Как известно, одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие современного общества, является продолжающаяся информационная революция. Ее результаты действительно впечатляют.
Информационная индустрия превратилась в один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Возникают новые общественные отношения, объектом которых становятся информация и знания, а также элементы как национальной, так и международной инфраструктуры. Многие страны мира в течение последних лет демонстрируют последовательное и устойчивое продвижение к информационному обществу.
Глобальная информационная революция затронула и Россию. Наш журнал неоднократно обращался к проблемам становления национального информационного общества. Сегодня наш гость – председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике Константин Владимирович ВЕТРОВ. О приоритетах государственной информационной политики с ним беседует главный редактор журнала Юрий Евгеньевич ХОХЛОВ.
– Недавно в Вашингтоне состоялась международная конференция "Россия в мировой экономике: состояние и перспективы". Знаю, что Вы, Константин Владимирович, по приглашению Американо-Российского делового совета участвовали в ее работе и выступили с докладом.
Поэтому, естественно, первый вопрос об итогах конференции в Вашингтоне, а, также о Ваших впечатлениях от заседания Американо-Российского делового совета.
– Сначала о впечатлениях. Их очень много и все они очень хорошие. Сразу хочу подчеркнуть исключительно доброжелательную атмосферу, царившую на этой встрече! Очень интересные участники: вице-премьер Российского Правительства Алексей Кудрин, помощник Президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс, министр торговли США Дональд Эванс, заместитель министра финансов США Джон Тейлор и другие. Рассматривались важнейшие для России вопросы: факторы, влияющие на интеграцию России в мировую экономику, включая инвестиционный климат, вступление в ВТО, развитие электронной коммерции, свободный доступ к информации и ряд других. Поскольку приоритет был отдан правовому регулированию, я был приглашен в качестве не только участника, но и одного из основных докладчиков.
– Судя по всему, тематика конференции предполагала очень серьезный уровень не только представительства, но и концептуальных положений представляемых докладов и выступлений. Вы были одним из главных докладчиков, вели секцию. Значит, есть у нас что-то такое, что серьезно интересует американцев?
– Безусловно, есть. Особенно в сферах законодательства и, я бы сказал, конструирования информационной сферы. Сегодня ускоренное экономическое развитие любой страны и экономическая международная интеграция тесно связаны с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), то есть с построением информационного общества, поэтому данный аспект был в центре внимания всех заседаний.
Надо сказать, что Россия сделала несколько очень значимых государственных шагов для вхождения в глобальное информационное общество. Напомню, что еще в ноябре 1998 г. заместитель Председателя Правительства РФ В. Булгак и член Комиссии Европейских сообществ М. Бангеманн подписали Совместное заявление Правительства Российской Федерации и Комиссии Европейских сообществ о партнерстве и сотрудничестве в области формирования инфраструктуры и нормативной базы информационного общества, а также подготовки кадров.
22 июля 2000 г. вместе с другими главами Большой восьмерки Президент Российской Федерации В. Путин подписал на саммите в Окинаве Хартию глобального информационного общества.
А в 2001 году Правительство Российской Федерации одобрило Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002-2010 годы», основной целью которой является «повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей». То есть, перечислено все то, о чем шла речь у нас с Вами раньше («Информационное общество», 2000, № 4 – прим. ред.). В Программе в перечне задач, которые необходимо решить для ее реализации, на первом месте стоит формирование эффективной нормативно-правовой базы. Поэтому «Электронная Россия» является, по существу, совместным детищем исполнительной и законодательной власти.
Понимая логику развития страны, важность ускорения повсеместного внедрения ИКТ в нашу жизнь, а также учитывая сложность и длительность создания и принятия законов, Правительство и Парламент работали над нормативно-правовой базой «Электронной России» с опережением. Необходимые законопроекты, на которые могла бы опереться реализация Программы, были созданы параллельно с ее разработкой и в настоящее время рассматриваются в Государственной Думе. Принятие этих законопроектов обеспечит возможность не только более интенсивного развития экономики России, но и активного ее участия в современном мировом экономическом процессе.
– Константин Владимирович, как Председатель комитета российского Парламента, отвечающего за информационную политику, Вы, безусловно, в курсе всех законодательных инициатив в сфере информационного права. Что сейчас происходит в этой области, какие законы готовятся, какие, может быть, уже готовы?
– 6 июня 2001 года были приняты в 1-ом чтении сразу два законопроекта: «Об электронной цифровой подписи» и «Об электронной торговле», что показывает законодательные приоритеты в области «новой» экономики и защищенного электронного документооборота. В настоящее время оба законопроекта готовятся ко 2-му чтению. Готовятся к 1-му чтению также очень актуальные законопроекты – «О предоставлении электронных финансовых услуг» и «Об использовании платежных карт в Российской Федерации».
Готовится к рассмотрению в 1-ом чтении проект Федерального закона «Об электронном документе», необходимый для организации современного эффективного обмена информацией на всех уровнях.
– Насколько я понимаю, развитие обмена информацией в электронной форме требует повышенного внимания к вопросам безопасности каждого из участников информационного взаимодействия. Что в этом направлении предпринимается законодателями? Как депутаты планируют защитить интересы граждан?
– Согласен, это очень важный аспект. Мы уделяем ему самое пристальное внимание. И главнейшим законодательным актом в этой области является готовящийся к первому чтению в Государственной Думе проект федерального закона «Об информации персонального характера». Не менее важно для успешного развития социально-экономической сферы обеспечить тесное информационное взаимодействие органов государственного управления и населения. То, что мы подразумеваем под выражением «электронное правительство». Кстати, в Программе «Электронная Россия» этому уделено большое внимание. В связи с этим большой интерес представляет законопроект «О праве на информацию в Российской Федерации», также подготавливаемый к 1-му чтению. Важным аспектом здесь является разработка стандартов обмена информацией на национальных языках субъектов Российской Федерации и введение этих стандартов на законодательном уровне. Эта проблема тоже требует разработки соответствующего законодательного акта.
– Не секрет, что все вышесказанное предполагает использование не только совершенного законодательства, но и самого совершенного и современного технологического оборудования, в первую очередь, систем и средств связи. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Бесспорно, решение всех упомянутых мною проблем требует совершенствования не только законодательства о связи, но и ее самой как технической составляющей информационной инфраструктуры России. Естественно, в силу специфики нашей деятельности – то есть законотворчества – мы рассматриваем техническое и технологическое развитие отрасли в неразрывной связи с развитием законодательства. В обозримом будущем мы в Государственной Думе ждем обновленный вариант Федерального закона «О связи», которому придаем большое значение и который, безусловно, считаем приоритетным. Здесь особенно важны нормы об оказании современных услуг связи, с учетом, конечно, в первую очередь, интересов населения.
Надо отметить тот факт, что принятие перечисленных законов, концепции которых соответствуют признанным мировым правовым стандартам, выведет Россию на ведущие позиции в условиях новых международных информационных реалий.
– И последний вопрос. Сейчас много звучит высказываний о присоединении России к ВТО. О значимости этого шага недавно говорил Президент Российской Федерации В. Путин. Было ли этому вопросу уделено внимание на заседании Американо-Российского делового совета?
– Да, этому вопросу в Америке было уделено внимание, я бы даже подчеркнул, много внимания. Результатом вступления России в ВТО станет то, что ее экспортеры и импортеры получат выход на мировое, во многом унифицированное правовое пространство, а также получат международную правовую защиту в других государствах. В связи с этим российскому экономическому и, в первую очередь, внешнеторговому законодательству предстоит ответить на многие вопросы соответствия мировой практике и правовым положениям ВТО. Это, прежде всего, касается Таможенного Кодекса России и Закона о таможенном тарифе налогового законодательства.
Наше стремление интегрироваться в мировое экономическое пространство, которое невозможно осуществить без вхождения в глобальное информационное общество, постепенно реализуется, и на этом пути нас, безусловно, ждут скорые успехи.
_______________________________________________
Ветров Константин Владимирович - председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике