Социальное пространство туризма в информационном обществе

______________________

Дусенко С.В.



Статья рекомендована Т.В. Ершовой 15.06.2014 г.

Аннотация

Работа посвящена анализу проблем трансформации социального пространства туризма в условиях развития информационно-коммуникационных технологий и информационного общества. Представлено описание социального пространства туризма с учетом смены технологического уклада и социально-экономической формации. Достоинством работы являются научно-обоснованные предложения по развитию ИКТ-инфраструктуры сферы туризма, гармонизированные с основными принципами Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), декларацией принципов развития информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, социальное пространство туризма, социальные последствия развития ИКТ, Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и изменение социальной структуры информационного общества оказывают значительное влияние на формы и модели коммуникаций, сферу государственной, общественной и досуговой деятельности, бизнеса и производственной сферы [1]. Массовое использование ИКТ в динамично изменяющемся мире стало необходимым условием участия индивида в экономической деятельности и социокультурной сфере. Изменение темпа жизни, информационный взрыв, трансформация системы ценностей и появление новых стандартов поведения, морально-этических принципов (порой существенно противоречащих традиционно сложившимся), нового понимания качества жизни, комфорта и уровня сервиса заставляют нас иначе взглянуть на один из важных компонентов человеческой жизни – сферу досуга [1].

Являясь одним из наиболее действенных трансляторов ценностей из виртуального пространства в духовную и материальную сферу человека, ИКТ оказывают существенное влияние на диапазон возможностей и процессы в досуговой сфере, на систему ценностей, мотивацию и чувство удовлетворенности. Соответствующие направления социодинамики достаточно полно проанализированы в работах О.Н. Вершинской и Т.В. Ершовой [2–6].

Одной из наиболее сложных и в то же время актуальных проблем современной науки об обществе является изучение новых типов социального расслоения, обусловленных сменой технологического уклада (переход от четвертого к пятому с отдельными элементами шестого уклада) и социально-экономической трансформацией. Классические параметры социальной стратификации в том виде, как их сформулировали основатели функционализма [7], складывались в сфере производства и распределения произведенного продукта. В настоящее время в большей части индустриально развитых стран, в том числе и в России, значительная часть населения занята в сфере обслуживания, и социальный статус складывается на отличных от классических основаниях.

Изучение оснований и принципов формирования статусных различий, расслоения общества, механизмов становления групповой и стратовой солидарности предполагает анализ в том числе сферы досуга и свободного времени. Как свидетельствуют результаты исследований, в деловой среде социальные идентичности не образуются. Для их возникновения необходимо социальное пространство, которое было бы интегрировано в общество, связано с ним и в то же время относительно автономно. Такой средой выступает социальное пространство туризма. Туризм традиционно рассматривается в качестве отрасли экономики с присущими ей специфическими методами управления и характеристиками продукта или в качестве важного социокультурного феномена.

Под социальным пространством будем понимать конституированный комплекс подпространств или полей, которые представляют собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих благ и услуг и функционирующих одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях.

Туризм – это особый тип социального пространства, выделенный и в правовом, и в коммуникативном отношении. К настоящему времени сложилась ситуация, когда и принципы пространственной организации, и принципы организации социального взаимодействия в туристической сфере достаточно жестко оформлены и стандартизированы. Туристическая индустрия производит не просто один из продуктов сферы услуг, а особый тип социальной реальности, глубоко интегрированной с виртуальной и регулируемой достаточно явно осознаваемым институтом или системой институтов. При этом под термином «институт» понимаются устойчивые правила игры и санкции за их нарушение, сложившиеся в данной сфере и действующие безотносительно к персональному составу участников.

Социальное пространство туризма обладает характерными правилами игры и социального взаимодействия. Оно выступает как система институтов, детерминирующих коммуникацию в рамках отграниченной территории путем символической нагрузки физических и квазифизических элементов ландшафта, препятствующих одним типам социального взаимодействия и благоприятствующих другим. Оно организуется с помощью международных и национальных правовых норм, концентрации специфических объектов туристической инфраструктуры, символической и физической выделенности этих объектов.

В рамках этого пространства действует жестко определенная система языковых игр, коммуникативных ситуаций, предполагающих вполне определенный тип информационного взаимодействия. Хотя пространство туризма и сама аудитория потребителей туристических услуг достаточно сильно стратифицированы, общие нормы, характерные для всего пространства, выдерживаются. Попадая в пространство туризма, и турист, и работник индустрии туризма начинают действовать по его правилам. Социальные практики, принятые в данном пространстве, оказываются не просто желательными или одобряемыми, но связываются с достаточно очевидным набором санкций за их невыполнение.

Социальное пространство туризма изначально формировалось в качестве статусной принадлежности высшей аристократии (путешествия для собственного удовольствия, лишенные утилитарной цели). Несмотря на то, что начиная с XIX века состав туристов неуклонно демократизировался, а в XX столетии туризм приобрел массовый характер, статус международного туризма остался прежним. По существу, в настоящее время туризм выступает индикатором принадлежности социального агента к «золотому миллиарду».

Вместе с тем следует отметить, что многомиллионная аудитория потребителей туристических услуг не является однородной. И аудитория, и сами туры разделяются по уровню престижности и представлению уровня престижности. Внешним, формальным признаком этого уровня выступает категория гостиницы, класс транспортного обслуживания, объем предоставляемых услуг и др. В ряде случаев престиж определяется самим направлением тура. Наиболее явно такая стратификация проявляется в российском туризме.

К концу ХХ столетия туризм превратился не только в доходный бизнес, не только в массовую социальную практику, но и во вполне автономную социальную реальность. Эту среду, оформленную благодаря деятельности специализированных структур, обладающую особым правовым статусом и четко осознаваемыми границами, мы обозначаем термином «социальное пространство туризма» («туристическая реальность»). Специфической чертой этой реальности выступает то обстоятельство, что она актуализируется в момент контакта между ней и клиентом (туристом), до того присутствуя как потенциальная возможность. В рамках этой реальности действуют собственные институциональные размерности и механизмы, собственный набор статусов и ролей.

Пространство туризма конструируется не только морфологически (путем деятельности туристической индустрии), но и дискурсивно. Для облегчения вхождения в это пространство и пребывания в нем представителей очень разных культур, обладающих различными нормами этикета, создается некий универсальный этикет и специализированные средства коммуникации, максимально адаптированные к международному общению. Его основой выступает система норм, сложившаяся в Европе в первой половине ХХ века, но обогащенная и приспособленная к конкретным условиям.

Возникают четкие нормы общения (речевые формулы) и ситуации взаимодействия, позволяющие до минимума снизить опасность культурного диссонанса. Постепенно возникает возможность говорить о ритуальных формулах и ситуациях общения в туристическом пространстве, отличных от норм какой-либо страны, даже если общение происходит на национальном языке. Такая ритуализация позволяет говорить о дискурсивной выделенности туристического пространства. Его границы фиксируются областью применения этого дискурса.

Важным элементом конструирования туристического дискурса и самого туристического пространства выступает мифологизация туристического объекта. Как любое социальное пространство, социальное пространство туризма задается и поддерживается системой социальных мифов. Под «мифом» мы понимаем неверифицируемое знание, самоочевидное для участников коммуникации. Именно оно и создает возможность совмещения когнитивных горизонтов, по его поводу организуется коммуникация.

В этой связи важным представляется выделение специфических форм коммуникации, предполагаемых социальным пространством туризма, и формализация требований к системе информационного и кадрового обеспечения в процессе конструирования пространства туризма, выявление механизма формирования доверия в социальном пространстве туризма и его трансляции в широкое социальное пространство.

Социологические исследования сферы туризма в различных регионах страны позволили выявить, что в специфической туристической инфраструктуре, наделенной социальными смыслами, выделяются ее собственные статусы и роли, выстраивается их иерархия и устанавливается корреляция между социальным статусом в туристическом пространстве и пространстве повседневности. Социальное пространство туризма по отношению к базовому социальному пространству выступает как неформальное, а само пространство туризма распадается на публичное, приватно-публичное и приватное подпространства.

Следует подчеркнуть, что, развивая сферу туризма в современном мире, необходимо учитывать основные положения политики формирования информационного общества, закрепленные в основополагающих документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества [8, 9]. К числу основных направлений деятельности субъектов сферы туризма в соответствии с этими положениями следует отнести:

доступ к туристической информации;

развитие человеческого потенциала информационного общества;

укрепление доверия и информационной безопасности при использовании ИКТ в сфере туризма;

создание благоприятной среды развития сферы туризма в условиях развития информационного общества;

создание электронных приложений инфраструктуры туризма;

развитие культурного разнообразия, культурной самобытности и языкового разнообразия;

развитие специализированных электронных средств массовой информации туристической направленности;

исследование этических аспектов туристической деятельности в условиях становления информационного общества.

Литература

1. Кристальный Б.В., Орлов С.В. Человек в информационном обществе // Информационное общество. 2012. № 6. С. 35–49.

2. Вершинская О.Н. Социокультурные аспекты электронного развития // Информационное общество. 2013. № 4. С. 12–21.

3. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Междисциплинарные аспекты проблем развития информационного общества. Ч. 1. Основные направления исследований в сфере развития информационного общества за рубежом // Информационное общество. 2010. № 5. С. 38–50.

4. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы // Мир России. 2003. № 1. С. 101–108.

5. Вершинская О.Н., Ершова Т.В. Междисциплинарные аспекты проблем развития информационного общества. Ч. 2. Изучение проблем информационного общества в России // Информационное общество. 2010. № 6. С. 30–37.

6. Вершинская О.Н. Информационное неравенство как социологическая проблема. URL: http://briviana.my1.ru/publ/14-1-0-18 (дата обращения: 01.06.2014).

7. Parsons T. On institutions and social evolution: selected writings / L.H. Mayhew, ed. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

8. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu–s/md/03/wsis/doc/S03–WSIS–DOC-0004!!MSW–R.doc (дата обращения: 07.06.2014).

9. План действий [принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12 декабря 2003 г.]. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0005!!MSW-R.doc (дата обращения 07.06.2014).

______________________________

ДУСЕНКО Светлана Викторовна

Кандидат социологических наук, доцент,

директор Института туризма и гостеприимства Российского государственного университета туризма и сервиса (филиал, г. Москва)


© Информационное общество, 2014 вып. 4, с. 60-64.