Доступ к ИКТ определяется наличием и доступностью ИКТ–инфраструктуры (прежде всего, интернета), а также качеством и пропускной способностью сетей.
До недавнего времени считалось, что основное препятствие для улучшения доступа к ИКТ связано с недостаточной развитостью инфраструктуры. Соответственно, используемые показатели часто ограничиваются только характеристиками существующей ИКТ-инфраструктуры и показателями проникновения ИКТ. В последнее время растет осознание того, что и другие факторы, как, например, доступность в ценовом отношении, качество услуг, навыки и мотивации населения и т.п., являются важными характеристиками доступа к ИКТ. Мониторинг доступа к ИКТ Москвы осуществляется по следующим параметрам:
Стационарная телефонная связь
Отмечается устойчивый рост цифровизации первичной сети. С учетом данных всех операторов-телефонистов в 2003 г. она составила 92,9%.
Общая телефонная плотность в г. Москве в 2003 г. составила 62,6 телефонных аппарата на 100 чел. (рис. 2). Это – самая высокая телефонная плотность в России.
Источник: Министерство информационных технологий и связи РФ Рис. 1. Изменение цифровизации первичной сети в г. Москве в 1999-2003 гг., %
Источник: Министерство информационных технологий и связи РФ Рис. 2. Телефонная плотность в г. Москве, ТА на 100 человек
Источники: Данные операторов, ООО «Современные Телекоммуникации» Рис. 3. Изменение абонентской базы сотовых операторов в Московском регионе (тыс.)
Динамика уровня проникновения сотовой связи (число подключений на 100 чел. населения) в России и Московском регионе (Москва и Московская область) с 1999 по 2003 гг. отображена на рис. 4.
Источники: Данные операторов, ООО «Современные Телекоммуникации» Рис. 4. Динамика роста проникновения сотовой связи в России и Московском регионе с 1999 по 2003 гг.
Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Telecommunication and Access in the Information Society. 2003. – www.sibis-eu.org Рис. 5. Процент населения, имеющего в личном пользовании мобильный телефон
В качестве основной тенденции развития кабельного телевидения можно отметить концентрацию и интеграцию операторских компаний в крупных индустриальных центрах, а также достаточно интенсивное развертывание сетей в регионах.
Наиболее крупная абонентская база – 3,4 млн. чел. – приходится на Московский регион. Лицензии Минсвязи России на деятельность в Москве по сетям (системам) кабельного ТВ (далее сеть КТВ3 ) по состоянию на 01.01.2001 имели 14 организаций, а по итогам 2003 г. их число уже составило 26. Абонентская база сетей КТВ возросла с 2001 г. на 6,83%.
Источник: Министерство информационных технологий и связи РФ Рис. 6. Изменение абонентской базы сетей КТВ г. Москвы в 2001-2003 гг., тыс. чел.
Источник: Министерство информационных технологий и связи РФ Рис. 7. Распределение рынка предоставления услуг КТВ Москвы в 2003 г. по количеству абонентов, %
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004 г.; Statistics on the information society in Europe. Data 1996-2002. – www.europa.eu.int Рис. 8. Доля предприятий с числом занятых свыше 10 человек, использующих ПК и ЛВС в Москве (2004 г.) и ЕС (2002 г.) (% )
По данным Госкомстата, по доле средних и крупных предприятий, использующих ПК (99,2%) и ЛВС (76,5%), Москва имеет достаточно высокие показатели по стране, однако в использовании ПК все же не является российским лидером (рис. 9).
Источники: Федеральная служба государственной статистики Рис. 9. Доля предприятий и организаций, имеющих компьютеры и локальные сети (кроме субъектов малого предпринимательства)
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004 г.; Statistics on the information society in Europe. Data 1996-2002. – www.europa.eu.int Рис. 10. Доля предприятий с числом занятых свыше 10 человек, использующих интернет и электронную почту в Москве (2004 г.) и ЕС (2002 г.) (% )
По данным опроса ИРИО–РОМИР доступ к интернету имеют 25,1% домохозяйств. Хотя в Москве, как и в западных странах, выход в Сеть из дома осуществляется главным образом с помощью настольного компьютера и ноутбука, все более активно используются и другие средств домашнего доступа к интернету. По данным ИРИО–РОМИР, альтернативное оборудование для выхода в интернет – карманные персональные компьютеры, мобильные телефоны, цифровое телевидение, игровые консоли, имеющие связь с Сетью, – в столице использует порядка 15% домохозяйств, имеющих доступ в интернет.
Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Flash Eurobarometer, December 2002, № 135 Рис. 11. Средства выхода в Сеть из дома населения г. Москвы и метрополисов ЕС (% домохозяйств, имеющих доступ в интернет)
Наиболее популярными среди альтернативных средств доступа в интернет в Москве, как и в ЕС, являются мобильные телефоны, тогда как другое оборудование для выхода в Сеть используется в очень ограниченных масштабах, в отличие, например, от США, где с помощью карманных персональных компьютеров выходит в Сеть 50% так называемых «мультимодальных» пользователей6.
Среди «мультимодальных» пользователей интернета традиционно преобладает молодежь. По данным ИРИО, если доля пользователей мобильного интернета среди всего столичного населения составляет менее 4%, то среди лиц моложе 25 лет – 8%, причем среди интернет-пользователей до 25 лет – 15,4%.
Объем рынка интернет-услуг составляет менее 5% от всего объема рынка телекоммуникаций России. Предоставление интернет-услуг – это молодое, динамично развивающееся направление, находящееся сейчас на стадии перехода в разряд массовых услуг. Объем московского рынка интернет-услуг в 2003 г. вырос на 5–7% (до 120 млн. долларов). В общем спектре предоставляемых интернет-услуг доминируют услуги по предоставлению доступа к Сети. Последние 3 года рост телекоммуникационного сегмента в Москве в денежном и количественном выражении составлял примерно 10% в год. Вероятно, такие темпы роста телекоммуникационного рынка в столице сохранятся и в 2004 году. По величине модемного пула московский рынок доступа в интернет в 2003 г. распределился следующим образом (рис. 12).
Источники: данные операторов, ООО «Современные телекоммуникации», 2004 г. Рис. 12. Распределение основных интернет-провайдеров Москвы по модемному пулу (2003 г.), %
Московские домохозяйства: расходы на телекоммуникации и платежеспособный спрос
В таблице 1 приведены фактические расходы московских домохозяйств на телекоммуникационные услуги и распределение ответов на вопрос, какую сумму домохозяйства готовы платить за указанные услуги. Эти данные служат основой для оценки доступности телекоммуникаций для жителей города.
Операторы кабельного телевидения вступили в конкуренцию с компаниями спутникового телевидения, которые до недавнего времени были единственными поставщиками западных телепрограмм для россиян. Услуги цифровых кабельных сетей, обеспечивающих более качественную телетрансляцию, обходятся примерно в два раза дешевле, чем трансляция тех же телеканалов через спутник. Однако спутниковое вещание обладает большей мобильностью, чем кабельное, позволяя подключиться к сети и на окраинах столицы, и в ее пригороде.
Наиболее доступными остаются коммутируемый доступ и существенно более дорогой доступ по выделенному каналу. Так, для коммутируемого доступа при бесплатном подключении абонентская плата для дневных тарифных планов составляет 20–50 долл. в месяц, ночных – 5–6 долл. в месяц, безлимитных – 40–80 долл. мес. Для выделенных каналов при скорости 64 Kбит/с, подключение колеблется от 100–120 долл. для ISDN, синхронного и асинхронного канала и до 300 долл. при радиодоступе. Абонентская плата – от 0 для асинхронного канала до 100 долл. и более для остальных. Без ограничения трафика ISDN на скоростях 64 Kбит/с может стоить 450 долл. и более. Ценовую ситуацию на рынке доступа к интернету может изменить ряд последних инициатив провайдеров, в частности, предложение тарифов «Стрим» и «Стрим-Нео» компании «МТУ-Интел» (безлимитный доступ по выделенному каналу ADSLсо скоростью 160 Kбит/с предлагается по цене 24 долл.).
Из полученных по результатам опроса ИРИО–РОМИР данных следует, что более 50 долларов за услуги связи готовы платить менее 20% московских домохозяйств, что, учитывая затраты на телефонную связь (включая сотовую), существенно ограничивает потенциал спроса на высокоскоростной доступ к интернету из дома.
Каналы и скорости доступа к интернету
Используемые виды доступа в интернет различаются в зависимости от категории пользователя. Здесь основополагающим является критерий стоимость/скорость.
В качестве выбранных видов доступа в интернет среди домохозяйств отданы следующие предпочтения (см. рис.13).
* Данные по ЕС отсутствуют Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения 2004 г., Flash Eurobarometer N 135, December 2002. Рис. 13. Доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет по различным каналам (%) в Москве (2004 г.) и метрополисах ЕС (2002 г.)
Юридические лица в столице уже больше используют выделенные каналы, хотя для небольших потоков информации еще вполне можно использовать коммутируемый доступ. При этом часто выгоднее оплачивать дополнительный телефонный номер, чем арендовать выделенный канал.
Источник: ИРИО, опрос предприятий, 2004 г. Рис. 14. Предпочтения предприятий и организаций по способу доступа в интернет (%)
Другие качественные показатели фиксированной телефонной связи характеризуется стандартными показателями Министерства информационных технологий и связи РФ (таблица 3).
Вместе с тем можно отметить несколько проблем в развитии ИКТ-инфраструктуры.
Снижаются темпы телефонизации города. Жилищное строительство зачастую опережает создание телекоммуникационной инфраструктуры, особенно в жилых микрорайонах.
При существующих тарифах высокоскоростной интернет ограниченно доступен для домохозяйств. Его основные потребители – крупные и средние государственные и коммерческие структуры, домовые (кампусные7 ) сети.
Достаточно широкий круг жителей Москвы остается вне зоны охвата ИКТ. К основным причинам относятся: низкий уровень доходов, недоступность услуг из-за отсутствия инфраструктуры, низкая информационная грамотность и, вследствие этого, безразличие к современным технологиям.
Для решения этих вопросов представляется целесообразным обеспечить:
1 Обзор выполнен на основании материалов исследования, проведенного Институтом развития информационного общества (ИРИО) в 2004 г.
2 В основном статья посвящена обзору состояния дел в столице, однако показатели сотовой связи касаются Москвы и Московской области.
3 Сеть КТВ – сеть электросвязи, являющаяся системой кабельного телевидения любого из видов: СКТ-1, СКТ-2, СКТ-3, СКТ-4 (ГОСТ Р 52023-2003).
4 Домохозяйство – это группа совместно проживающих людей и их общий имущественный комплекс, обеспечивающий им необходимые условия жизни. По рекомендациям Организации Обьединенных Наций понятие «домохозяйство» основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные лица или группа лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни.
6 Benchmarking E-commerce in the Information Society in Europe and the US. – www.sibis-eu.org
7 Сеть, объединяющая несколько зданий.
Мендкович Андрей Семенович - Руководитель Дирекции телекоммуникационных программ Института развития информационного общества, Председатель Научно-образовательной сети FREEnet, доктор химических наук.
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 37-44.