Образовательный сектор находится на распутье. Чтобы готовить студентов к испытаниям, ожидающим их в новом «обществе знаний» («Knowledge Society»), – к меняющимся условиям мировой экономики, стремительной экономической трансформации и невозможности четкого прогноза даже на один-два года, не говоря уже о десятилетиях, – образование должно развиваться и адаптироваться к новой реальности. Роль образования должна состоять в увеличении гибкости мышления обучаемых, в подготовке их к работе с громадным объемом информации из множества источников – к работе в виртуальных, часто в международных и многонациональных коллективах, где представлены самые разные культуры. Обучаемым необходимо уметь адаптироваться и проявлять себя творчески, а также уметь использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве обычного ежедневного средства и ресурса.
Другой реальностью, с которой сталкиваются современные специалисты, является необходимость обучения в течение всей жизни (life-long learning). В связи с этим уже сегодня ставится задача мониторинга развития образования человека, начиная с ранних школьных лет и до завершения активной трудовой и общественной деятельности. Однако эта задача столь глобальна и сложна, что даже в самых развитых странах такие системы еще далеки от реализации, хотя отдельные их элементы начинают появляться. Кроме того, при решении данной задачи затрагиваются аспекты этики и конфиденциальности, и эта проблема еще не вполне разрешена.
На полном цикле обучения в течение всей жизни следует выделить несколько периодов, которые поддерживаются различными образовательными организациями и структурами:
Работа по ликвидации такого разрыва ведется в целом ряде стран и на региональном уровне. В 1999 г. в рамках Болонского процесса Европейская Комиссия одобрила инициативу Career Space по созданию рабочей группы для того, чтобы определить новую матрицу специальностей в области ИКТ, соответствующих ей профайлов с описанием каждой специальности и содержания учебных программ и методов аттестации специалистов. Европейская комиссия в сентябре 2001 г. утвердила ICT Skills Monitoring Group, состоящую из представителей всех стран – членов ЕЭС. Группа проделала огромную работу, основными результатами которой явились:
В то же время сами требования к уровню и содержанию подготовки специалистов трансформируются, и с точки зрения повышения эффективности бизнеса динамика изменений потребностей бизнеса к развитию специалистов выглядит следующим образом:
Программы подготовки специалистов и планы их развития в рамках таких корпоративных университетов существенно зависят от сегмента рынка, в котором работает организация или компания, и включают в себя не только программы, связанные непосредственно со сферой основной деятельности (банки и финансы, телекоммуникации, нефтехимия и т.д.), но и программы подготовки в области управления, информационно-коммуникационных технологий, финансов, деловой этики и многих других областей знания.
Для построения эффективного и работоспособного корпоративного университета необходимо обязательно иметь доступ к образовательным ресурсам, наиболее важной частью которых являются контент и преподавательские кадры. Кроме того, при построении сложных программ обучения, как правило, требуется так называемый «образовательный консалтинг», т.е. наличие специалистов в области образования, которые смогут профессионально разработать программы обучения в соответствии с поставленными бизнес-задачами развития персонала компании или организации и с учетом уровня текущей компетенции персонала. Каковы источники таких ресурсов? Здесь возможно использование как собственных ресурсов корпоративного университета, так и привлечение внешних компаний-провайдеров. Соотношение внутренние-внешние ресурсы изменяется в очень широких пределах, однако практически всегда привлекаются внешние поставщики услуг, в том числе и в области образовательного консалтинга.
В последние 10–15 лет в связи с развитием ИКТ, в частности, интернета все больше внимания обращается на использование систем электронного обучения (e-Learning), которые могут способствовать существенному снижению расходов на обучение персонала. Это особенно важно для крупных и географически распределенных компаний и организаций с десятками и даже сотнями тысяч сотрудников. Тем не менее при этом сохраняется традиционный метод обучения под руководством преподавателя.
С учетом сказанного общая структура платформы для реализации системы корпоративного обучения может быть представлена тремя основными уровнями-компонентами (рис. 1):
Рис. 1. Платформа для реализации интегрированных решений в обучении.
Рассмотрим этот аспект более подробно. На рис. 2 показана качественная зависимость между необходимыми затратами (в виде соотношения обучения в классе и дистанционного обучения) и достижением желаемого результата – прохождения сертификации – в зависимости от типа сертификации, выявленная в результате исследования IDC (2002). Эта зависимость может быть использована для выработки рационального подхода к выбору комбинации методов обучения, поскольку достижение формально общепризнанной сертификации, как и успешное прохождение тестирования после обучения, могут служить показателем эффективности обучения и роста компетентности сотрудников.
Рис. 2. Метод обучения и тип сертификации.
При внедрении систем дистанционного обучения необходимо учитывать несколько важных аспектов, которые влияют на успех или, напротив, неуспех проекта.
Во-первых, цели проекта должны быть хорошо определены и увязаны с бизнес-результатами.
Во-вторых, особое внимание должно уделяться вопросам мотивирования сотрудников. Управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур приводит такие данные: «в период 2000–2002 годов 85% слушателей не завершили свое обучение. Это означает, что только 15 человек из 100 успешно оканчивают свою e-Learning программу». Как сделать так, чтобы процент завершивших обучение был близок к 100? Это очень серьезная проблема, которая может свести на нет все усилия и инвестиции в проект дистанционного обучения.
В-третьих, проект дистанционного обучения должен поддерживаться руководством компании или организации, оно должно видеть, какова выгода от реализованного проекта в терминах целей бизнеса.
В-четвертых, должна быть четко выстроена стратегия использования системы дистанционного обучения.
В отечественной литературе, когда речь идет о дистанционном обучении, как правило, имеется в виду асинхронный режим обучения через интернет (WBT – Web Based Training) и очень редко – синхронный режим с использованием виртуального класса. Причинами этого являются, с одной стороны, необходимость наличия более сложной и дорогой инфраструктуры для поддержки виртуальных классов и в том числе необходимость решать вопрос передачи голоса, во-вторых, недостаточная осведомленность о тех выгодах, которые несет в себе использование виртуальных классов в синхронном режиме.
Выгоды от использования синхронного режима прежде всего заключаются в том, что такая среда может использоваться не только для проведения курсов через интернет в режиме, близком с точки зрения общения преподавателя и слушателей к обычному обучению в классе, но и активно применяться для проведения деловых совещания (digital collaboration) с достаточно большим количеством участников, находящихся в самых разных местах страны или даже в разных странах. Для организации таких деловых совещаний неважным является географическое местоположение участников, а скорее необходимо принимать во внимание различие в часовых поясах.
Таким образом, наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход (blended approach) к развитию сотрудников компании, т.е. использование занятий в классе под руководством преподавателя, дистанционное обучение в асинхронном режиме через интернет (веб-курсы, WBT – Web Based Training), и, наконец, посредством виртуального класса через интернет в синхронном режиме. При этом подходе может быть достигнут баланс между результатами развития сотрудников в целях решения бизнес-задач организации и затратами на такое развитие. Именно такого подхода придерживается компания Хьюлетт-Паккард, являющаяся одним из мировых лидеров в области информационно-коммуникационных технологий.
Образовательное подразделение компании Хьюлетт-Паккард (HP Education) оказывает услуги по обучению клиентам, партнерам и сотрудникам компании, используя для этого интегрированный подход на базе следующих образовательных ресурсов:
Учебные курсы в классе:
В качестве подтверждения того, как взвешенное использование технологий дистанционного обучения может привести к значительной экономии средств, приведем два примера применения технологии синхронной доставки знаний посредством виртуального класса компанией Хьюлетт-Паккард во время слияния с компанией Компак (Compaq) несколько лет назад.
В первом случае задача ставилась следующим образом: подготовить более 20 тыс. менеджеров объединенной компании, работающих в 57 странах, к проведению аттестации сотрудников в контексте построения эффективных подразделений и использования новых информационных систем. При традиционном подходе было бы необходимо собирать группы менеджеров примерно по 25 человек на 2 дня на тренинг в течение 9–12 месяцев. Общая сумма затрат составила бы около 23,5 млн. долларов. При использовании же технологии синхронной доставки знаний посредством виртуального класса более 20 тыс. менеджеров были обучены по двум программам в течение 5 недель без необходимости уезжать из офиса на несколько дней, а экономия составила при этом (с учетом затрат на разработку дистанционных курсов и их проведение) около 23 млн. долларов.
Другой пример связан с использованием той же технологии синхронной доставки знаний посредством виртуального класса для проведения совещаний групп менеджеров, вовлеченных в процесс слияния компаний Хьюлетт-Паккард и Компак. Для завершения слияния в течение более короткого, чем обычно, времени требовалось порядка 50 совещаний в неделю различных команд из примерно 900 менеджеров, при этом затраты на каждое такое совещание оценивались в 20 тыс. долларов. Было принято решение проводить не очные совещания, а использовать для них виртуальный класс, но более часто. В результате в течение года было проведено порядка 2500 совещаний, было достигнуто полное соответствие планам слияния или даже их опережение и при этом сэкономлено порядка 50 млн. долларов.
Если вернуться к вопросу, вынесенному в название статьи – «Корпоративное обучение: дистанционное или в классе под руководством преподавателя?» – то с учетом вышесказанного можно заключить, что необходимо использовать все доступные технологии: и обучение в классе под руководством преподавателя, и дистанционное обучение в синхронном и асинхронном режиме. Вопрос заключается в том, в каких случаях какие методы использовать. Основываясь на опыте компании Хьюлетт-Паккард, анализе обзоров и литературы, можно сформулировать следующие рекомендации по использованию различных методов обучения в рамках корпоративных университетов:
Обучение в классе под руководством преподавателя:
Таким образом, при решении вопроса о том, какие методы выбрать для организации обучения персонала, необходимо учитывать несколько фактов, но в любом случае конечной целью развития сотрудников являются цели стратегии развития бизнеса, которые транслируются в соответствующие планы, в том числе и в индивидуальные планы развития сотрудников.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 36-42.