Мониторинг системы статистических индикаторов Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)»

_______________________________________________

Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н.



Статья рекомендована С.Б. Шапошником 25.07.2013 г.

Аннотация

Рассматриваются методологические подходы к формированию системы статистических индикаторов развития сферы информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации на основе стратегических целей и задач, сформулированных в Государственной программе «Информационное общество (20112020 годы)», Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минкомсвязи России и проектах по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ. Представлены методика и алгоритм расчета ряда показателей формирования системы современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций.

Ключевые слова:

государственная программа, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, показатель, статистический индикатор, система показателей.

В условиях все более широкого применения информационно-коммуникационных технологий с целью повышения конкурентоспособности экономики, ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления развитие отрасли связи направлено на удовлетворение растущих потребностей в ее услугах. В настоящее время уровень развития инфокоммуникаций в стране определяет их место в мировом экономическом, политическом и социальном пространствах.

Одним из важнейших звеньев государственной поддержки, контроля и определения направлений трансформации отрасли связи и информатизации является формирование системы статистических показателей, которая обеспечивала бы получение своевременных данных, всесторонне характеризующих отдельные аспекты становления в России информационного общества. При этом следует учитывать, что каждая организация связи отличается количеством и видом передаваемой информации, долей рынка услуг и средств связи, составом работников, спецификой средств производства, экономическими результатами и качеством работы. Кроме того, объем ресурсов и результаты деятельности отрасли связи по регионам страны существенно различаются.

Использование потенциала информационных и коммуникационных технологий как ресурса социально-экономического развития России предполагает формирование системы показателей, направленной на выполнение проектов Основных направлений деятельности Правительства РФ (далее – ОНДП), в соответствии со следующими направлениями: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство», реализация Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы».

Источниками информации для данной статьи явились Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010№ 1815-р [1], Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) Минкомсвязи России в части формирования набора показателей для оценки достижения целей и задач, а также карты проектов по реализации ОНДП, разработанные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 года № 815: № 25. Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение; № 26. Цифровое телерадиовещание; № 27. Развитие федеральной почтовой связи; № 28. Формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций; № 29. Электронное правительство.

Предложенная в Государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)» (далее Программа) система статистических индикаторов учитывает особенности их сбора и анализа, предложения по определению производных индикаторов, характеризующих ситуацию в каждой отдельной сфере, по совершенствованию и расширению информационной базы, позволяет повысить представительность и качество анализа информации, точнее оценить степень достижения целей Правительства РФ в наиболее важных отраслях социально-экономического развития страны. Система индикаторов Программы содержит показатели федерального статистического наблюдения за развитием и использованием информационных технологий и новые показатели, необходимые для комплексного анализа основных направлений и факторов развития информационного общества, данные для расчета которых отсутствуют в действующей статистической практике.

В состав индикаторов Программы включены контрольные показатели Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212, а также показатели, на основе которых формируются композитные индексы для международных рейтингов развития информационного общества и доступности информационных технологий, адаптированные к российской статистической практике, и показатели, отражающие региональные различия.

Интегральный показатель называется «Место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий». Он позволяет проводить анализ состояния и позиций страны в мировом сообществе по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и оценивается на основе индекса развития информационных технологий, рассчитываемого для 154 стран мира. Индекс сводит 11 индикаторов в единый критерий, который можно использовать в качестве инструмента для сравнений на глобальном, региональном и национальном уровнях. В число этих индикаторов входят:

• количество фиксированных телефонных линий на 100 человек населения;

• численность абонентов сотовой связи на 100 человек населения;

• средняя скорость международного доступа к сети интернет (бит/с);

• доля домохозяйств, имеющих компьютер, в общем числе домохозяйств;

• доля домохозяйств, имеющих доступ к сети интернет, в общем числе домохозяйств;

• численность пользователей сети интернет на 100 человек населения;

• численность абонентов, имеющих фиксированный высокоскоростной доступ к интернету, на 100 человек населения;

• численность абонентов, располагающих мобильным высокоскоростным доступом к интернету, на 100 человек населения;

• уровень грамотности взрослого населения;

• удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения;

• удельный вес учащихся высших учебных заведений в общей численности населения.

Формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций предусматривает упрощение процедур взаимодействия общества и государства, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и доступ физических и юридических лиц к сервисам электронного государства с целью повышения открытости деятельности органов государственной власти. Оценка степени решения указанных задач осуществляется с помощью интегрального показателя «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

К основным статистическим показателям, характеризующим данное направление развития сферы ИКТ, можно отнести следующие:

доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг;

доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг;

доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота.

Показатель «Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота» должен обеспечить оценку эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена. В условиях отсутствия нормативной базы, определяющей базовые технические требования и стандарты электронного документооборота, целесообразно заменить этот показатель на следующие:

• удельный вес органов государственной власти (в общем их числе), имеющих электронную картотеку входящих и исходящих документов;

• удельный вес органов государственной власти (в общем их числе), имеющих электронный архив документов.

Наблюдение за показателями можно осуществлять в рамках формы № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров, работ, услуг». В целом следует отметить, что в условиях отсутствия информационной базы для рачета показателей, отражащих развитие информационного общества, необходимо существенно пересмотреть формы статистического наблюдения на федеральном уровне.

Распространение цифрового контента и задачи сохранения культурного наследия предусматривают оцифровку культурных объектов, включая архивные фонды, развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к объектам. Одним из основных статистических показателей при решении задач данного уровня является «Доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифровой формат, в общем количестве единиц хранения фондовых метериалов». Показатель может быть рассчитан по данным Минкультуры России и формируется как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и по стране в целом.

Важной проблемой и насущной задачей в эпоху становления информационного общества является обеспечение информационной безопасности. Развитие систем связи для нужд государственного управления, обороны и безопасности страны, поддержания правопорядка предусматривает противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Обеспечение технологической независимости страны и технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, крайне актуальны в современных условиях.

Среди статистических показателей эффективности решения указанных задач:

• доля жалоб, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства РФ в области охраны персональных данных;

• уровень перевода оборудования сетей связи в городе и на селе на цифровые технологии;

• доля телефонизированных населенных пунктов в сельской местности;

• доля населения, не использующего сеть интернет по соображениям безопасности;

• сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития.

В настоящее время в государственной статистике не определен алгоритм расчета такого критерия, как «Степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития». По нашему мнению, для формирования сводного показателя можно использовать следующие индикаторв (по субъектам Российской Федерации):

• число телефонных аппаратов (включая таксофоны) телефонной сети общего пользования на 100 человек населения (источники информации: форма федерального статистического наблюдения № 44-связь «Сведения о технических средствах сетей местной телефонной связи», данные о численности населения на конец года);

• число подключенных терминалов сотовой подвижной связи на 100 человек населения (источники информации: форма федерального статистического наблюдения № 54-связь «Сведения о сетях подвижной связи», данные о численности населения на конец года);

• число пунктов коллективного пользования сетью интернет, расположенных в организациях почтовой связи, в расчете на 10000 человек (источники информации: форма федерального статистического наблюдения № 3-связь «Сведения о технических средствах для оказания услуг в сети передачи данных и тематических услуг связи», данные о численности населения на конец года);

• доля домохозяйств (%), имеющих доступ к интернету, в общем числе домохозяйств (источник информации: форма федерального статистического наблюдения № 1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств»);

• доля организаций (%), использующих широкополосный доступ к интернету, в общем числе организаций (источник информации: форма федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров, работ, услуг»);

• число персональных компьютеров в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений (источники информации: формы федерального статистического наблюдения № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении», ОШ-1 (НОУ) «Сведения о негосударственном общеобразовательном учреждении», ОШ-5 «Сведения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»);

• доля учреждений здравоохранения (%), использующих сеть интернет, среди всех учреждений здравоохранения (источник информации: форма федерального статистического наблюдения № 3-информ «Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров, работ, услуг»).

Интегральный показатель информационного развития субъекта Российской Федерации рассчитывается как сумма нормированных значений перечисленных показателей (нормирование производится через отношение абсолютного значения показателя по субъекту РФ к среднему значению по стране). Степень различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития рассчитывается как соотношение максимального и минимального интегрального показателя. Вместе с тем для оценки межрегиональных различий вместо интегрального показателя можно использовать базовые показатели. Такой подход позволяет определять слабые места с точки зрения использования информационных технологий.

Для оценки развития сектора ИКТ в отделениях почтовой связи в Программе предусмотрен показатель «Объем услуг почтовой связи в расчете на одного жителя». В то же время, на наш взгляд, более эффективный показатель развития федеральной почтовой связи «Доля товарооборота предприятий почтовой связи в сегменте интернет-торговля и товары-почтой в общей структуре товара этих сегментов».

Как указано в Программе, состав показателей носит открытый характер и предусматривает возможность его корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики, изменения технологических и социально-экономических условий, существенно влияющих на развитие информационного общества. В качестве дополнительных показателей, характеризующих данную сферу, целесообразно было бы рассмотреть некоторые, используемые в мировой практике. В частности, интегральный показатель «Индекс доступа к информационно-коммуникационным технологиям», включающий пять базовых индикаторов:

• телефонная плотность фик­сированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек на­селения);

• проникновение мобильной сотовой телефонной связи (число абонентов на 100 че­ловек населения);

• полоса пропускания между­народного трафика интернета (на 1 человека);

• число персональных компь­ютеров на 100 человек насе­ления;

• доля домохозяйств, имею­щих доступ в интернет.

Методика расчета индекса включает несколько этапов. На первом этапе определяются цепные темпы роста по каждому базовому показателю.

Темпы роста по показателю «Телефонная плотность фиксированной электросвязи» рассчитываются как отношение отчетного значения показателя к его значению за предыдущий период: во сколько раз он увеличился (если коэффициент больше единицы) или какую долю он составляет по сравнению с предыдущим периодом (если он меньше единицы). То есть получаемый показатель – это коэффициент.

Темпы роста по показателю «Проникновение подвижной сотовой телефонной связи» также рассчитываются как отношение отчетного значения показателя к его значению за предыдущий период и выражается в коэффициентах. Таким же образом определяются коэффициенты роста по показателям «Проникновение подвижной сотовой телефонной связи», «Число персональных компьютеров на 100 человек населения», «Доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет».

На втором этапе определяется интегральный показатель «Индекс доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)» как средняя арифметическая коэффициентов (темпов) роста базовых показателей по формуле:

= ( + + + + )/n =

=( + + + + ), (1)

где: n – число базовых показателей индекса доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).

Показатель рассчитывается в целом по Российской Федерации и по ее субъектам.

«Индекс использования информационно-коммуникационных технологий» – интегральный показатель, включающий три базовых индикатора:

• доля населения, пользовав­шегося интернетом в послед­ние 12 месяцев;

• число абонентов фиксиро­ванного широкополосного доступа к интернету на 100 человек населения;

• число абонентов подвиж­ной сотовой связи, поль­зующихся услугами мо­бильного широкополосно­го доступа к интернету на 100 человек населения.

Методика расчета индекса включает два этапа. На первом этапе определяются цепные темпы роста по каждому из перечисленных базовых показателей. На втором этапе рассчитывается интегральный показатель «Индекс использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» как средняя арифметическая коэффициентов (темпов) роста базовых показателей.

Показатель «Доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий» предназначен для оценки конкурентоспособности отечественной индустрии в данной сфере. Однако алгоритм его формирования не определен вследствие отсутствия соответствующей информационной базы – сведений о балансе товарных ресурсов продукции (услуг), связанных с информационными технологиями, позволяющем сформировать их рынок. Неотъемлемой частью подобных расчетов являются оценки и учет скрытого импорта, а также производства ИКТ-товаров, неотслеживаемого государственной статистикой (производство продукции малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями, скрытое производство), коэффициентов приведения объема импорта товаров к стоимости их реализации на внутреннем рынке страны, оценка товарных запасов. До сих пор информационная база этого сектора не разработана.

В условиях отсутствия надежной информационной основы для построения балансов ресурсов продукции в сфере информационных технологий возможна оценка данного показателя как отношения оборота организаций сектора ИКТ (за исключением организаций оптовой торговли) к сумме значения этого показателя (за вычетом экспорта товаров и услуг) и импорта соответствующих товаров и услуг:

До = (С - Э·Д) / (С - Э + И·Д·К)·100%, (2)

где: До доля сектора информационных технологий на рынке продукции в сфере информационных технологий;

C отгружено продукции собственного производства организациями сектора информационных технологий по видам экономической деятельности;

Э экспорт товаров и услуг, связанных с информационными технологиями;

Д средний курс доллара США;

И импорт товаров и услуг, связанных с информационными технологиями;

К оценочный коэффициент приведения импорта товаров (услуг) к стоимости их реализации на внутреннем рынке страны (экспертная оценка).

В качестве источника данных о производстве продукции сектора информационных технологий могут быть использованы формы федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».

Значения показателей экспорта (импорта) товаров формируются Росстатом по данным Федеральной таможенной службы, экспорта (импорта) услуг по данным расчета платежного баланса России.

Проведенный анализ системы показателей Государственной программы «Информационное общество (20112020 годы)» позволяет сформулировать следующие выводы. С одной стороны, предложенная система показателей в достаточной мере отражает результаты выполнения мероприятий Программы. С другой стороны, следует констатировать, что ряд производных показателей не обеспечен информационной базой и методикой расчета. В связи с изложенным требуется четкая и скоординированная работа Федеральной службы государственной статистики и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по организации статистического наблюдения в данном секторе, отвечающего современным реалиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Информационное общество (20112020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20.10.2010 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2011 N 399, распоряжений Правительства РФ от 02.12.2011 N 2161-р, от 30.12.2011 N 2438-р, от 05.05.2012 N 747-р, от 15.08.2012 N 1472-р, от 10.12.2012 N 2322-р, от 20.12.2012 N 2434-р, от 27.12.2012 N 2562-р).

2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минкомсвязи России на 20142016 гг.

3. Проекты по реализации ОНДП, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 815 от 17.10.2009.

4. Федеральная служба государственной статистики /Центральная база статистических данных. URL: http://www.gks.ru/

______________________________________

Садовникова Наталья Алексеевна

Доктор экономических наук, профессор кафедры «Теория статистики и прогнозирования» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Клочкова Елена Николаевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теория статистики и прогнозирования» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)