Под информационно-образовательной средой понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных потребностей пользователей.
В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п.
Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний).
Структурирование содержания дистанционного курса должно быть модульным, так, чтобы курсант мог четко осознать свое продвижение от одного законченного блока материала к другому. Слишком крупные модули заметно снижают мотивацию к процессу обучения.
Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.
Коммуникационные технологии также обеспечивают:
Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность курсанта. Отсюда необходима гибкая система организации дистанционного образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно курсанту. Важно, чтобы курсант не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, курсант с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем своей практической деятельности. В ходе такого обучения курсанты должны уметь (научиться) приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
Гипертекстовая организация курса
Как правило, содержание курса представляется в виде развитой гипертекстовой структуры в понятийной части, а также в логике изложения учебного материала (последовательность, взаимозависимость частей и т.п.). В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии – веками отработанного средства информационной поддержки образования. Гипертекстовая организация информации подчиняется следующим принципам:
В целом в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:
Мультимедийный курс, основанный на использовании современных сетевых технологий, дает возможность курсанту по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным (отобрать содержание в соответствии со своими индивидуальными потребностями, выбрать и зафиксировать в тексте пути, наиболее эффективные лично для него). Мультимедийные элементы способствуют восприятию и запоминанию материала. Появляется возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, например, подведение итогов или выдача задания в каждой лекции курса могут предваряться определенным звуком (мелодией), настраивающих курсанта на определенный вид работы.
Кроме того, мультимедийный курс может использоваться многократно и полифункционально: часть курса или лекции может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение или контроль без дополнительных усилий педагога. В основе курса может лежать не только расширенная модель учебного пособия (текста), но и расширенная модель лекции-процесса («презентация»), что также создает дополнительные возможности управления и самоуправления познавательными процессами.
В последнее время получают распространение средства «3D-технологий» в интернете, трехмерных объемов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страницы (как веб-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.д. 3D-объекты обладают эффектом присутствия: можно выбрать угол обозрения объектов, можно перемещаться от одного объекта к другому и т. п. 3D-модель в плане организации дистанционного образования можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов репрезентации учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес.
Расширение виртуальных возможностей и внедрение в такую модель принципов, свойственных гипертексту, позволяет успешно использовать ее в образовательных целях. Однако необходимо помнить, что избыточная наглядность снижает коэффициент усвоения материала.
Требования к участникам процесса
При этом курсанту ДО вполне достаточно просто владеть интернет-технологиями на уровне пользователя. Но от кураторов и преподавателей требуются более глубокие знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:
Особо следует выделить педагогов-кураторов и педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны:
Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т.е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.
Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.
Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы.
С одной стороны, это заставляет курсанта более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой – может привести к небрежности в работе, если курсант по какой-то причине не захочет задавать вопросы, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы курсов должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между курсантами и преподавателями, между самими курсантами, а также между курсантами и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы курсантов, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т.д.
Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения.
Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые курсантам достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.
В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы курсантов. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.
При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если, разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.
Некоторые авторы (В. Домбрачев, В. Кулешев, Е. Полат) выделяют в информационном потоке дистанционного обучения постоянные («статические») и переменные («динамические») составляющие. К постоянным составляющим они относят материалы, передаваемые учащимся одновременно до начала обучения и на длительное время, например, базовые учебники и учебные пособия, учебные планы, рекомендации по изучению учебного материала, вопросы для самоконтроля и т.д.
К переменной составляющей относят учебные материалы и корреспонденцию, передающуюся от преподавателя к учащимся и обратно в процессе обучения, например, замечания преподавателя по ответам учащегося на контрольные вопросы, рекомендации по изучению материала, ответы учащегося, материалы курсовых работ и пр.
Для осуществления такого сложного по динамике информационных потоков процесса требуются средства обучения, базирующиеся на современных информационных технологиях. Вместе с тем можно широко использовать и традиционные средства:
В проектах курсанты могут принимать участие:
В дистанционном образовании можно выделить следующие типы проектов.
Детальная методика использования проектов в рамках дистанционного образования в настоящее время не разработана пока ни в методической литературе, ни в практике.
Обучение же технологическим основам организации дистанционного образования требует, как минимум, освоения методик:
2. Гужеля Д.Ю., Федорова Е.А. Районный ресурсный центр как фактор эффективности дистанционного повышения квалификации. – М.: ФИО; Великий Новгород: НЦРО, 2004.
3. Дистанционное обучение / Учебное пособие под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ. – М., 1995.
5. Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр. – 1996. – № 1.
6. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
7. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – ИНФО, 1996. – № 3.
Ястребов Леонид Иосифович - Федерация Интернет образования.
Гужеля Дмитрий Юрьевич - Федерация Интернет Образования.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 30-35.