Информационное общество для граждан: результаты внедрения решений e-government


А.А. Вышлов



В рамках своей статьи я хотел бы остановиться на двух моментах. В первую очередь, это результаты внедрения решений, классифицированных как решения в области электронного правительства, в странах Центральной и Восточной Европы, которые близки по стратегиям своего развития к Российской Федерации. Во-вторых, какие тенденции мы видим с точки зрения преобразования существующего информационного сообщества.

Несколько слов о том, какие проблемы стоят перед современным обществом.

Эволюция информационных технологий в государственных, да и, наверное, в коммерческих структурах такова. Все начинается с создания отдельных информационных систем в различных подразделениях, департаментах, учреждениях. Потом создаются внутрикорпоративные сети учреждений, которые объединяют отдельные информационные системы в информационные комплексы внутри интранет каждой организации.

Этап, на котором мы находимся сейчас и подтверждением чему является программа «Электронная Москва», – это создание взаимодействия на уровне межправительственных взаимоотношений, между различными подразделениями и департаментами исполнительной власти, организация обмена информацией на электронном уровне. К примеру, проект «Социальная карта москвича» – это организация взаимодействия между гражданами и правительством.

Типичная проблема, с которой мы все сталкиваемся, – наличие большого количества федеральных и региональных, муниципальных и государственных институтов власти. Каждый из них имеет собственные корпоративные системы. Соответственно, каждый пользователь, будь то гражданин или организация, имеет некие уникальные идентификаторы внутри каждого из этих государственных институтов и вынужден их хранить. А ведь идея объединения разрозненных систем лежит на поверхности. В будущем необходимо сформировать структуру, взаимосвязывающую все эти федеральные, муниципальные ведомства, граждан и другие организации, функционирующие в субъектах Федерации, путем предоставления им некоторых электронных услуг.

Сегодня я хочу рассказать о нескольких конкретных проектах, находящихся в стадии реализации или реализованных за рубежом, чтобы продемонстрировать, каких результатов удалось добиться ведущим мировым компаниям и, в частности, Hewlett-Packard. Точнее, речь пойдет о совместных проектах Hewlett-Packard, так как без партнеров успешно решать столь сложные задачи невозможно. Как правило, любое решение, например, тот же проект «Социальная карта москвича», является модульным. Большое количество различных подзадач необходимо сначала сформулировать, поставить, предоставив затем реализацию профильным организациями, как государственными, так и коммерческими. Мы умеем объединять воедино самых различных субподрядчиков, имеем необходимый западный опыт, и если требуются интеграционные услуги для управления проектом, то Hewlett-Packard может все это обеспечить. Инновационность продуктов и решений и высококвалифицированная команда профессиональных консультантов – такова основа нашей успешной реализации самых масштабных проектов заказчика.

В последнее время у нас пошла новая рекламная кампания, символом которой стало «+HP». Знак «плюс» призван обозначить тот факт, что вместе с Hewlett–Pаckard возможны новые достижения, новые уровни развития, значительное расширение горизонтов. В наших совместных проектах принимают участие соответствующие государственные и муниципальные структуры, которые мы расцениваем скорее как партнеров. А заказчиком в этих проектах выступают граждане и пользователи систем.

Одной из наиболее важных проблем, на мой взгляд, сегодня является проблема информационной безопасности. В глобальном информационном обществе информационная безопасность становится одной из главных составляющих безопасности экономической, политической, социальной. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к непредсказуемым последствиям. Вышесказанное в полной мере относится и к выпуску идентификационных документов, защищенных удостоверений личности, где должны быть учтены все требования по информационной безопасности. Мы считаем, что такой параметр, как скорость выпуска документов, является достаточно существенным преимуществом для граждан, но в то же время документ должен соответствующим образом иметь возможность идентифицироваться определенными государственными учреждениями. Один из самых успешных проектов в этой области, полностью отвечающий требованиям безопасности, мы реализовали в Болгарии. Работы включали полную замену всей существовавшей в то время в масштабе страны системы работы с электронными документами (выдача, обработка, печать, сканирование и т.д.). Компания Hewlett-Packard взаимодействовала с подразделением по разработке программного обеспечения Министерства внутренних дел Болгарии, т.е. в качестве субподрядчиков использовались фактически государственные организации. Этот проект мы завершили раньше срока, причем общий объем наших инвестиций составил 30 млн. долларов. После внедрения системы все болгарские граждане – а это 8 млн. человек, немного меньше, чем в Москве, – получили возможность перемещаться по большинству стран Европы без визы. Данный проект, на мой взгляд, можно назвать проектом будущего. Его результатом стал так называемый «е-паспорт» – электронная идентификация человека в масштабах всей Европы. К 2013 году планируется полностью внедрить его во всех странах Евросоюза. Уже сейчас определены две страны, Португалия и Румыния, в которых будут реализованы пилотные проекты.

Особого внимания заслуживает используемая нами схема инвестиций «Public Private Parthnership». Речь идет о том, что мы не просто предоставляем финансовый или товарный кредит нашим партнерам. Например, в данном случае выдача паспорта – это платная услуга. То есть определяется некая минимальная сумма, которая должна быть оплачена каждым гражданином. Соответственно, объемы отчислений для возврата наших инвестиций вычисляются, исходя из количества выданных паспортов. Учитывается количество выданных паспортов за соответствующий период времени и определяется полученный таким образом доход государства, а также некоторая процентная часть этого дохода, которая используется для покрытия наших инвестиций.

Цель следующего проекта – выдача водительского удостоверения в Польской Республике. Проект рассчитан на достаточно длительный срок и потребует от нас примерно такого же объема инвестиций, как и болгарский, причем предполагается использовать описанную выше схему их возврата. Хочу также обратить внимание, что все проекты, о которых идет речь, базируются на неких общеизвестных открытых стандартах, в данном случае это операционная система UNIX и база данных Oracle.

Идентификационная карта проекта, реализуемого в Италии, является на текущий момент самой защищенной картой в мире. Она содержит различную информацию о своем владельце – фотографию носителя карточки, отпечаток его пальца, цифровую подпись. На сегодняшний день выдано уже более 2 млн. карт, которые активно используются по всей стране. Hewlett-Packard выступала здесь в качестве управляющей компании, наши знания консолидировали различных субподрядчиков в различных отраслях.

Особенностью итальянского проекта является то, что эмиссия карт осуществляется на муниципальном уровне. Каждая муниципальная организация имеет свой собственный эмиссионный центр, где используется наше оборудование. Обмен информацией происходит с центральным процессинговым центром, который, когда владелец карты пытается ее использовать или получить по ней какие-то услуги, отслеживает предоставление услуг. Услуги сейчас, в основном, предоставляются в области информационных технологий, доступа в интернет, голосовой телефонной связи и в области медицины. В перспективе итальянская идентификационная карточка может стать стандартом для Европейского экономического сообщества.

Замечу, что этот проект перекликается со столичным проектом «Социальная карта москвича», в котором электронная карта призвана не только идентифицировать личность гражданина, но и давать возможность своему владельцу пользоваться социальными льготами и услугами. По сути дела, это является ключевым отличием как «Социальной карты москвича», так и других подобных ей проектов.

Еще одна проблема – повышение эффективности работы государственных и муниципальных организаций.

Первый пример в этой области – проект Министерства по информационным технологиям Республики Румынии, в рамках которого была внедрена система электронных закупок. Возврат инвестиций составил более 80 млн. долларов за один год, то есть проведение большого количества тендеров через систему электронных закупок позволило сохранить определенное количество государственных денег.

Одной из особенностей этого проекта стал тот факт, что мы активно работали с румынскими разработчиками программного обеспечения. Точно так же мы поступаем и в России, где активно сотрудничаем с большим количеством компаний. Кстати, в этом зале я вижу большое количество наших старых и добрых партнеров. Надеюсь, мы по-прежнему будем вместе сотрудничать и в проектах Правительства Москвы.

Следующий шаг – автоматизация здравоохранения. Силами консалтинговых подразделений компании Hewlett Pаckard было разработано решение, которое позволяет с помощью современных информационных технологий получать детализированные отчеты об использовании бюджетных средств в здравоохранении. Соответствующее хранилище данных дает возможность оперативно получать информацию о том, каким образом эти бюджеты детализируются. Эта информация крайне важна для следующих этапов бюджетного планирования.

И еще один пример – проект Министерства финансов Республики Казахстан. Я уверен, что многие из вас слышали об этом проекте, он является одним из флагманских и здесь, в России, и в странах СНГ. Проект финансировался Мировым банком, компания Hewlett-Pаckard выступала в качестве генподрядчика, очень большая часть этого проекта выполнялась компанией Oracle.

В Швейцарии, в Женеве, была внедрена система электронного голосования, и последние результаты (январь 2003 года) продемонстрировали очень высокую активность избирателей, голосующих через интернет. Естественно, наиболее важными моментами при создании подобной системы являются вопросы безопасности и идентификации граждан, которые принимают участие в голосовании.

Теперь несколько слов о том, какой нам видится перспектива развития ситуации. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов. По нашему мнению, общество в целом становится более сфокусированным вокруг граждан, а не вокруг правительства, как раньше.

В развитых странах ожидания граждан в сфере взаимоотношений с государством намного превосходят те, что существовали ранее. Люди требуют целевого предоставления информации и индивидуального подхода в оказании услуг. Им нужны органы власти, которые будут персонально работать с каждым человеком и эффективно помогать ему в конкретных обстоятельствах. Их не интересует, какое подразделение или уровень государственных служб отвечает за ту или иную услугу; они хотят взаимодействовать с государством на собственных условиях. Граждане хотят иметь доступ к нужной информации или услуге в удобном для них месте, в удобном виде и в удобное время.

Однако предоставление принципиально новых услуг гражданам и бизнесу и реализация процессов функционирования властных структур на принципиально новом уровне настоятельно требуют интеграции существующих государственных информационных систем.

Вспомним снова проект «Социальная карта москвича». Его реализация, как говорилось выше, позволит отслеживать транзакции, связанные с теми или иными видами социальных дотаций, а, значит, более точно планировать городской бюджет и взаиморасчеты между ведомствами. Решение этой задачи потребует интеграции как минимум десятка ведомственных информационных систем, таких как система Метрополитена, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и др.

С другой стороны, большое количество новых государственных ИТ-проектов характеризуется распределенными функциями, участием большого количества внешних организаций в информационном обмене, ориентацией на предоставление услуг внешним пользователям. Одним из результатов такого положения дел является невозможность диктовать всем участникам таких проектов использование какой-то одной платформы или технологии. Единственно правильный подход к таким проектам – ориентация на открытые стандарты.

И последнее замечание. В связи с тем, что приток внешних инвестиций в нашу страну в целом уменьшается, необходимо использовать различные схемы финансирования подобные той, о которой я уже упоминал. Наша компания имеет возможность предоставить по всем ключевым моментам, которые нам кажутся важными, свои идеи и решения, которые в партнерстве с соответствующими государственными организациями принесут нашему конечному заказчику, гражданину, несомненную пользу.

В заключение мне хочется напомнить всем присутствующим высказывание одного европейского руководителя. Он говорил о том, что все мы являемся свидетелями революционных изменений в государственном секторе, а лидерами становятся те правительства, которые ставят в центр своего внимания гражданина. Компания Hewlett-Pаckard горда тем, что она является частью таких инициатив в Центральной и Восточной Европе. И я надеюсь, что совместно с Управлением информатизации города Москвы и программой «Электронная Москва» нам удастся стать заметной частью инициатив и в нашем родном городе.


За дополнительной информацией обращайтесь на официальный сайт компании Hewlett-Packard по адресу: http://www.hp.ru


Вышлов Андрей Александрович - Руководитель направления по работе с муниципальными структурами Департамента корпоративных компьютерных систем компании Hewlett-Packard Россия.


© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 53-55.