Партнерские сети как основа построения информационного общества: роль программы "Портал развития"

М.А. Бунчук



В данной статье я хотел бы рассказать об опыте инициативы "Портал развития" в построении партнерств для развития информационного общества. Зародившись в 1999 году в рамках Всемирного Банка, эта инициатива (ее название на английском языке – "Development Gateway") позднее была оформлена в самостоятельную организацию – "Development Gateway Foundation" или Фонд Портала Развития (ФПР)2 . В настоящее время ФПР ведет несколько программ, ключевая из которых – интернет-портал http://www.developmentgateway.org или Портал развития (ПР). Партнерство – это краеугольный камень ФПР: Фонд является интегратором ресурсов государств, международных организаций, бизнеса в целях преодоления "цифрового разрыва"; принцип партнерства также играет ключевую роль в построении контента ПР; центральное значение имеют партнерства и в деятельности национальных порталов развития (Country Development Gateways или НПР), которые являются компонентами программы ПР на уровне отдельных стран. Именно на примере НПР мы рассмотрим в данной статье роль партнерств в развитии информационного общества и некоторые сложности создания такого рода партнерств.

Сначала несколько слов о национальных порталах развития. Их можно представить несколькими способами. Во-первых, это интернет-ресурсы, являющиеся национальными компонентами глобального Портала развития (ссылки на каждый из них можно найти на сайте http://www.developmentgateway.org/cg). Во-вторых, это проекты по осуществлению аналитической работы и реализации практических приложений в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для развития. В-третьих, это партнерские коалиции, состоящие из представителей государства, частного сектора, гражданского общества, академических структур, международных организаций по развитию информационного общества. Функционировать эти коалиции призваны на базе устойчивых бизнес-моделей с элементами программы "электронного развития". Именно последний, третий аспект НПР (разумеется, в его взаимосвязи с двумя другими) представляет для нас наибольший интерес в контексте данной статьи.

Всего в настоящее время действует 44 НПР по всему миру, в том числе 14 НПР в регионе Европа и Центральная Азия, включающем в себя страны бывшего СССР, а также страны Восточной и Центральной Европы.

Ниже приведены примеры того, какой вклад НПР делают в формирование информационного общества в своих странах:


Опишем кратко основные типы партнерских связей, реализуемых в НПР.

1. Партнерства в области создания содержательного наполнения НПР. Децентрализованное управление контентом – один из главных принципов НПР как интернет-ресурсов: НПР призваны интегрировать информацию и знания по различным аспектам социально-экономического развития, предоставляемые местным сообществом, прежде всего, членами партнерских коалиций НПР. Именно в этом направлении эволюционируют НПР.

2. Технологические партнерства. Во многих участвующих странах НПР представляют большой интерес для софтверных фирм, интернет-провайдеров и других игроков рынка, как с точки зрения участия в разработке программных решений, которые могут найти применение в международной сети НПР (в частности, решений, основанных на открытом коде – они используются в создании Портала развития как интернет-ресурса), так и с точки зрения использования потенциала НПР для стимулирования развития интернет-ресурсов в стране.

3. Партнерства в области фандрейзинга. Поскольку НПР являются, прежде всего, социально-ориентированными проектами, долгосрочные партнерства с донорскими организациями, безусловно, играют важную роль в их деятельности. Здесь же можно упомянуть о функции "инкубирования" проектов в области ИКТ для социально-экономического развития и поиска финансирования для них совместно с многими партнерами. Интересный пример представляет собой Российский портал развития, на базе которого создан специальный фонд, призванный аккумулировать средства для финансовой поддержки такого рода проектов, носящих как коммерческий, так и некоммерческий характер.

Опишем кратко основные типы партнеров, сотрудничающие в рамках НПР.

1) Государство. Все НПР поддерживают тесные связи с государством в своих странах, при этом сохраняя свою автономию от государства. Партнерство с государством связано, прежде всего, с работой НПР по превращению концепции информационного общества в конкретные программы и проекты на национальном уровне, в один из ключевых приоритетов развития страны. Можно сказать, что в целом ряде стран НПР сыграли ключевую роль в данном процессе. Еще раз, обращаясь к российскому опыту, можно отметить, что региональные компоненты российского НПР в настоящее время поддерживаются в рамках ФЦП "Электронная Россия". Известно также, что реализация "электронного правительства" способна дать значительный стимул использованию ИКТ в различных областях экономики и общества; поэтому НПР, совместно со своими партнерами среди государственных органов, уделяют большое значение разработке и реализации пилотных проектов в области "электронного правительства".

2) Частный сектор. Партнерства с частным сектором в рамках НПР можно разделить на стратегические и операционные. Примеры задач, ставящихся в рамках первого типа партнерств – это развитие совместными усилиями рынка ИКТ в стране, стимулирование использования интернета населением и т.п. Например, в Казахстане на базе проекта НПР была создана национальная Ассоциация участников рынка ИКТ. К операционному типу относится, в частности, большинство технологических партнерств, описанных выше.

3) Гражданское общество. Организации гражданского общества являются, пожалуй, наиболее активными участниками партнерских коалиций, основанных на базе НПР. Прежде всего, НКО рассматривают НПР в качестве эффективных платформ для информирования общественности о своей деятельности, а также в качестве инструмента для продвижения использования ИКТ среди целевых групп, с которыми они работают. Кроме того, НПР являются важным источником информации для НКО, своего рода "ресурсным центром" по возможным источникам финансирования, развитию связей с НКО в других странах и т.д. Именно такую функцию выполняет, в частности, кыргызский портал для НКО (http://ngo.gateway.kg), являющийся частью НПР Кыргызстана. НКО являются для НПР ценным источником информации о потребностях и возможностях конкретных групп населения и таким образом позволяют сделать сервисы, предоставляемые НПР, максимально востребованными и социально-ориентированными.

4) Научное и образовательное сообщество. Многие НПР активно сотрудничают с научными и образовательными организациями, особенно при проведении исследовательской и аналитической работы (например, при подготовке оценок "электронной готовности" страны) и организации обучающей деятельности.

5) Международные организации, благотворительные фонды. Как уже отмечалось, донорские средства являются важным источником финансирования для НПР. Но помимо этого, во многих случаях донорские организации и международные проекты выступают как стратегические партнеры НПР в реализации программ по развитию через ИКТ в отдельных странах. Безусловно, Всемирный Банк и недавно созданный Фонд Портала развития являются главными партнерами НПР как в плане текущего финансирования, так и в стратегическом отношении. Важную роль играют также партнерства НПР с Программой развития ООН, Фондом Сороса и рядом других доноров.

Следует отметить, что ценность НПР заключается не только в привлечении к работе по построению информационного общества перечисленных выше групп партнеров, но и в создании "площадки" для взаимодействия между ними, выработки единых позиций.

6) Партнерские связи между НПР. Взаимосвязь, сетевое взаимодействие НПР – это один из наиболее важных аспектов программы Портал развития. Обмен информацией, знаниями в области построения информационного общества между странами и регионами, реализация совместных проектов в различных сферах "электронного развития" – это то, чего мы стремимся достичь за счет создания НПР более чем в четырех десятках стран. Мы надеемся, что каждый НПР станет "точкой доступа" к информации по конкретной проблеме социально-экономического развития не только по данной стране, но и по всем странам, входящим в сеть НПР. Сейчас развивается процесс интеграции между НПР на уровне контента, технологических решений, создания совместных организационных структур и реализации совместных суб-региональных пилотных проектов.

В заключение отметим некоторые сложности, с которыми сталкиваются НПР в процессе создания партнерств для развития информационного общества.

1. Зачастую те сообщества, которые могут в наибольшей степени выиграть от участия в партнерстве на базе НПР или от сервисов, предоставляемых НПР, наименее подготовлены к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности или не осведомлены о том, какую пользу им могут принести интернет и другие ИКТ. Это касается, например, НКО, малого бизнеса, государственных структур. Поэтому проектным командам НПР приходится уделять большое внимание просветительской работе среди данных групп потенциальных партнеров и клиентов.

2. Описанная выше сложность особенно ярко проявляется при работе за пределами крупных городов, в сельской местности. НПР видят преодоление "цифрового разрыва" между центральными и периферийными регионами своих стран в качестве одной из главных своих задач. Поскольку уровень проникновения интернета в отдаленных регионах участвующих в программе стран, как правило, крайне низок, команды НПР значительную часть своей деятельности вынуждены переносить в офф-лайн, проводя просветительские и обучающие семинары. По-видимому, плодотворными окажутся усилия НПР, дополняющие работу ряда доноров по созданию доступа населения к интернету в отдаленных районах стран – при этом роль НПР будет состоять в создании информационных ресурсов, которые население сможет использовать в этих точках доступа для решения таких проблем, как получение информации от государственных органов, медицинских, образовательных услуг и т.д. Ряд НПР намерены развивать в отдаленных районах своих стран также радио-доступ к интернету и мобильную связь.

3. Наконец, серьезным препятствием для создания партнерств с частным сектором является недостаточная развитость частного сектора и культуры корпоративной благотворительности в большинстве участвующих стран. Это усложняет для НПР одновременное решение задач достижения финансовой устойчивости и сохранения социально-ориентированной, некоммерческой направленности работы. Тем не менее, как уже отмечалось выше, многие НПР добились значительных успехов в создании партнерств с частным сектором.

Ссылки

1 Взгляды, изложенные в данной статье, принадлежат лично автору и не обязательно совпадают с позицией Всемирного банка или Фонда портала развития.

2 Информацию о деятельности Фонда Портала развития можно получить на сайте http://www.dgfoundation.org.


Бунчук Михаил Алексеевич - Региональный координатор программы "Портал развития", Всемирный Банк, Регион Европа и Центральная Азия, магистр гуманитарных наук.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 89-91.