Введение
Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, и входит как один из основных компонентов в программу «Столичное образование 3».
Мониторинг использования ИКТ в системе образования Москвы должен учитывать цели модернизации и задачи, которые стоят сегодня перед информатизацией системы образования.
Информационная компетенция предполагает умение:
В этой связи перед системой образования Москвы сегодня стоит задача смены модели использования ИКТ в образовательных учреждениях города: переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой ИКТ активно используются в преподавании всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса.
Основные тенденции развития этой образовательной модели в нашей стране (и в столице, в частности) соответствуют мировым:
Прежде всего, процесс модернизации образования может идти эффективно только тогда, когда руководители системы образования региона имеют видение развития системы образования, в котором важную роль занимает информатизация в ее полноценной форме. Это видение должны разделять руководители школ, сотрудники ресурсных центров информатизации, методических центров, в конечном итоге – руководители и работники всех образовательных учреждений. Это видение играет существенную роль и во взаимодействии системы образования с различными структурами власти, с общественностью, бизнесом.
Новые требования предъявляются, в частности, к учителю информатики, предполагая изменение его роли и функций. В московской программе развития образования говорится о трансформации роли учителя информатики в роль координатора информационных технологий. Координатор разделяет общее видение процесса информатизации, организует и принимает участие:
В целом процесс информатизации невозможен без методической поддержки, повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров. Особая важность методической поддержки и повышения квалификации педагогов всех специальностей связана с комплексным характером информатизации, включенной (как указывалось выше) во весь процесс модернизации образования. Переподготовка, помимо этого, важна еще и тем, что большое число учителей информатики не имеет высшего педагогического образования и стремится его получить в рамках переподготовки. Там они могут получить представление об общеобразовательном аспекте процесса информатизации, то самое общее видение, которое столь существенно в этом процессе. Подготовка кадров по всем предметам также должна вестись в рамках общего видения роли ИКТ.
Реальная практика применения ИКТ в образовании возникает в работе учителей-предметников. В случае, если возможен перенос возникшей практики в работу других учителей, в инновационном режиме целесообразно использование такого предметника в качестве методиста с оплатой методической работы.
Важнейшей чертой повышения квалификации и переподготовки в этой области является упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителей, которые фактически повторяют путь учащегося, ведут анализ и делают теоретические обобщения на материале собственной практики.
Подбор кадров для работы в области построения информационного образовательного пространства является достаточно сложной задачей. Большинство учителей-предметников не имеет достаточного опыта работы с современными средствами ИКТ и не чувствуют себя достаточно компетентными, чтобы браться за эту работу. С другой стороны, привлекаемые специалисты в области компьютеров обычно не обладают необходимым образовательным видением. Это приводит к существенной деформации стратегии информатизации.
Важную роль в процессах информатизации московского образования играют ресурсные центры информатизации, которые действуют в каждом из десяти округов, и опорные учреждения информатизации – образовательные учреждения, реализующие на базе своей основной образовательной деятельности работу по повышению квалификации учителей-предметников (отметим, что занятия ведут также учителя, ранее прошедшие переподготовку) и методическую помощь другим учреждениям в форме консультаций, открытых уроков, размещения методических материалов на своем сайте, проведения телеконференций. Система опорных учреждений сформирована в рамках городских экспериментальных площадок Департамента образования города Москвы «Школьное информационное пространство», «Образовательная область Технология». Некоторые из опорных учреждений фактически выполняют роль ресурсных центров уровня муниципального района (управы). В частности, они могут предоставлять свою технику другим учреждениям, обеспечивать ремонт техники других учреждений, методическую поддержку, обучение учителей и учащихся. Работа опорного учреждения базируется на деятельности координатора ИКТ и предметников – методистов ИКТ. Ежегодно на базе таких учреждений повышают свою квалификацию несколько тысяч московских учителей.
Инновационная сеть городской экспериментальной площадки «Школьное информационное пространство» включает в себя более 60 учреждений образования.
Поставка компьютеров в школы, где нет учителей информатики, где нет понимания и желания решать вопросы информатизации, является бессмысленной тратой средств. Москва уже имеет печальный опыт, когда в некоторых «нерадивых» школах техника годами стоит в запакованных коробках. Анализ показывает, что 5% столичных школ по-прежнему не готовы к восприятию информационных технологий.
Но если в школе есть заинтересованные люди, которые могут составить разумную программу информатизации, которые готовы использовать на уроках компьютеры, то именно такие школы должны получать технику в первую очередь.
Поэтому задача поставить в каждое образовательное учреждение Москвы по одинаковому стандартному компьютерному классу отнюдь не ставится, так как это крайне неэффективно. Центр информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования Москвы старается проводить в жизнь такую политику, чтобы каждое образовательное учреждение имело собственную программу развития образовательной информационной среды и информационных технологий. Если школа в состоянии продумать и написать такой документ, тогда у нее появляется приоритет в получении компьютерной техники.
За два года действия целевой московской программы «Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием и компьютерной техникой» в школы столицы поставлено более 700 компьютерных классов, свыше 500 автоматизированных рабочих мест (АРМ) для учителей-предметников и столько же – для администраторов. Кроме того, более 400 АРМов пришло в школьные библиотеки. Однако только для выполнения обязательного минимума по информатике (по 2 часа в течение 2 лет) нехватка современных компьютеров составляет около 10 тысяч.
Источниками информации служили:
Доступ образовательных учреждений к ИКТ
Этот важный и наиболее часто используемый показатель характеризует компьютерную оснащенность ОУ. ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды РФ (2001–2006 гг.)» ставит в качестве цели по России достижение значения 80 учащихся/комп. Точной цифры по России на сегодня нет. Используемые в официальных материалах экспертные оценки приводят значение 120 учащихся/комп. Обследование ИРИО в 2002 г., позволившее учесть компьютеры, которые были подарены школам, дало более высокое значение среднероссийского показателя для полных средних школ – 59 учащихся/комп. Сравнение с ЕС свидетельствует о существенном отставании Москвы от среднеевропейских показателей 2002 г. (см. рис. 1).
Источники: Flash Eurobarometer 118, 2002; Данные Департамента образования города Москвы, 2004 г. ИРИО, 2002 г.
Рис. 1. Количество учащихся в расчете на 1 компьютер
Вместе с тем в обследованных 139 московских ОУ значение показателя очень существенно колеблется (наихудшее по Москве значение показателя – 157,5 учащихся/комп.). Таким образом, при общей относительно благоприятной картине в Москве встречаются школы, оснащенные значительно хуже средних показателей по стране. В целом для приближения к среднеевропейскому показателю 2002 г. Москве необходимо увеличить компьютерный парк в школах примерно в 3,1 раза.
Следует также заметить, что отношение числа учащихся к числу компьютеров лишь частично отражает реальный уровень информатизации школ. Оно игнорирует следующие ключевые факторы:
Процент компьютеров в образовательных учреждениях данного уровня, находящихся в работоспособном состоянии (опрос директоров ОУ общего образования г. Москвы) – 93,5%.
Средний показатель технического обслуживания школьных компьютеров достаточно высокий. Однако простои в ожидании ремонта снижают показатель доступности компьютеров в среднем по Москве до уровня 23,7 учащихся/работоспособный комп.
Для некоторых школ техническое обслуживание компьютеров (в основном старых) превратилось в серьезную проблему. Так, имеются школы, где работоспособны только 29% процента компьютеров, что фактически означает прекращение использования ИКТ в образовании. Такая картина наблюдается в школах, где превалирует устаревшая техника. Поэтому на сегодня проблема поддержания компьютеров в работоспособном состоянии в этих школах едва ли может быть решена за счет улучшения технического обслуживания.
Процент новых компьютеров в образовательных учреждениях данного уровня (опрос директоров ОУ общего образования г. Москвы) – 52,9%.
Процент новых компьютеров определен по критерию новизны – возраст компьютера менее 3 лет, что соответствует фактическому темпу смены поколений компьютерной техники и реальному сроку надежного функционирования ПК в условиях интенсивной эксплуатации. Сравнение со среднеевропейским показателем свидетельствует о том, что новизна компьютерной техники в московских школах практически такая же, как в среднем по ЕС – 53%.
Отмечена значительная неравномерность распределения новых компьютеров по школам. Встречаются как школы, в которых нет ни одного нового компьютера, так и школы, в которых все компьютеры новые.
Процент общеобразовательных учреждений, использующих доступ к интернету по выделенному каналу доступа (данные Департамента образования города Москвы, 2004 г.) – 15% (или 220 общеобразовательных учреждений города Москвы).
При анализе этого показателя следует иметь в виду, что техническую возможость доступа к интернету (включая оборудование для доступа по коммутируемым каналам) имеет больше школ по данным опроса ИРИО. Но, главным образом по финансовым причинам, в настоящее время имеющиеся технические возможности реально используют далеко не все школы. В результате по показателям доступа московские школы существенно уступают странам ЕС, где практически решена задача стопроцентного подключения школ к интернету на территории всей страны (см. рис. 2).
Источники: FLASH EUROBAROMETER 118, 2002; Данные Департамента образования города Москвы, 2004 г.
Рис. 2. Доля школ, подключенных к интернету, в ЕС и в Москве
Источник: опрос директоров школ ИРИО, 2004 г.
Рис. 3. Доля школ Москвы, имеющих определенный вид канала доступа в интернет, %
При этом из более 300 школ, имеющих подключение по оптоволоконному кабелю, только 120 его реально используют в силу финансовых и организационных причин.
Для сравнения на рис. 4 приведены данные 2002 г. по каналам подключения к интернету школ ЕС и России.
Источники: FLASH EUROBAROMETER 118, 2002; опрос ИРИО, октябрь 2002 г.
Рис. 4. Каналы подключения к интернету в школах ЕС и России в целом, %
Хотя интернет в московских школах перестал быть диковинкой, подавляющее большинство школьных компьютеров не имеют выхода в сеть. С учетом значительных колебаний значений данного показателя по школам (от 0% до 100%), необходимо сделать вывод, что в большинстве московских школ подключены к интернету лишь единичные компьютеры. Как следствие, технические возможности для массового использования интернета на учебных занятиях в настоящее время весьма ограничены, что подтверждается опросом учителей.
Средняя коннективность по входящему трафику на один компьютер, используемый в учебном процессе в образовательных учреждениях данного уровня, имеющих доступ в интернет по какому-либо каналу (опрос директоров ОУ общего образования Москвы) – 29,5 Кбит /сек*компьютер.
Показатель представляет собой отношение суммарной пропускной способности каналов доступа в интернет по входящему трафику в ОУ данного уровня к общему числу компьютеров, используемых ими в учебном процессе. Достигнутый средний уровень коннективности характерен для использования коммутируемых телефонных линий. Он достаточен для базовых интернет-технологий и сервисов (e-mail, веб-ресурсы, чаты, форумы, телеконференции). Вместе с тем имеющийся уровень коннективности недостаточен для использования потоковых ресурсов (потоковое аудио, потоковое видео, видеотелеконференции), наиболее перспективных для применения в образовательных технологиях.
Отмечена значительная неравномерность распределения средней коннективности по школам. Максимальная средняя коннективность, имеющаяся в школах – 256 Кбит/сек*компьютер, достаточна для использования любых, самых продвинутых сервисов интернета.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что большинство руководителей ОУ еще не понимает важности данного показателя для использования функциональных возможностей интернета в образовании. Так, в ходе опроса среди руководителей школ, имеющих доступ в интернет, много руководителей (большинство!) указали, что их школа имеет нулевое значение коннективности, что в принципе невозможно, как, например, невозможно представить автомобиль с нулевой мощностью двигателя.
Анализ использования ЭОР учителями по группам предметов показывает, что лучше всего, как и следовало ожидать, дела обстоят в преподавании информатики и технических дисциплин. Хуже всего – в использовании ЭОР в преподавании предметов начальной школы, где значительная часть преподавателей знает о наличии ЭОР, но, очевидно, не может их использовать из-за отсутствия технической базы. Обращает на себя внимание то, что доля преподавателей математических, естественнонаучных, гуманитарных, социально-экономических предметов и иностранных языков, использующих ЭОР, в 3–4 раза ниже, чем доля тех, кто знает о существовании таких ЭОР. Причины данного явления кроются не только в недостаточной технической базе, но и, как показано ниже, в недостаточной готовности преподавателей. При анализе этих данных следует также иметь в виду, что качественных ЭОР на русском языке пока очень мало.
Процент педагогических работников, обладающих навыками работы на компьютере (опрос учителей общеобразовательных ОУ) – 73%.
По самооценке абсолютное большинство педагогических работников в московских школах обладает базовыми навыками работы на персональном компьютере под управлением Windows. В том числе педагогические работники:
Источник: опрос учителей ИРИО, 2004 г.
Таблица 1. Доля учителей-предметников, знающих о наличии и использующих электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по своим предметам, %
Источник: опрос учителей Москвы, ИРИО, 2004 г.
Рис. 5. Использование преподавателями интернета для профессионального общения
Поскольку очевидна связь между навыками преподавателя и наличием у него в личном распоряжении средств ИКТ, полезно сравнить оснащенность московских преподавателей со средними показателями по России и ЕС (см. рис. 6).
Источники: FLASH EUROBAROMETER 119, 2002; опрос учителей Москвы, ИРИО, 2004 г. Опрос учителей России, ИРИО, октябрь 2002 г.
Рис. 6. Оснащенность преподавателей школ домашними компьютерами и доступом в интернет
Для сравнения: домашний компьютер есть у 40% москвичей, а доступ к интернету дома имеют 25, 4%.
Процент педагогических работников, прошедших специальную подготовку по использованию ИКТ в образовании (опрос учителей общеобразовательных ОУ) – 39%.
Этот показатель ниже среднеевропейского в 2002 году (51%). Если бы подготовка к использованию ИКТ была утверждена в качестве норматива повышения квалификации педагогических работников значение данного показателя, учитывая периодичночть подготовки, могло быть 100%. Однако реальное значение показателя в 2,5 раза ниже. Отсюда понятно, почему не более 40% московских учителей могут использовать компьютер в качестве ТСО.
Распределение учителей по срокам давности прохождения повышения квалификации (см. рис. 7) свидетельствует о том, что в последние два года масштабы дополнительной подготовки преподавателей в области ИКТ выросли примерно в 2 раза. Однако они все еще остаются недостаточными.
Рис. 7. Распределение учителей по срокам давности прохождения повышения квалификации в области применения ИКТ в образовании, %
Рис. 8. Распределение учителей по срокам давности прохождения повышения квалификации в области применения интернета в образовании
Источник: опрос директоров школ Москвы, ИРИО, 2004 г.
Рис. 9. Распределение числа компьютеров по местам локализации в ОУ
Источники: FLASH EUROBAROMETER 119, 2002 г.; опрос директоров школ Москвы, ИРИО, 2004 г.
Рис. 10. Распределение школ по местам локализации компьютеров, %
Распределение процента учебных занятий (по расписанию), не связанных с преподаванием инфрматики, но проводимых в компьютеризированных учебных аудиториях ОУ данного уровня, показано на рис. 11.
Рис. 11. Доля учебных занятий, проводимых в компьютеризированных аудиториях
Использование ИКТ преподавателями-предметниками вучебном процессе характеризуется процентом учебных занятий, проводимых преподавателями в с использованием компьютеров (опрос учителей общеобразовательных ОУ) – 8,73%.
Этот показатель в несколько раз меньше среднеевропейского уровня.
Важно отметить, что интернет мало используется на учебных занятиях. В среднем доля учебных занятий, на которых применяется интернет учителями-предметниками, около 1%. Причины данного явления проанализированы выше.
Одной из основных причин, помимо названных выше, является отсутствие средств, выделяемых на оплату трафика.
Использование функциональных возможностей ИКТ в образовательных учреждениях данного уровня (опрос директоров ОУ общего образования г. Москвы).
Показатель определяется по проценту ОУ, располагающих:
Источники: FLASH EUROBAROMETER 119, 2002 г.; опрос директоров школ Москвы, ИРИО, 2004 г.; Госкомстат России, 2002 г.
Рис. 12. Доля школ, использующих функциональные возможности ИКТ, %
На рис. 13 представлена значимость различных факторов, мешающих использованию ИКТ, с точки зрения руководителей школ. Из результатов опроса видно, что основное беспокойство руководителей школ вызывает неразвитость ИКТ-инфраструктуры и проблемы ее обслуживания. Следующими после инфраструктурных являются проблемы электронных образовательных ресурсов и отсутствие методических разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе.
Рис. 13. Значимость факторов, мешающих использованию ИКТ в школах, %
1. Недостаточный объем компьютерного парка в школах. Для приближения к среднеевропейскому показателю 2002 года число компьютеров в школах необходимо увеличить примерно в 3,1 раза. Очевидно, что данная проблема потребует значительных затрат и времени и должна рассматриваться в рамках ГЦП «Электронная Москва» в качестве приоритетной.
2. В Москве все еще остаются школы с большим числом устаревших и практически неработоспособных компьютеров, фактически исключающим использование ИКТ в образовании. Тем самым часть школьников не может получить нормальной подготовки в области ИКТ. Число этих школ относительно невелико, но им следует уделить первоочередное внимание. Нет сомнений, что эта задача может быть полностью решена в рамках ГЦП «Электронная Москва».
3. Нуждается в расширении программа подключения школ к интернету по высокоскоростным каналам и развития локальных сетей в школах. Без решения этой задачи его массовое использование на учебных занятиях или при самостоятельной работе невозможно. Существующая коннективность позволяет обеспечить доступ в интернет лишь с незначительной части компьютеров, не обеспечивает использования потоковых ресурсов (потоковые аудио, видео, видеотелеконференции), наиболее перспективных для применения в образовательных технологиях. Данная программа должна сопровождаться просветительской работой, так как большинство руководителей школ, даже подключенных к интернету, еще не осознали важности этой проблемы. В качестве важной цели информатизации образования следует ориентироваться на обеспечение 100% подключения московских школ к интернету (при условии готовности руководства и персонала ОУ эффективно использовать возможности ИКТ).
3. Развитие ИКТ-инфраструктуры должно, безусловно, идти одновременно с созданием качественных сетевых и локальных образовательных ресурсов.
4. Необходимо усилить работу по размещению дополнительных компьютеров в учебных кабинетах и школьных библиотеках при их подключении к интернету и создании условий для самостоятельной работы школьников.
5. Москва близка к полному преодолению компьютерной неграмотности учителей. Вместе с тем недостаточным является уровень специальной подготовки к использованию ИКТ в учебном процессе. В связи с этим следует не менее, чем на 20% расширить масштабы ежегодной подготовки учителей по ИКТ в образовании и всемерно поддерживать создание компьютеризированных рабочих мест преподавателей с доступом в интернет, в том числе на базе домашних компьютеров как самом эффективном пути закрепления и развития навыков использования ИКТ.
6. Учитывая перспективность мобильных решений использования ИКТ в учебном процессе, необходимо обеспечить школы соответствующим оборудованием (мобильными компьютерными классами на базе портативных компьютеров, АРМ учителя на базе ноутбуков, карманными компьютерами для самостоятельной работы учащихся и т.д.).
Вержбицкий Владимир Владимирович - Директор научно-педагогического института дистанционного обучения Московского государственного социального университета, кандидат философских наук.
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 110-119.