Не буду повторяться, говоря о важности и актуальности задач обеспечения информационной безопасности. Могу только напомнить, что цель проводимого «круглого стола» – это, прежде всего, обмен мнениями и, как следствие, выработка предложений по разработке концепции информационной безопасности, которая должна быть реализована в ходе выполнения программы «Электронная Москва». Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на некоторые особенности проблемы, с которыми связана реализация этой Программы в части обеспечения информационной безопасности.
Прежде всего, уточним понятие информационной безопасности и важность 4 ее составляющих.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., дает совершенно четкую систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Вне сомнения, что именно она должна послужить основой для формирования концепции обеспечения информационной безопасности Москвы как мегаполиса и как столицы Российской Федерации, а также обеспечения информационной безопасности в рамках программы «Электронная Москва».
В Доктрине под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая – это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
К четвертой составляющей относятся защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Таким образом, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации позволяет однозначно определить рассматриваемую проблематику и именно из положений Доктрины следует исходить при подготовке предложений по совершенствованию правового, методического и организационного обеспечения информационной безопасности.
Москва как субъект Федерации обладает собственной законодательной базой, однако сложность правового обеспечения информационной безопасности состоит в том, что это базовое понятие сформулировано в Доктрине достаточно широко, применительно к различным сферам правоотношений, в рамках которых используются информационные технологии и сети связи. Эти сферы регулируются различными отраслями права, в связи с чем возникают задачи гармоничной адаптации существующих норм к новым условиям осуществления правоотношений, а также разработки новых правовых положений для регулирования тех вопросов, которые возникли исключительно в связи с использованием инфокоммуникаций. В настоящее время нормативно-правовые акты города в области информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием единой кодификации и системности в их принятии. Налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации, включая обеспечение информационной безопасности Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным предметам регулирования. Этот анализ сделан в пояснительной записке к программе «Электронная Москва».
Поэтому назрела необходимость устранения противоречий между федеральным законодательством и городскими законами (законами субъектов РФ), а также унификации правил, единообразного решения различных процедурных проблем.
С другой стороны, столице принадлежит главная роль в создании и реализации предпосылок перехода России к информационному обществу. Именно Москва является локомотивом всех изменений в информационной сфере, лидером движения страны к информационному обществу. Она является полигоном, на котором можно отрабатывать новые модели с тем, чтобы потом тиражировать их по Российской Федерации. Мы рассматриваем городскую программу «Электронная Москва» как составную часть федеральной программы «Электронная Россия», и тот опыт, который в столице накоплен и дальше будет накапливаться, должен максимально использоваться в других регионах. Здесь, конечно же, очень важен обмен опытом и в такой сфере, как сфера информационной безопасности.
Когда мы говорим о защите прав собственности на информационные ресурсы, то имеем в виду, что информационная безопасность является составной частью экономической безопасности. Мы понимаем информационную безопасность не как самоцель (ни в коем случае не принижая ее значение), мы понимаем, что информационная безопасность – это система мер, направленная на предупреждение экономических и политических рисков. Прежде всего, экономических, ибо любая угроза нарушения режима информационной безопасности приводит к экономическим потерям, даже когда причиняет ущерб политическим интересам и репутации. В конечном итоге ущерб причиняется экономике – с незащищенным партнером не хотят работать, он теряет партнеров и клиентов. Незащищенный город вынужден тратить средства бюджета на устранение ущерба, нанесенного информационными преступлениями, теряет средства из-за недополучения прибыли и т.д.
Мы знаем, к сожалению, много примеров об утечке «на черный рынок» информации из государственных баз данных. На самом деле, речь идет не только о государственных, но и муниципальных, коммерческих информационных ресурсах. Причем мы можем констатировать, что нередко эта утечка информации нарушает права граждан на неприкосновенность личной жизни, а ответственность за нее несут держатели информационных массивов – государственные и муниципальные структуры. Поэтому одной из важнейших
задач должно стать формирование серьезной законодательной базы, направленной на защиту не только интересов государства, но и конституционных прав граждан. Я сталкивался недавно с базами данных ГИББД, ЗАГСов, МГТС и так далее. В них содержатся колоссальные массивы личных (персональных) данных. Здесь дело не только в том, чтобы закрыть возможные каналы утечки информации – а это, безусловно, нужно делать – но и создать нормальные, в рамках законодательства, в соответствии с нормативными положениями по информационной безопасности, механизмы распространения информации для обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным информационным ресурсам.
Решение задач обеспечения информационной безопасности предполагает, прежде всего, определение угроз интересам города как части субъекта Федерации в информационной сфере, и создание адекватных средств защиты от этих угроз. В новой городской программе предусмотрен ряд различных мероприятий, начиная от разработки концепции информационной безопасности и создания модели угроз информационной безопасности, вплоть до разработки и внедрения аппаратно-программных средств защиты, управления доступом, регистрации, контроля и т.д.
Хотел бы обратить внимание, что создание тех или иных отдельных средств защиты также не является самоцелью. Важно обеспечить надежную защиту от угроз в информационной сфере, но это может быть достигнуто только комплексным использованием средств защиты – по каждому виду угроз, на каждом объекте информационной инфраструктуры. Здесь можно выделить нормативно-правовые меры, организационно-режимные, физические, технические, аппаратно-программные, криптографические. Этот список направлений является обязательным, так как диктуется, как говорилось выше, необходимостью комплексного подхода.
В заключение своего выступления я прошу участников «круглого стола», специалистов в области информационной безопасности обратить внимание в своих выступлениях на цель нашего «круглого стола» – выработка предложений по разработке концепции информационной безопасности. Думаю, нет необходимости углубляться в детали компьютерных решений, а нужно выстроить некую конструкцию по результатам сегодняшнего обсуждения, чтобы мы могли практически продвинуться в разработке концепции информационной безопасности в рамках региона.
© Информационное общество, 2003, вып. 4, с. 1.