осознание и проработка рисков, тревоги, потребности защиты, чувства сопротивления, конфликтности, установления контроля и других возможных проблемных ситуаций. Одной из эффективных форм осознания сопротивления является регулярная оценка и документальная фиксация каждым участником группы уровня своей удовлетворенности развитием событий. Это создает рефлексию, обратную связь в процессе становления группы, которая достойна постоянного поощрения. Обратная связь может стимулироваться соответствующими вопросами, задаваемыми для оценки уровня удовлетворенности, доверия и ответственности участников. Этот тип оценки соответствует поведенческому подходу. Психологические подходы, преимущественно ориентированные на поддержку выражения любых мыслей и чувств, формирование убеждений, переоценку ограничивающих суждений, могут быть здесь полезны. На этой стадии важны интерактивные и фиксирующие технологии (включая информационные) для поддержки процессов оценки уровня сопротивления процессу, которые должны адекватно реагировать на время задержки ответа на вопросы, содержательность реакции на различные сообщения, тональность сообщений, и, возможно, визуальные и тактильные характеристики поведения участников и др. Желательно предоставить участникам группы свободу для маневра, чтобы слишком жесткие формальные ограничения не вызвали жесткой конфликтной или защитной реакции. Вместе с тем в этих случаях целесообразно руководствоваться тезисом, что «опираются на то, что сопротивляется», а конфликтную ситуацию рассматривать как нормальную составляющую процессов становления группы. Позиция участника группы, чувство принятия и отвержения, борьба за внимание и успех, ориентация на авторитетное мнение - ничто не должно остаться без внимания и должно документально фиксироваться с применением информационных технологий.
На рабочей стадии деятельности группы достигается консолидированное согласие ее участников относительно целей и путей (приоритетов, проектов, мероприятий) их совместных действий, а также реализация и осуществление контроля за этими действиями. Это порождает осмысленность, мотивирует взятие каждым на себя ответственности. Собственно, на этой стадии реализуется процесс управления деятельностью группы. И хотя управление подразумевает плановую деятельность, эта стадия должна быть менее всего структурирована. Жесткая структуризация действий сковывает энтузиазм, адаптивность, девиантность мыслей и творчества, что в конечном итоге может породить безразличие к работе в группе. Вопросы на этой стадии к участникам группы должны быть сведены к минимуму, чтобы они формировали собственные списки проблем и задач, а также утверждения относительно факторов, влияющих на ситуацию. Этот механизм подразумевает приглашение участников группы к обсуждению опубликованных сообщений и мыслей. Технология должна также поддерживать процедуры аналитического исследования контекстных представлений участников группы, которые могут сказываться на формировании их самоограничивающего поведения. Однако это обсуждение должно иметь характер сходящегося процесса, демонстрирующего ясный для каждого порядок модернизации достигнутого согласия относительно целей и путей действий. На этой стадии немаловажно уделять внимание документальной фиксации и анализу деятельности участников группы вне проведения совместных сессий, которая прямо или косвенно осуществляется в контексте тематики работы группы.
На заключительной стадии, которая рано или поздно может наступить для любой организации, происходит выход из состояния групповой работы. Какие бы причины ни послужили прекращению деятельности группы, эта стадия не должна быть пущена на самотек. Выход каждого участника из группы - это также событие, которому должна даваться аналитическая оценка. Члены группы на этой стадии получают возможность обобщить содержание и смысл опыта, накопленного в группе, проанализировать ошибки и успехи. Все это может способствовать более успешной деятельности каждого индивидуума в дальнейшем. Здесь могут использоваться техники, позволяющие закреплять и фиксировать полученный опыт, мысли, чувства, мотивации участников. Эта стадия может быть, как и начальная, более всего структурирована: весь опыт целесообразно разложить «по полочкам». Это нужно для того, чтобы помочь участникам адаптироваться к работе вне группы, более правильно перенести то, что достигнуто за время существования группы. Целесообразно сформировать общую концептуально-когнитивную схему, которая может впоследствии пригодиться для поддержки решений в подобных условиях самоорганизации. Полученный материал может быть полезным источником для обучения и дальнейшего развития опыта.
Миссия и возможности информационных технологий
Информационные технологии - это не только мультимедийность, язык, скорость, телепортация сообщений и беспредельные размеры информационных ресурсов. Информационные технологии увязывают научные абстракции и конкретную действительность, соединяют овеществленные продукты производства и идеальные мечты людей, высвобождают человека и его ум от рутинных работ. Между желанием человека и вещью нет прямого пути, нет логической связи, нет рациональной схемы: структурное и романтическое лежат по разные стороны мифической пропасти. Миссия информационной технологии - проложить мостик через эту пропасть, высвободить активность человека, определить путь от рутины к творчеству, соединить воедино вещь с желанием и мечтой.
Информационную технологию обычно считали «мягким» продуктом, но психология человека еще более «мягкая». Информация - это прежде всего форма, несущая содержание, отражающая сущность явлений. Она есть «твердое» по отношению к человеческому желанию, чистому сознанию, явлению, мечте. Желание, сознание - это прежде всего интуитивное, «мягкое». Нет логической связи между твердым и мягким - между ними та самая мифическая пропасть, куда проваливаются любые рациональные построения. Информационная технология создает желанный информационный мостик, из продукта делая услугу через одушевление вещи.
Мостик через мифическую пропасть от вещи к желанию человека строится с обеих сторон пропасти, зачастую одновременно из нескольких мест, иногда с применением систематизированных методов (маркетинга, социологии), иногда просто действуя на ощупь. Человеческую психологию не перестроишь, а начнешь быстро перестраивать -ценности либерализма вслед за рационализацией мышления повалятся в ту же пропасть. Вместе с тем информационные технологии достаточно мобильны и многолики, чтобы мостить необходимые пути между «твердым» и «мягким».
Если в решении вопросов передачи информации, формальной обработки больших массивов данных, повышения скорости обработки построение «мостика через пропасть» опережало время, то в части интеллектуальной обработки информации «мостик» выводил скорее в какой-то тупик, чем на другую сторону пропасти. Что происходило в последние 50 с небольшим лет в области «искусственного интеллекта», с того момента, как впервые прозвучал этот термин? В этой области сейчас успешно решаются задачи на слабоструктурированных данных. К инструментариям, обеспечивающим решение таких задач, относятся системы: обучающиеся на прошлом опыте (нейронные сети); формируемые из знаний экспертов (экспертные системы, семантические сети, ограниченный естественный язык). Существенную пользу приносят интеллектуальные методы и технологии для обработки неколичественных данных. К ним можно отнести методы активных систем, когнитивного моделирования, эволюционных вычислений и генетических алгоритмов.
Развиваются методы и приемы для обработки визуальной, аудио- и тактильной информации. Уникальные результаты достигнуты в скоростях обработки нечеткой информации, голографических образов, аналоговых сигналов и др. Сейчас с помощью интеллектуальных информационных технологий решаются маркетинговые задачи, задачи прогнозирования развития финансовых рынков, управления движением транспорта, выявления неявной информации в больших массивах данных, идентификации личности и многое другое. Все большее значение приобретают проблемы визуализации, аналитической обработки геоинформации.
В центре же построения самоорганизующихся структур стоит человек, со своими потребностями, желаниями и взятыми на себя обязательствами, которые могут быть охарактеризованы через такие психологические элементы, как чувства: удовлетворения от решительных действий и преодоления преград, ответственности, нравственности и сдержанного участия, самодостаточности, удовольствия, наслаждения и вдохновения. Значимость любого такого элемента не всегда можно оценить без рассмотрения ситуации в целом. Целым могут выступать феноменологические конструкции: опыт жизни, текущие интриги, лидерская атмосфера в коллективе, болезненные ощущения в теле и пр. Многие из таких понятий могут определяться только в качественных терминах. Но именно такие понятия, точнее то, что под ними психологически или физиологически подразумевается, в большинстве случаев определяют поведение индивидуума в процессах самоорганизации. Именно через такие понятия можно раскрыть содержательную структуру абстрактного явления, с которым оперирует информационная технология.
Информационное общество, в котором акцентируется внимание на возможностях информационных технологий, действующее в рамках сложившихся культурных традиций, а также претендующее на преференции относительно ценностей либерализма, можно редуцировать до трех основных составляющих: Человек, Институт и Эфир. Человек остался человеком. Институт-это институт самоорганизации. Эфир - это среда электронного взаимодействия, в которой происходит обмен и становление знаний и намерений людей и групп.
Сейчас пока отсутствует комплексность использования информационных технологий для решения задач, в которых велика доля интеллектуальных проявлений индивидуальности человека, таких как поддержка процессов самоорганизации. Нет комплексности сосредоточения усилий - нет основания для получения закономерного синергетического эффекта. Вместе с тем есть основание прогнозировать новый квантовый скачок интеллектуальных возможностей информационных технологий в наметившемся цикле развития «электронного либерализма». Правда, чтобы этот скачок при внедрении информационных технологий произошел, надо обыденные технические усилия на время приглушить, а сосредоточиться больше на прикладном исследовании и учете субъективных (духовных, душевных, чувственных, познавательных и др.) человеческих факторов.
Литература
1. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
2. Мовсесян А.Г. Либерализм и экономика. - М.: Логос, 2003. - 240 с.
3. Гуссерль Э. Метод прояснений // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. 2-е изд. - М.: Логос, 1996. - С. 365-375.
4. Гуссерль Э. Область чистого сознания // Язык и интеллект / Пер. с англ. и нем. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.-С. 14-94.
5. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: 2003. - 640 с.
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: «Питер», 2000. - 384 с.
_____________________________________________________________
Райков Александр Николаевич - доктор технических наук, профессор, президент НП Аналитическое агентство «Новые стратегии» и ООО «Центр комплексных проектов развития»
© Информационное общество, 2005, вып. 6, с. 58-64.