Интернет в диалоге цивилизаций и становлении интегрального социокультурного строя




Ю.В. Яковец



Будущее человечества на планете Земля зависит от того, насколько удастся избежать столкновения цивилизаций, перейти к их диалогу и равноправному партнерству в решении узловых глобальных проблем XXI века, многополярному миру, заменить культ войны и насилия культурой мира и толерантности в сознании миллиардов землян. В этом суть провозглашенных ООН Года диалога между цивилизациями, Десятилетия за культуру мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Диалог цивилизаций – это не только общение представителей государств в стенах ООН и ЮНЕСКО, не только дискуссии ученых и деятелей культуры, представителей разных конфессий на международных конференциях и форумах. Это, прежде всего, непосредственное общение миллионов простых людей, представляющих разные страны, цивилизации, культуры, поколения. Единственным всеобщим средством такого общения становится интернет. Число узлов интернета в мире стремительно растет и достигло в январе 2000 г. 717 млн. или 120,02 узла на 10.000 человек [1]. Сотни миллионов людей и миллионы организаций повседневно используют интернет в самых разнообразных целях – коммерческих, образовательных, культурных, развлекательных, политических и т.д. Интернет стал пионерным полем, ядром глобализации в самых различных сферах жизни общества.

Интернет имеет шанс превратиться в мощный канал становления интегрального социокультурного строя, предсказанного Питиримом Сорокиным, строящегося на началах Истины, Добра и Красоты, в его западной и восточной модификациях [2].

Однако интернет как сердцевина современной информационной революции в его современном виде несет немалые опасности и угрозы для человечества [3]. Н.Н. Моисеев отмечал, что развитие информационных технологий "оказывает революционизирующее влияние на общество, стремительно меняя условия нашей жизни. Оно оказывает огромное влияние на духовный мир людей и способно перестраивать основы нравственности. Человек обрел в нем могучее, но крайне опасное оружие, не менее мощное и не менее страшное по своим последствиям, чем атомная бомба" [4].

В чем опасность интернета в его современном виде?

1. Интернет крайне неравномерно распространен в мире, он становится еще одним рычагом углубления пропасти между цивилизациями и странами (табл. 1) [5].



Таблица 1. Распределение узлов интернета между группами стран и отдельными странами.


В странах с высоким уровнем доходов, в которых проживает всего 15% населения Земли, сконцентрировано 96% узлов интернета, в том числе в США с 4,6% населения – 61,5%. Интернет практически все еще недоступен странам с низким уровнем доходов, где проживает 40,5% населения планеты и имеется всего 0,6% узлов. На 10.000 человек здесь приходится 0,3 узла – в 5243 раза меньше, чем в США. На Россию приходится всего 0,25% общего числа узлов интернета, что в 132 раза меньше на10.000 человек населения, чем в США. Очевидно, что возможностями для диалога цивилизаций, приобщения к преимуществам интернета активно пользуется лишь седьмая часть человечества. Напомним, что жители стран с низким уровнем дохода, за исключением узкого круга деловой, политической и интеллектуальной элиты, практически полностью лишены доступа к современным информационным технологиям, а они составляют 40 % населения Земли.

2. Интернет находится в руках транснациональных корпораций (ТНК), штаб-квартиры которых сконцентрированы преимущественно в США, служит их интересам и является мощным каналом присвоения мировой информационной квазиренты. ТНК производят, продают и эксплуатируют технические средства интернета, программные продукты, определяют его содержание, наполняют рекламой. Они изобрели новый мощный канал выкачивания денег в виде своеобразной дани с сотен миллионов пользователей во всем мире и действуют практически бесконтрольно, поскольку функционируют на надгосударственном уровне. Тем самым интернет является дополнительным рычагом имущественной стратификации, увеличения разрыва между богатыми и бедными странами, цивилизациями и слоями населения.

3. Интернет становится мощным инструментом вестернизации мира, перекройки его по западному эталону, навязывания западной культуры и системы ценностей иным цивилизациям, которые теряют свою идентификацию, самобытность и культурное разнообразие. Этому способствует использование английского языка в качестве всеобщего средства общения, ведь язык – душа культуры, ее носитель. Особенно сильно эти негативные тенденции сказываются на подрастающих поколениях, в большей мере приобщенных к интернету. Это дало основание А. Зиновьеву утверждать, что время цивилизаций прошло, в будущем глобальном унифицированном обществе им не останется места [6]. Утрата культурного разнообразия порождает угрозу превращения человечества в однообразную интегрированную безликую массу.

4. Интернет угрожает тысячелетиями складывающимся нравственным устоям человечества. Его каналы переполнены картинами насилия, порнографии, безнравственности. Это объясняется полной бесконтрольностью интернета, открытостью для любых злоупотреблений, безумных идей, политических провокаций. Этот мощный инструмент преобразования мира практически вышел из-под контроля гражданского общества и институтов, призванных защищать его интересы, оберегать судьбы будущих поколений. Это Левиафан, угрожающий пожрать само человечество, его будущее. Многие подростки становятся придатками к компьютеру, не могут жить без интернета как информационного наркотика.

Как же противостоять этим угрозам? Не может быть и речи о запрете интернета, возврате к прежним доинтернетовым временам. Подобный подход – реакционная утопия. Выход в другом: нужно изменить модель функционирования и содержания интернета, поставить его под контроль формирующегося глобального гражданского общества, превратить в мощный инструмент диалога и партнерства цивилизаций и стран, культур и конфессий, политических и общественных движений. Это позволит использовать интернет при решении ключевых проблем, во весь рост вставших перед человечеством в XXI веке:


Что можно рекомендовать для достижения этих целей? Сформулируем некоторые предложения, частично содержащиеся в опубликованной монографии [7].

Во-первых, нужен сверхдолгосрочный (на 30-50 лет) альтернативный глобальный прогноз развития информационных технологий и интернета, его социально-экономических последствий, его влияния на судьбы нации, культуры, образования, этики, экономики, экологии отдельных стран, цивилизаций и всего человечества. Такой прогноз может разработать международный коллектив ученых и специалистов под эгидой ООН и ЮНЕСКО; российские ученые могли бы сыграть при этом ведущую роль. Возможен и международный конкурс прогнозов.

Во-вторых, на основе прогноза может быть выработана долгосрочная (на 15-20 лет) глобальная информационная стратегия, делающая всеобщим достоянием позитивные стороны информационной революции, достоинства интернета и ограничивающая его негативные стороны и опасности. Такая стратегия могла бы быть выработана на международной основе по заказу ООН, обсуждена и одобрена на всемирной встрече в верхах. Следует учитывать, что загрязнение глобального информационного пространства и злоупотребления в этой сфере не менее опасны для человечества, чем ущерб окружающей природной среде.

В-третьих, следует ориентироваться на многоязычность интернета, на возможность наполнения его информацией на разных языках и на возможность автоматизированного перевода этой информации на используемый язык, что облегчит доступ к интернету сотен миллионов людей, не владеющих английским, и будет содействовать сохранению разнообразия культур и цивилизаций. Это потребует немалых дополнительных затрат (которые окупятся значительным увеличением пользователей интернета), но "овчинка стоит выделки".

В-четвертых, необходимо объединить силы интеллектуальной элиты разных стран и цивилизаций для гуманитарного направления интернета, чтобы он мог быть эффективно использован в интересах образования, медицины, приобщения к высокой культуре (мировому культурному наследию), экологического и социального мониторинга, увлекательного отдыха, виртуального туризма и т.п.

В-пятых, потребуется механизм мягкого софтизированного регулирования содержания интернета. Речь идет не о введении национальной или международной цензуры сайтов – это нереально и опасно установлением глобального тоталитарного контроля. Может быть, стоило бы под эгидой ЮНЕСКО создать своеобразный международный "Совет мудрецов", который давал бы рекомендации (не принудительного характера) для интернет-компаний. Однако не исключены и принудительные меры: за преступления против человечества (пропаганду геноцида, расизма, войн, порнографии и т.п.) в соответствии с нормами международного права привлекать нарушителей к ответственности по суду Международного информационного трибунала.

Конечно, предлагаемые меры неоднозначно и спорны, потребуют обсуждения и дополнения, но одно очевидно: интернет как основа глобального информационного пространства, мощное и опасное средство межцивилизационного общения требует умелого, глубокого и эффективного регулирования, чтобы он служил идеалам всего человечества, а не отдельных своекорыстных групп и организаций.


Литература

1. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 2000/2001. – М.: Весь мир, 2001. – С. 333.

2. Сорокин Питирим Главные тенденции нашего времени / Питирим Сорокин. – М.: Наука, 1997.

3. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2001. – С. 332-334.

4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н.Н. Моисеев. – М.:МИЭПУ, 1998. – С. 83.

5. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 2000/2001. – М.: Весь мир, 2001. – С. 332-333

6. Русская цивилизация. – М.: Континент РЛ, 2000. – С. 24.

7. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2001. – С. 324-326.


Яковец Юрий Владимирович - президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, доктор экономических наук, профессор.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 5-7.