Если построить прогноз по желательным показателям в одной условной стране, то информационное общество представляется обществом, в котором ежегодно ВВП растет на 10%, а производительность труда – на 3,5–4%. Уровень безработицы не превышает 3%, при этом требования работников и работодателей к условиям труда по месту, времени, обучению и оформлению максимально эластичны. Почти 80% работающих испытывают спокойствие за работу и 95% – удовлетворены ею. Основу процветания составляет информационная инфраструктура. Более половины всего населения являются активными пользователями интернета, в частности, в электронной коммерции и здравоохранении. Половина работающих существенно использует дистанционное взаимодействие через интернет, а четверть вообще работает в удобном для себя месте и режиме, появляясь на стационарном рабочем месте не чаще раза в неделю. Все общество непрерывно учится. Половина работающих повышает свою квалификацию на корпоративных курсах с отрывом от производства, другая половина – самостоятельно, причем четверть – с помощью дистанционного обучения (e-learning). Активно устраняется цифровое неравенство между различными группами населения (женщины; пожилые люди; лица с минимальными доходами и т.п.). Все школы подключены к интернету при соотношении числа компьютеров к обучаемым 1:5. Более 90% детей и подростков, имеющих доступ в интернет, используют его для выполнения школьных заданий.
Успешное продвижение к такому обществу, как показывает опыт наиболее развитых в этом отношении стран, требует:
1. осознания необходимости ускоренного перехода к информационному обществу как национальной идеи;
2. концентрации на решении этой задачи значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов как непосредственно государственных, так и привлеченных от частных структур, благодаря созданному режиму наибольшего благоприятствования;
3. концентрации усилий на наиболее эффективных для каждой страны направлениях деятельности.
Как ректор университета, в котором использование современных информационно-коммуникационных технологий играет определяющую роль, я хотел бы коснуться особенностей образования в информационном обществе в контексте четырех вопросов, составляющих единое целое:
1. Какие особенности информационного общества, основанного на знаниях, оказывают наиболее сильное влияние на людей?
2. Каких знаний не хватает для эффективной и достойной жизни в информационном обществе, основанном на знаниях?
3. Как могут давать университеты качественное образование людям, обеспечивающее им достойную жизнь?
4. Что должны делать университеты для обучения людей, которым придется жить в информационном обществе, основанном на знаниях?
Какие особенности информационного общества, основанного на знаниях, оказывают наиболее сильное влияние на людей?
Вторым существенным фактором является изменение понятия «инновация». Под инновацией понимается новшество, реализованное в виде товара, услуги, метода. В индустриальном обществе инновация возникает как закономерный результат классической цепочки: фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, опытное производство, испытания, серийное производство, внедрение, распространение, то есть продажа. Только на этой, заключительной, стадии инновация начинает приносить доход, то есть завершается процесс обмена исходного знания, содержащегося в новшестве, на деньги как свидетельство востребованности обществом данного новшества. В информационном обществе не так, хотя оговоримся, что на этот счет существуют различные точки зрения. Интернет с его многомиллиардной аудиторией, с его технологиями позволяет знания любого человека немедленно представить на миллиардный рынок и превратить их в инновацию, в обмен по схеме «знания как товар», в обмен на деньги. Так происходит потому, что доступ к этому знанию расширен и облегчен настолько, что оно с практически стопроцентной вероятностью находит тех, кто готов его реализовать. Вот главный феномен, который, на наш взгляд, очень серьезно влияет на людей. Можно привести примеры, когда люди, владеющие технологиями создания личного контента, становятся богатыми буквально за неделю. Для сравнения: если люди живут вне информационного общества, на это уходят годы или вообще знания никогда не реализуются, не включаются в товарно-денежные отношения.
Как следствие возникает третий феномен: бурное развитие сегодня получают не те страны, которые создают много знаний, бурное развитие получают те страны и народы, которые используют много знаний. Вообще на самом деле для промышленности, для всей инновационной системы совершенно неважно, где созданы знания, в какой именно стране. Мы знаем примеры стремительного развития таких стран как Финляндия, Южная Корея, Сингапур, Япония и другие. Их научный вклад сравнительно невелик, но они получают мощное развитие за счет использования знаний.
Рис. 1. Комплексная технологическая система экономики знаний.
Прежде всего, первое, что должен уметь человек – это создавать новые знания. Задача университетов все более состоит в том, чтобы не просто передавать своим студентам имеющийся корпус знаний, пусть самых современных и востребованных, не только выпускать специалистов в какой-либо области, которые хорошо подготовлены и много знают. Нужно не только научить студентов извлекать знания из моря данных и информации, которая находится сегодня в интернете, в других хранилищах и библиотеках. В рамках информационного общества этого недостаточно. Университет должен научить знания создавать. А для этого необходимо все большее сращивание учебной и научной сторон деятельности университетов, усиленный поиск творчески одаренной молодежи, стимулирование ее интереса к науке и творчеству, развитие ее способностей. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают для такого поиска неограниченные, ранее небывалые возможности. Сегодня Ломоносову не нужно с рыбным обозом идти в Петербург – достаточно войти в интернет!
Второе необходимое умение – умение превращать новые знания (новшества) в инновации. Для этого в первую очередь необходимо уметь создавать свой личный контент. Именно его, то есть не только знания, но знания в электронном виде, выложенные через веб-технологии на сайты на всеобщий рынок интернета. Для этого подразделения контента должны стать ключевыми в каждом современном университете. В нашем университете такое подразделение успешно функционирует. На его счету, в частности, разработка сотен учебных курсов.
Однако этого мало. Превращение знания в инновацию в информационном обществе все чаще не требует многолетних усилий и сотенных коллективов. Из стен университета уже может выходить не просто специалист, но специалист со своим делом. Пройдя новые обрамления университета, такие как технопарки, бизнес-инкубаторы, студент может создавать свое дело и выходить в жизнь со своим бизнесом. Это можно реализовать в рамках разнообразной деятельности университетов и, конечно, через интернет. Нужно научить студента коммерциализовать, капитализировать свои знания, их продавать, знать, как образуются цены, знать механизмы обращения знаний в деньги. В конечном итоге люди должны знать электронные деньги, электронную коммерцию, уметь эффективно работать и общаться в сетях. Нужно уметь работать в компаниях, командах, когда люди находятся в разных странах, на разных континентах и общаются на разных языках.
Примеров тому более чем достаточно, в частности, когда человек, живущий в Новой Зеландии, и человек, живущий в США, создают один общий продукт, маркетируют его и продают, никогда не встречаясь. Новые технологии требуют умения объединяться в новое сообщество вне зависимости от географии, от времени и места нахождения людей, и этому надо учить.
Практика показывает, что традиционным учебным заведениям необходимы перемены, и осуществить их исключительно силами профессионального образовательного сообщества невозможно. Если страна не хочет застрять в прошлом, то приведение системы образования в соответствие с современными требованиями должно быть осознанно как важнейшая национальная цель, на достижении которой общество и государство концентрируют необходимую политическую волю, материальные и интеллектуальные ресурсы. Именно так поступали страны, которые являются сегодня лидерами мира знаний. Например, в 2000 году комиссия обеих палат Конгресса США разработала доклад «Мощь интернета для обучения». В докладе задача информатизации образования приравнена по значимости к высадке на Луну и открытию средства против полиомиелита, а на его основе была разработана успешно осуществляемая программа развития образования.
Первостепенная роль университетов состоит в том, чтобы объяснить обществу в целом и его политическому руководству, не исключая и руководство образовательной сферы, вызовы и проблемы формирующегося общества знаний. Мир меняется сегодня настолько быстро, со скоростью микропроцессоров, что это не успевает адекватно отразиться в головах тех, кто каждодневно не сталкивается с непосредственным формированием «человека информационного». Руководителям надо объяснить, их надо убедить в том, что главное сегодня – инвестиции в человеческий капитал. Это политическая задача, более того – задача социальная, ориентированная на людей. Например, Россия в обучение студента инвестирует 730$ в год, Финляндия – 15 000$. Разница в 20 раз. Что бы мы ни говорили о качестве образования, но дешево хорошо не бывает. Инвестиции в развитие людей, школьников на самом начальном этапе обучения являются определяющими для качества подготовки специалистов. Сюда включаются и заработная плата преподавателей, и инвестиции в развитие лабораторной базы, и вложения в развитие инновационной системы университетов. Кроме того, без достаточных инвестиций в человеческий капитал нельзя развить и электронное обучение (e-learning), поскольку это очень дорогостоящее дело, и без начальных капиталовложений, в том числе и в людей, достичь результатов очень сложно.
Рис. 2. Наглядное представление измерений «качества» E-Learning.
Электронное обучение – это технология, ориентирующая учащегося на новый стиль образования для жизни и на образование в течение всей жизни, т.е. технология для достойной и красивой жизни в информационном обществе, технология, развивающая умения и навыки для устойчивой жизни и непрерывного самосовершенствования. Наши наблюдения говорят о том, что, улучшая качество образования традиционными методами, без использования электронного обучения можно получить эффект в 5%, а 95% потенциала повышения качества заложены в информационных технологиях образования, в электронном обучении, в его возможностях, не все из которых, может быть, еще раскрыты. Необходимое качество образования в информационном обществе не может быть достигнуто старыми методами. Расширение доступа к образованию благотворно скажется на развитии каждого человека, общества и государства в том случае, если образование будет качественным.
Широкое использование электронного обучения позволяет:
Должна измениться структура университетов. Необходимо привнесение в университеты новых приемов и методов управления в целом, отход от иерархических структур и переход к структурам многомерным, к имитационно смоделированным процессам в рамках процессного управления. В центре всей работы университета должен находиться студент (рис. 3).
Рис. 3. В центре работы университета – студент.
При производстве контента важнейшую роль играет стандартизация. Такими стандартами являются SCORM и IMS, которые дают возможность скоростного коммуницирования и быстрых обменов знаниями между университетами, исследовательскими центрами, компаниями и инновационными системами. Эти стандарты позволяют построить и комплексные технологии, которые состоят из крупных блоков, включая технологии превращения знаний в контент.
В заключение скажу, что сегодня образование составляет основу инновационной системы любой достаточно развитой страны, придавая совершенно новое место университетам. Именно в университетах разрабатывается контент, именно в университетах зарождаются знания. И это основа основ, и страны, которые получили очень быстрое развитие (например, Финляндия), именно на таких центрах построили свою экономику. Это экономика, которая удваивается не за пять лет, она удваивается ежегодно, и это наиболее быстро развивающиеся страны.
Тихомиров Владимир Павлович - Ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, профессор.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 6-10.