В последнее десятилетие XX века информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из самых важных факторов, влияющих на развитие общества. Их влияние затрагивает государственные структуры и институты гражданского общества, экономические и социальные сектора, науку и образование, культуру и образ жизни людей в целом. Многие развитые и развивающиеся страны извлекают пользу из преимуществ ИКТ.
Мировой опыт показывает, что широкое использование ИКТ служит всеобщему развитию страны и увеличению социально-экономического потенциала государства. Азербайджан не является исключением, и создание благоприятных условий для перехода к развитому в этом смысле обществу является одной из главных политических целей государства Азербайджан.
В последнее время в Азербайджане были сделаны определенные шаги в сфере использования ИКТ. В частности, 17 февраля 2003 г. была утверждена «Национальная стратегия по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003–2012 гг.)», подготовленная совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций и получившая положительный отзыв соответствующих национальных и международных структур. В этом документе отражены государственная политика использования ИКТ и сферы их применения, определены ключевые цели, задачи, приоритеты и основные направления деятельности. Основной целью «Национальной стратегии» является содействие демократическому развитию страны и создание благоприятной среды для перехода к информационному обществу посредством широкого применения ИКТ.
20 февраля 2004 г. было создано Министерство связи и информационных технологий Азербайджанской Республики.
Все эти моменты указывают на государственную поддержку развития ИКТ, принятие вышеназванных документов значительно ускорит процесс развития ИКТ в Азербайджане.
Милли Меджлис Азербайджанской Республики принял несколько основных законов и актов, разработанных для продвижения развития связи и ИКТ сектора. В 1998 г. Азербайджан принял закон по проблемам информации, информатизации и защите информации («Закон об информации»), который создал юридический каркас для регулирования информационных ресурсов, процессов, систем и технологий.
9 марта 2004 г. был принят Закон «Об электронной подписи и электронном документе», устанавливающий правовой режим электронного документооборота в наиболее важных областях экономической жизни страны.
Использование ИКТ в Милли Меджлисе – законодательном органе Азербайджанской Республики – ведется по двум направлениям.
Первое направление касается обеспечения доступности для общественности информации о деятельности Милли Меджлиса, принятых им правовых актах, а также организации диалога депутатов с избирателями с помощью электронной почты. Для этих целей создан веб-портал Милли Меджлиса, на котором размещается информация о структуре парламента, его постоянных комиссиях, текущей деятельности, международных отношениях, биографии представителей народа и законодательные акты.
Главная задача второго направления – повышение с помощью ИКТ эффективности работы аппарата и государственных служащих Милли Меджлиса.
Здесь я хотел бы поделиться своим мнением о программе, разработанной сотрудниками нашего отдела. Это Программа
Законодательства Азербайджанской Республики, которая содержит в себе все законодательные акты Азербайджанской Республики за период независимости. Информация, имеющаяся в базе, связана со всеми этапами прохождения законопроекта – от стадии его внесения в парламент субъектом права законодательной инициативы до момента подписания уже принятого закона Президентом.
К сожалению, в нашей стране имеются проблемы, связанные с переходным периодом, с одной стороны, и наличием более 1 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев в результате оккупации 20% территории Азербайджанской Республики Армянской Республикой, с другой стороны. В связи с этим правительство не может выделить достаточно средств на развитие ИКТ.
Тем не менее руководство Милли Меджлиса изыскивает необходимые средства для обучения человеческих ресурсов, внедрения технологических усовершенствований, совершенствования информационного обслуживания с тем, чтобы идти в ногу с современными технологиями и обеспечить их долгосрочное и устойчивое развитие.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, с. 26.