Социокультурные аспекты электронного развития

_________________________________________

Вершинская О.Н.


Статья рекомендована Т.В. Ершовой 23.05.2013 г.

Аннотация

Основная характеристика проживаемого периода – перемены и трансформации. Зарождаются новые стили жизни и модели потребления, происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Рассмотрена растущая роль культурных и психологических факторов в электронном развитии. Показана увеличивающаяся роль информации как фактора происходящих изменений. Рассмотрены изучаемые в Европе виды культурного воздействия на распространение ИКТ, а также основные культурно-психологические характеристики экономического развития. В отличие от индустриального общества в информационном обществе акцент смещается на потребление и потребителей, и прежде всего, электронных потребителей, т.е. пользователей ИКТ. Отмечается необходимость «направляемого» электронного развития, необходимость установления системы правил и ограничений осуществления электронной деятельности. Обоснована необходимость разработки социальных технологий вовлечения граждан в информационное общество.

Ключевые слова:

культурное воздействие, культурно-психологические характеристики экономического развития, пользователи ИКТ, информация как фактор перемен, направляемое электронное развитие, социальные технологии вовлечения граждан.

Значение социокультурных факторов в электронном развитии многогранно, однако исследовано слабо. Роль человека в воспроизводственном процессе под влиянием научно-технического прогресса постоянно изменяется. Были времена, когда качество продукции целиком определялось людьми, носителями профессиональных навыков и секретов. Потом наступил этап, когда работник рассматривался как некий придаток машины. Сейчас снова увеличивается значимость человека в производстве благ. Круг областей, где навыки, умения, способности человека играют решающую роль, постоянно расширяется. К сфере использования ИКТ это относится в полной мере. Игнорирование проблем пользователей в цифровом мире ведет к отставанию нашей страны в развитии информатизации и в адаптированности населения к цифровому веку.

Современная трактовка экономического роста предполагает необходимость изучения не только количественных параметров формирования и использования национального продукта, но и его качественной составляющей. Исходная концепция роста, базирующаяся на увеличении количественных параметров, отходит на второй план. Нацеленность на человека – центрального субъекта и объекта экономического роста, предполагает необходимость анализа культурно-психологических аспектов развития, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Электронное развитие требует людей, способных свободно мыслить, вписывающихся в глобальный контекст, умеющих применять ИКТ. Ускорение инноваций выдвигает новые требования к человеку. Под воздействием ИКТ происходят серьезнейшие изменения в познавательных возможностях человека, возникают новые локальные и глобальные электронные сообщества, формируются новые формы межличностной коммуникации. Роль психологических и культурных факторов в условиях распространения ИКТ увеличивается.

В основе любой человеческой деятельности лежит информация. Информация неотделима от использования, она прагматична по своей природе. Информация – это и пряник, и кнут, все зависит от того, кто и как ее использует. Информация имеет настолько большую власть, что даже предположение может иметь поразительный эффект. Разглашение информации значительно уменьшает ее силу и влияние. Доход и прибыль зависят от ожиданий, а ожидания – это информационная категория, на них можно влиять информацией же.

Информация – это валюта интернета. Теперь каждый может собрать всю необходимую информацию о тенденциях на рынке, об уровне спроса и предложения. Эти данные стали общедоступными. Дистанция между экспертами и широкой публикой уменьшилась. Интернет нанес сильный удар по «информационной асимметрии».

Анализ информации имеет смысл, только если иметь в виду наличие ее потребителей. Роль информации как фактора происходящих изменений – центральная. Получение информации – это процесс, который влечет за собой изменения, в условиях распространения ИКТ скорость общественных изменений возрастает. Становясь, в сущности, образом жизни, электронная деятельность порождает новый жизненный уклад. Использование информации и обмен ею – это часть культуры. Социокультурная динамика такова: зарождаются новые стили жизни и модели потребления, происходит перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Новая социокультурная динамика создает возможности для развития социально-экономических процессов в нетрадиционных направлениях, в результате изменяются жизненные стратегии индивидов, принимая новые, не использовавшиеся ранее формы. Искусственный цифровой мир становится частью современного мира. Появились новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая мораль, новая элита, новая культура. Значение информационных, психологических и культурных аспектов социальной динамики растет.

Единого ответа на вопрос о том, что понимать под культурным воздействием сегодня не существует. К психологическим и социокультурным факторам, воздействующим на процесс электронного развития, относят культуру разных поколений (в том числе воздействие интернета на формирование завтрашних взрослых); образование; грамотность; уровень коммуникации с внешним миром; такие ценности, как индивидуализм или ориентация на семью и пр. Перечень факторов, которые можно хотя бы отчасти считать факторами культуры, – предмет тонкий, и мнения здесь могут быть различными. В европейских исследованиях выделяют следующие пять групп факторов, воздействующих на распространение ИКТ: социальная структура общества, отношение к времени, разделяемые ценности, формы и модели коммуникации, материальная культура [1].

Особенностью российской модернизации является специфичность исходной культуры, подлежащей обновлению. Она все еще содержит, хотя и быстро его утрачивает, древний слой мировосприятия, основанный на ценностях соборности, государственности, коллективизма и равенства. «Модернизируя столь глубокую и сложную культуру, нужно четко определить исходную позицию. Или, применяя распространенную модель модернизации как вестернизации, мы разворачиваем сценарий, где более современные общества предлагают переходному обществу свою культуру, в том числе ценности гражданского общества. Или модернизируем сложившуюся, живую культуру, не подменяя ее, а изменяя ее, используя ее огромные внутренние ресурсы, делая ставку на процессы ее самоорганизации в новых условиях, на массовые процессы ценностной адаптации и развития» [2, с. 457].

Прогресс в области информационно-коммуникационных технологий уже затронул в России большинство сфер бизнеса, государственной и общественной жизни, повседневной деятельности. Повсеместное распространение ИКТ быстро меняет нашу жизнь. Умение пользоваться ИКТ перестало быть чем-то необязательным, теперь это необходимое условие участия в новой экономике.

Само понятие «культура» имеет много смыслов. Культура – это общепринятые нормы, символы, ценности, верования и установки, а также их выражение в повседневном поведении, материальных продуктах. Культура – это образцы поведения, не сводимые к сумме индивидуальных установок и поведения. Для ученых культура – это предмет исследования.

Личностные параметры человеческого существования (потребности и смыслы) и социальные параметры (ценности) обладают свойством качественности, т.е. количественной несравнимости. Личностные смыслы индивидуальны и неповторимы, а потребности взаимоНЕзаменяемы. Если в индустриальном обществе изучали в основном производителей, то в постиндустриальном информационном обществе, которое еще называют обществом потребления, акцент смещается на потребление и потребителей, прежде всего электронных потребителей, т.е. пользователей ИКТ. Однако принятое сегодня повсеместно механистическое мировоззрение, основанное на представлениях классической физики, блокирует стратегическое мышление. В современных условиях для осмысления стратегии человеческого поведения нужно основываться на теории сложных развивающихся систем, на теории хаоса, в которой изучаются нелинейные влияния, такие как последствия «падения камешка с горы». Такой анализ предполагает междисциплинарные исследования.

Универсальной теорией, подходящей для поиска базовых принципов функционирования мира цифровой информации и для изучения социальных трансформаций, обусловленных ИКТ, является теория ноосферы, выдвинутая российским академиком В.И. Вернадским в начале ХХ века [3].

Основные принципы теории ноосферы сводятся к следующему:

• осознание последствий дает представление о будущем. Любое действие имеет определенные последствия. Человек должен осознавать возможные результаты собственных действий и сознательно делать наиболее подходящий выбор в расчете на будущее;

• для выживания в искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений. Основная идея направляемого развития – необходимость установления ограничений, т.е. предельно допустимых значений параметров в рассматриваемой сфере. В созданной человеком ноосфере человек должен знать, чего делать нельзя.

Эти принципы могут и должны применяться и при изучении цифрового мира. Ноосфера – область деятельности человека, следовательно, она включает и электронную деятельность. Сегодня ноосферой называют интернет. Социальные последствия распространения ИКТ широко изучаются в западной науке, в то время как необходимые ограничения лишь относительно недавно стали предметом научного анализа. Чтобы снизить угрозы обществу, нужно вводить новые ограничения, выявить которые поможет изучение взаимодействия ИКТ и их пользователей.

Сегодня теория В.И. Вернадского мало используется в общественных науках, понятие направляемого развития в основном связывают с проблемами экологии. В то же время в условиях повсеместного распространения ИКТ направляемое развитие является альтернативой нерегулируемому рыночному развитию.

Другой общезначимой теорией является семиотика, наука о знаковых системах. Само понятие «семиотика» появилось во второй половине XIX века, оно было введено Чарльзом Пирсом [4]. Семиотика рассматривает каждую систему знаков как модель определенного фрагмента мира. Так, в конце XIX века в качестве знаковых систем были рассмотрены естественные языки [5]. Рассмотрение языка электронного мира как знаковой системы – это крупная научная задача, которая позволит описать новый фрагмента мира.

Свойства любой знаковой системы изучаются на трех взаимосвязанных уровнях:

• на синтаксическом уровне, когда изучается взаимосвязь между знаками и структурами их комбинаций, правила их трансформации безотносительно значений знаков;

• на семантическом уровне, когда анализируются значения знаков, производится интерпретация как знаков, так и их комбинаций;

• на прагматическом уровне, когда исследуются отношения между знаками и их пользователями.

Формальный аппарат синтактики и семантики может использоваться для описания электронной информации, для поиска ее стабильных черт и свойств. Пока этот аппарат находится в стадии разработки. Прагматический уровень анализа, свойственный и теории ноосферы, и семиотике, приобретает все большее значение в современных условиях. Анализ информации имеет смысл только при учете ее потребителей.

Поиск базовых принципов изучения мира электронной информации, безусловно, не ограничивается упомянутыми теориями. Однако они помогают искать ответы на главные вопросы. Что может нарушить равновесие между обществом и ИКТ? Мы подошли ко второй реальности, у которой существуют свои границы, но раньше мы их не видели.

При рассмотрении информации в контексте компьютеризации возможен как статический, так и динамический срез анализа. Например, рост экономического значения информации анализируется с помощью статистического подхода. Информация при этом рассматривается не как фактор воздействия, а как объект хранения и обработки, как множество товаров и услуг, порождаемых информационной деятельностью, изучаемых с точки зрения возможностей их производства, хранения, передачи и распространения, или с точки зрения используемых каналов передачи информации, типов потребителей и пр. Динамический подход подчеркивает центральную роль информации как фактора происходящих изменений. Получение информации – это процесс, который влечет за собой изменения, и в условиях распространения ИКТ скорость перемен возрастает. Также как в физике, в гуманитарных и общественных науках есть статика и динамика.

Основная характеристика переживаемого нами периода – перемены и трансформации. Сегодня наиболее актуален прагматический подход, позволяющий соотнести каждую новую технологию с социальными последствиями ее использования.

Виртуальный мир – это сфабрикованный мир, который можно изучать, наблюдая за практикой использования ИКТ. Прогресс ИКТ делает виртуальный мир все более реальным, и человеческая психика не всегда способна улавливать различия между ними. Возрастание роли виртуальной составляющей в социальной реальности ведет к необходимости изучения пользователей ИКТ как новых электронных акторов [6]. Новая экономика порождает и использует новые категории: возникают виртуальные экономические агенты, виртуальные товары и виртуальные финансовые инструменты. Если в индустриальном обществе изучали в основном производителей, то в постиндустриальном информационном обществе, которое еще называют обществом потребления, акцент смещается на потребление и потребителей, прежде всего электронных потребителей, т.е. пользователей ИКТ.

Одна из наиболее известных социальных теорий в данной области – теория доместикации [7]. Это понятие пришло из антропологии, из исследований в сфере потребления и современных средств массовой информации. Все виды социальных процессов, связанных с ИКТ, изучаются с помощью качественной методологии (углубленные неструктурированные интервью, включенное наблюдение), позволяющей выявлять мотивации поведения. Исследуются изменения в моделях использования ИКТ, в бюджетах времени, анализируется влияние ИКТ на взаимоотношения в семье, на осуществление семейного контроля: воспринимаются ли ИКТ в качестве угрозы или новых возможностей; используют ли их для развлечения и/или работы и т.д.

В настоящее время необходим пересмотр концептуальных основ информатики и введение в нее такого нового раздела, как гуманитарная информатика, имеющая дело с проблемами использования ИКТ. Социальные предпосылки и последствия распространения ИКТ – один из основных разделов гуманитарной информатики. Мировая наука изучает пользователей ИКТ уже более 20 лет. Первые исследования проводились в конце 1980-х годов, международные проекты в рамках ЕС ведутся с 1994 года [1]. Анализируются главным образом социальные последствия распространения ИКТ, т.е. влияние распространения ИКТ на возможности, права и интересы человека. Выявляются типы пользователей и модели их поведения, например, молодежь и ИКТ, ИКТ и стареющее общество, риски и опасности (цифровой раскол, возрастание неоднозначности социальных норм, возникновение нехимических поведенческих аддикций и пр.). Исследования показывают, что смысл информатизации заключается не только в нарастающем распространении электронной техники и техники связи. Использование ИКТ меняет стиль и методы общения, формы информационного обмена, ведет к возникновению новой информационной культуры, которая в значительной степени определяет и эффективность общественного производства, и качество жизни.

Утверждение новых ценностей – сложный и противоречивый процесс. Еще в 1922 году Уильям Огборн выдвинул гипотезу культурного отставания [8]. В соответствии с которой общество, его нормы и ценности меняются значительно медленнее, чем технологии. Так ли это и сегодня, когда идет взрывная переоценка ценностей в связи с возникновением виртуального мира? Очевидно, что в трансформирующейся и модернизирующейся России принятые ценности подвергаются большим изменениям. Сначала современная теория модернизации вообще не учитывала внутренних, культурных механизмов развития, интерпретируя сложившуюся в том или ином обществе культуру как потенциальную помеху модернизации. Сегодня в концепциях, связанных с теорией запаздывающей модернизации, уже стали уделять внимание ценностно-мотивационным структурам, подчеркивая устойчивость ценностного ядра культуры, оптимальность смешанных традиционно-модернизированных культур.

Однако механизмы перехода, механизмы качественной трансформации культуры практически не исследуются, что освобождает место для нормативных подходов, для восприятия социокультурной реальности с точки зрения некоей желаемой модели. Связь между причиной и следствием в условиях массового распространения ИКТ ускоряется, влияние стимулов увеличивается десятикратно. В то же время устоявшиеся формы жизни, превалирующие ценности подвергаются в условиях распространения ИКТ серьезнейшим трансформациям. Меняется отношение ко времени, темп жизни; стираются границы между рабочим и свободным временем; складывается энергосберегающий стиль жизни; изменяются роль и функции СМИ, появились новые читатели и новые «писатели» и пр. В качестве примера действия человеческого фактора можно привести наличие или отсутствие ощущения депривации, лишений, связанных с ИКТ, обусловленных взаимодействием с техникой, интеллектуальной составляющей (низкий уровень подготовки) и др. И все это социокультурные параметры.

Обращает на себя внимание необходимость междисциплинарности проводимых исследований. В век ИКТ социология, лингвистика, этнография, этнология – все это смежные науки. В ЕС уже появился термин Digital Humanities. Социальное взаимодействие все чаще становится виртуальным. Интернет расширяет, но не замещает традиционное личное общение. В США сокращается число прочных связей, сокращается число друзей, которые помогают человеку выжить. Слабые связи с другими людьми для интернет-пользователей характерны намного больше, чем для иных категорий населения [9].

Еще одна актуальная тенденция: ИКТ разрушают всё медленное. Мы жертвуем эрудицией и изяществом в пользу скорости. Есть быстрое и медленное время, быстрое и медленное мышление, быстрое и медленное письмо [10]. Такие технические аспекты, как развитие широкополосной инфраструктуры, скорость соединения и тарифы имеют важные социальные последствия. Даже в Европе распространение широкополосных услуг определяется больше предложением, чем спросом [11]. Влияние культурных факторов на использование услуг широкополосного интернета, услуг серии web 2.0 очень велико. Как отмечают европейские ученые, речь идет не о технологиях и артефактах, а о культуре, в которую технологии и артефакты внедрены [12]. Еще в начале 1990-х годов известный английский ученый Роджер Сильверстоун писал, что культурные факторы влияют на принятие технологии в доме в соответствии с интересами и ценностями семьи [13].

Широкополосные услуги web 2.0 в наилучшей степени демонстрируют новые поведенческие и культурные различия среди пользователей. Эти услуги требуют большей активности по сравнению с поиском информации в интернете. Использование этих услуг требует особых навыков, а также является маркером распространения цифровой грамотности.

Наиболее известны в Европе культурные измерители голландского социального психолога Г. Хофстеде [14]. Он выделяет пять основных индикаторов: расстояние до власти, стремление избегать неопределенности, коллективизм, мужественность и краткосрочная/долгосрочная ориентация на будущее. Хофстеде определяет расстояние до власти как социальное неравенство, принимаемое людьми, не обладающими властью; стремление избегать неопределенности – как стремление избегать риска, руководствуясь нормами; коллективизм – как степень вовлечения индивида в сообщества; мужественность – как индикатор уверенного, конкурентного поведения.

Культурные индикаторы Хофстеде, которые существовали оффлайн, существуют и онлайн. Расстояние до власти в обществе больше, если люди готовы принимать неравноправное общество. Стремление избегать неопределенности характеризует общества, члены которых предпочитают подчиняться правилам, а не принимать случайные решения.

Другие виды культурного воздействия на распространение ИКТ – стремление к обретению не только материальных, но и таких абстрактных ценностей, как счастье, самореализация, защита окружающей среды, которые с помощью ИКТ транслируются во взаимопомощь, в активное участие в общественной жизни. Имея намерение исследовать культурное воздействие на распространение ИКТ, необходимо свести множество культурных факторов к конкретному списку (или шкале). Анализ показывает, что основными культурно-психологическими характеристиками экономического развития являются принятые ценности, мотивации и чувство удовлетворенности.

Процесс изменения ценностей под влиянием распространения ИКТ очень динамичен и противоречив. Это прежде всего мобилизация социального потенциала, т.е. «совокупной энергии населения», по удачному выражению Н.Ф. Наумовой [2]. Мобилизация человеческого общества может быть успешной, только если развиваются ценностные ориентации и мотивы деятельности, которые соответствуют условиям модернизации.

Еще одна культурно-псиологическая характеристика – мотивации. Мотивации бывают внешние и внутренние. В основе мотивации любой человеческой деятельности лежит система стимулов и побуждений. Правильную, сбалансированную систему стимулов нужно выстраивать. При неадекватном выстраивании системы стимулов трудно сделать выбор. При равенстве не уравновешенных стимулами возможностей выбор может оказаться затруднительным или даже невозможным. Реальными побуждениями могут быть не только материальные блага, но и такие нематериальные устремления, как престиж и власть, альтруизм, чувство справедливости, соответствие статусу, соревнование, чувство собственной необходимости, достижение успеха и пр., которые дают внутреннее вознаграждение, т.е. внутреннюю мотивацию.

Сейчас у нас активно утверждаются все социальные составляющие предпринимательской мотивации. Социальная форма предпринимательской мотивации – частный интерес, которая эффективна в начале процесса модернизации «вдогонку», как способ первоначального накопления. Однако она малоэффективна с точки зрения задач модернизации общества в силу ориентации на сверхприбыль и стремления превращать накопления не в капитал, а в имущество или переводить его за рубеж.

Социальные признаки предпринимательской мотивации (интенсивный образ жизни, высокий уровень социальных притязаний и др.) и психологические, личностные параметры (готовность к риску, прагматизм, рациональность, самоконтроль, коммуникабельность и т.д.) становятся все более явными. Однако культурные составляющие этого процесса формируются крайне специфически. Характерные особенности нашего общества – неразвитость правового сознания, высокая политическая активность на фоне слабой ролью демократических ценностей.

Успешность предлагаемых сверху экономических инструментов и механизмов зависит от того, насколько быстро и качественно общество усваивает изменяющиеся модели экономического мышления и поведения. Новый взгляд на окружающие нас вещи и события рождается путем переформатирования стереотипного мышления в новое качество. Так, при замедлении темпов экономического развития Япония ввела финансовое стимулирование и социальное поощрение инноваций, принимаемых от человека в любом возрасте, вплоть до детей и глубоких стариков.

Человеческое поведение мотивировано стимулами, не только стимулами максимизации личного благосостояния, но и различными культурными и психологическими побуждениями. Стимулы составляют краеугольный камень современной жизни. Систему стимулов можно создать, придумать. Стимул – это ключ, рычаг с огромным потенциалом для изменения ситуации. Существует три основные разновидности стимулов: экономические (например, налоги), социальные (например, пропаганда вреда курения) и моральные (например, призывы помогать больным детям). Мораль отражает то, каким мы бы хотели видеть мир, а экономика демонстрирует, каков он на самом деле.

Условия развития человека можно оценивать и с точки зрения его удовлетворенности. Удовлетворенность есть функция качества жизни и уровня притязаний. Здесь есть две социокультурные переменные: степень социального неравенства и характер культуры, который влияет на притязания.

Человеческую ресурсную базу для инновационного общества необходимо сознательно улучшать и выращивать. Система стимулирования инноваций должна, кроме финансовых, включать и меры по повышению осознания населением новых возможностей, выдвижение соответствующих лозунгов. Чтобы более точно и глубоко ответить на вопрос, «как» стимулировать, нужно проводить серьезные региональные исследования, выясняя по каждому региону ключевые для него факторы развития. Способ вовлечения граждан в инновационное информационное общество – это проведение кампаний по пропаганде инноваций, а также выяснение того, что мешает людям войти в новое общество. Расширяет социальную базу инновационного общества и развитие форм социальной помощи, предоставляемых в электронном виде, социально уязвимым группам населения.

Социологические исследования показывают, что в России прежде всего необходимо повышать осведомленность о возможностях ИКТ, особенно в провинции, и создавать широкую сеть доступной переподготовки, особенно учителей и преподавателей. Нужна единая в своих основных положениях социально ориентированная политика, направленная на настройку общественного сознания на жизнь и работу в инновационном обществе, на стимулирование интереса к получению и применению знаний. Социальная ориентация политики заключается в разработке социальных технологий вовлечения граждан в информационное общество с учетом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам.

Превращать потенциальные возможности ИКТ в реальность, осознанно и рационально организовывать информационные процессы часто мешают именно культурно-психологические факторы: отсутствие желания и интереса, компьютерных навыков, информационная пассивность, неосведомленность о возможностях новых технологий, недостаток общей информационной культуры. Мы подошли ко второй реальности, у нее существуют свои границы, которых мы раньше не осознавали. Проблема вовлечения населения в цифровой мир может решаться не только на техническом, но и на образовательном уровне, уровне развития информационной и компьютерной культуры населении, на демонстрационно-просветительском уровне.

В 1970-е годы всемирно известный социолог и психолог Э. Фромм [15] ввел понятие «социальный характер», обосновав, что социально-экономическая структура общества и социальный характер его членов находятся в неразрывной связи и что «любое изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение обоих». Просвещение людей и создание системы стимулирования инновационной деятельности – это условия и факторы перехода на инновационный путь развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Haddon L. Cross cultural differences and Cultures of Research. Brussels: Cost Office, 2005;

2. Наумова Н.Ф. Человек и модернизация России. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

4. Пирс Ч. Собрание трудов. М., 1958.

5. Моррис Ч. Основания теории знаков. Семиотика. М., 1983.

6. Vershinskaya O. Theoretical Approach to the Concept of Humans as e-Actors// Interacting with Broadband Society. V. 1. Berlin: Peterlang.

7. Silverstone R., Haddon L. Design and Domestication of Information and Communication Technologies// Communication by Design / Ed. R. Silverstone and R. Mansell. Oxford: Oxford Univ. Press.

8. Ogburn W. Social Change. N.Y.: Viking, 1922.

9. Барон Н.С. Тирания электронной коммуникации. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения на связи // Информационное общество. 2010. № 5.

10. Eriksen T. Tyranny of the Moment: Fast and Slow Time in the Information Age. London: Pluto Press, 2001.

11. Crabtree J. Fat pipes, connected people rethinking broadband Britain. London: iSOCIETY, 2003.

12. Boyd D. Choose your own ethnography: in search of (un)mediated life // The Society for Social Studies of Science (4S) Annual Conference. Montreal, 2007. Available at: http://www.danah.org/papers/talks/ 4S2007.html. [Accessed 9 January 2010].

13. Silverstone R. & Hirsch E., eds. Consuming technologies. Media and information in domestic spaces. London: Routledge, 1992.

14. Hofstede G. & Hofstede J.G. Cultures and organizations software of the mind. New York : McGraw-Hill, 2005.

15. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2000.

16. Вершинская О.Н. Информационные технологии как фактор экономического и общественного развития. Труды ИСА. 2010, том 56

17. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Междисциплинарные аспекты развития информационного общества . Часть 1 и 2. // Информационное общество № 5 2010

18. Вершинская О.Н. Инновационное развитие личности // Доклады IV Конференции по социологии инноватики. М., 24-25 ноября 2011

______________________________________

ВЕРШИНСКАЯ Ольга Николаевна

Доктор экономических наук, заведующая лабораторией социальных проблем развития информационного общества в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН


© Информационное общество, 2013 вып. 4, с. 12-21.