Многие специалисты отводят России срок в пять лет, чтобы окончательно не отстать в мировой технологической гонке. До сих пор, пока к интернету будут иметь доступ менее 10 % населения, информационные технологии останутся модной и дорогой затеей, не влияющей на рост уровня жизни населения и на экономической прогресс.
Современные процессы регионализации и устойчивого развития российского общества таковы: эффективное управление новой экономикой возможно лишь при условии формирования региональных телекоммуникационных систем. Соответствующая Программа высоких технологий развития телекоммуникаций существует в Республике Саха (Якутия), которая реализуется с начала 2000 г. под эгидой Президента Республики Саха. Программа финансируется за счет средств федерального бюджета и привлеченных средств ОАО «Ростелеком», а также средств инвестиционного бюджета Республики Саха и собственных средств государственного предприятия «Сахателеком» [1].
Программа призвана в существенной мере модернизировать основы формирования бюджетной политики в регионе: на смену государственному финансированию бюджетных отраслей, входящих в состав телекоммуникационного сектора экономики региона, приходит методология оказания бюджетных услуг, принятая в развитых странах. Направления программы охватывают практически всю систему региональных финансов: стандартизацию бюджетных услуг и повышение их качества; наращивание доходной базы республиканского и муниципального бюджетов; межбюджетные отношения, совершенствование структуры расходов на бюджетные услуги; внедрение казначейской системы исполнения бюджета.
Основным инструментом реализации Программы в республике выступает Региональное информационно-консалтинговое агентство (РИКА), представляющее собой целостную технологическую, программную и информационную компанию, обеспечивающую создание, хранение, анализ и распространение информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности. В ходе реализации проекта РИКА предполагается полностью модернизировать всю информационную инфраструктуру органов власти Республики Саха:
- развернуть современную телекоммуникационную сеть;
- оснастить региональные органы власти современными компьютерами, объединенными в сетевые комплексы;
- разработать и внедрить единую программную среду, а также целостную систему защиты информационной безопасности.
Первая и наиболее значимая задача формирования региональной телекоммуникационной системы состоит в информатизации государственного управления и повышении эффективности бюджетного сектора экономики на базе информационных технологий. Государство должно обеспечить использование таких систем в целях повышения эффективности управления. При этом создание региональной телекоммуникационной инфраструктуры не сводится только к возведению технологического фундамента – развертыванию информационных сетей, оснащению офисов региональных органов управления компьютерами, и т.п. Здесь необходимы реинжиниринг и формирование эталонной модели бизнес-процессов госуправления. В ходе реализации проекта РИКА не создается специализированная выделенная сеть государственных органов управления, а модернизируется коммуникационная инфраструктура общего доступа. В большинстве районных узлов связи уже функционируют маршрутизаторы, которые по выделенным каналам соединены с центром сети и с интернетом. Таким образом, в районных центрах созданы многоканальные узлы сетевого доступа [2].
В программе развития региональной телекоммуникационной системы ставится задача вовлечения в современное информационное пространство максимально широкого круга пользователей – как государственных органов и предприятий, так и отдельных граждан, т.е. решается задача устранения информационного неравенства. В ближайших планах – создание бесплатной службы доступа к внутренним информационным ресурсам и к республиканской электронной почте, подключение к ним вузов, школ, библиотек, поддержка открытия классов доступа интернет-кафе, пунктов правовой информации и т.д.
В настоящее время в республиканских органах власти развернуты современные информационные комплексы. Администрация Президента Республики Саха (Якутия) эксплуатирует Центр обработки данных, обеспечивающий поддержку информационных ресурсов, решение функциональных задач на базе серверной фермы, состоящей из десятка мощных серверов. Министерства, госкомитеты и территориальные органы федеральной власти эксплуатируют информационные комплексы на базе рабочих станций, подключенных к локальным коммуникационным сетям в столице республики.
В районных и городских администрациях созданы и расширяются муниципальные информационные системы, в том числе серверные комплексы на базе серверов «Hewlett-Packard», подключенные по выделенным каналам к региональной коммуникационной сети и объединяющие информационные комплексы в подразделениях органов местного самоуправления – отделах социальной защиты, здравоохранения, финансов, имущества и т.д.
Самый важный компонент РИКА – распределенный интегрированный банк данных и соответствующее программное обеспечение. Посредством программных подсистем, разработанных по современным технологиям «клиент-сервер» на программной платформе «Windows-2000», пользователи любой территории республики получают в режиме реального времени доступ к этому банку [2]. Главный принцип организации информационных потоков РИКА – актуализация и обработка информации на месте ее первичного получения от физических или юридических лиц. Формирование регионального банка данных осуществляется на основе объединения информации из этих первичных источников.
РИКА включает два укрупненных предметных раздела. Во-первых, – экономический регистр, содержащий всеобъемлющую информацию об экономике, финансах, организациях различных отраслей хозяйства и бюджетной сферы на республиканском и муниципальном уровнях. Во-вторых, включает программный комплекс – регистр населения, представляющий совокупность информационно-регистрационных систем персонального учета граждан и ведомственных систем учета граждан (подсистемы «Паспорт», «ЗАГС», «Пенсии», «Пособия», «Медицина», «Налоги») [3].
К данному моменту уже задействованы информационные системы «Регистр республиканской и муниципальной собственности», «Государственные закупки», «Мониторинг ЖКХ», «Образование», «Кадры госслужащих» и пр. [4]. В планах на 2004 г. – внедрение регистра населения, который будет увязан с переписью населения, а также создание аналитической подсистемы и системы защиты информации [2]. Планируется создание системы интеллектуального анализа данных с использованием технологии формирования их банка данных на основе детализированной информации путем ее агрегации и автоматической конвертации. Использование интеллектуальных технологий позволяет выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, осуществить прогнозирование последствий государственной региональной политики.
Информация РИКА подразделяется на внутреннюю служебную, предназначенную для сотрудников органов власти, и общедоступную, которую может использовать население региона. В 2002 г. исполнилось 6 лет официальному интернет-серверу Администрации Президента Республики Саха. В общей сложности он содержит десятки тысяч страниц (от ленты новостей, обновляемой в режиме реального времени, до электронной версии библиотеки якутской литературы). Хранение, навигацию и актуализацию такого большого объема информации обеспечивает сложная программа интернет-система: весь процесс информационного наполнения и поддержания контента реализуется исключительно через наглядный и простой в использовании веб-интерфейс. Благодаря этому над информационным пополнением сервера сейчас работают десятки специалистов различных органов власти, зачастую обладающих лишь начальными навыками компьютерной культуры. Например, информационное обновление сайтов районов республики дистанционно (через интернет) выполняют работники органов местного самоуправления и администраций районов [2].
В настоящее время в рамках РИКА формируется единый портал органов власти, посредством которого государственные муниципальные служащие смогут получать персонифицированный доступ к информационным системам, автоматизирующим и повышающим эффективность их работы. Важнейшим результатом здесь явились бы упрощение и унификация обмена информацией между органами власти, хозяйствующими субъектами и гражданами, улучшение взаимодействия и информированности общества и власти. Через единый портал государственные органы власти будут представлять открытые и стандартизированные услуги (например, выдача лицензий и сертификатов).
Существенный элемент реформы власти – налаживание публичной отчетности и общественного контроля. В этой связи одно из главных достоинств сети – способность персонифицировать деятельность представителей органов власти [3]. Интернет-сети могут уже в ближайшее время снизить основную долю издержек, связанных с проведением процедур народного волеизъявления, а в перспективе обеспечат возможность оценивать работу правительства и конкретных должностных лиц постоянно, а не только в период предвыборной активности.
Основной эффект от создания РИКА как платформы формирующейся региональной телекоммуникационной системы видится в том, что информационная инфраструктура всех органов власти интегрируется в единое информационное пространство региона, объединяющее информацию в единую базу данных. На принципиально новый уровень выходят и способы взаимодействия государственного управления и бизнеса, власти и общества. Открытость, подконтрольность, эффективность – основные характеристики взаимоотношений, складывающихся на основе новых информационно-технологических реальностей.
Эффективная экономическая деятельность на институциональном уровне в настоящее время основывается на преобразовании информации, которая представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными с другими структурами и населением. Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчивости региональной экономической системы. Регион, эффективно преобразующий информацию, становится конкурентоспособнее территорий, не осуществляющих такие инновации; результатом является создание более благоприятных условия для привлечения инвестиций. Преобразование информации становится решающим фактором развития производства. Производители стремятся заранее исследовать конъюнктуру рынка, готовы оплатить информационные и консалтинговые услуги за сведения о продукции конкурентов.
Известно, что одна из важнейших задач совершенствования системы корпоративного управления в регионах – повышение прозрачности деятельности акционерных обществ: существующая система раскрытия (а по сути – сокрытия) соответствующей информации не отвечает интересам принятия инвестиционных решений [3]. Фактически еще только зарождаются контуры механизма сбора и предоставления заинтересованным сторонам актуальных, сравнимых и достоверных сведений о корпоративных структурах в регионе. В качестве первоочередной меры следует обеспечить безусловное соблюдение требований действующего законодательства об информационной открытости работы предприятий. Наиболее полно эта проблема решается в рамках РИКА. Будущее покажет, насколько эффективен опыт создания на базе РИКА региональной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг.
В современных условиях инвестиции все чаще теряют форму непосредственных потоков финансовых средств и приобретают системные свойства в качестве процессов передачи технологий, патентов, информации. С учетом этой тенденции решающим условием привлечения инвестиций в регион становится человеческий капитал. Такие инвестиции могут быть эффективными только при условии определенной квалификационной и образовательной подготовленности кадрового потенциала региона, способного воспринимать инвестиционные нововведения. От качества кадрового потенциала в среднесрочной и долгосрочной перспективах зависит успешность развития и распространения информационных технологий в регионе. Улучшение системы образования необходимо не только для роста числа специалистов в области информационных технологий, но и для радикального повышения общего уровня информационной грамотности экономически активного населения.
Литература
1. Информационная структура развития новой экономики / Н.В. Бекетов, Е.А. Извольская, И.В. Извольская // Информация – Коммуникация – Общество: Материалы конф. / Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, Россия, 12-13 ноября 2002. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургск. гос. электротехн. ун-та, 2002. – С. 27–30.
2. Муниципальный рынок телекоммуникационных услуг: проблемы формирования и развития / Н.В. Бекетов // Перспективы развития российской экономики: Межвузовск. сб. науч. тр. – Вып. 4. / СПб.: Изд-во Санкт-Петербургск. военного ун-та связи, 2002. – С. 552–558.
3. Телекоммуникационный рынок России: итоги десятилетия / Н.В. Бекетов // Финансовые проблемы и перспективы современной экономики: Межвузовск. сб. статей. – Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та , 2003. – С. 92–97.
4. Формирование мотивационной системы развития новой экономики / Н.В. Бекетов // Информация – Коммуникация – Общество: Материалы конф. / Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, Россия, 12-13 ноября 2002. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургск. гос. электротехн. ун-та, 2002. – С. 26–27.