Основные направления развития информационных технологий на территориях субъектов Российской Федерации отражены в Концепции региональной информатизации до 2010 года, разработанной Мининформсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренной распоряжением Правительства России летом 2006 года.
Региональная информатизация направлена на повышение эффективности решения задач социально-экономического развития регионов, на обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении предприятий и учреждений, на обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления, а также на формирование инфраструктуры доступа широких слоев населения к информационным технологиям, информационным ресурсам и услугам.
Основными целями региональной информатизации являются:
Хотя во многих регионах успешно развиваются процессы информатизации, достаточно велико также количество неудачных опытов внедрения. Технические и программные решения, которые присутствуют на рынке, либо не адаптированы к реальным потребностям регионов и муниципалитетов, либо требуют больших издержек на адаптацию, либо относятся к числу чрезмерно дорогостоящих. В то же время спрос на внедрение информационных технологий велик.
Задача федерального центра в сфере внедрения информационных технологий на региональном уровне должна сводиться к отработке типовых типизированных решений, которые строятся на общих для всех принципах – принципах административной реформы. При этом эти решения должны самостоятельно адаптироваться в каждом регионе, а государство должно поддерживать внедрение этих решений через частичное финансирование с учетом проблем экономического неравенства регионов.
Региональная информатизация в рамках ФЦП «Электронная Россия» предусматривает:
Внедрение типовых решений приведет к минимизации инвестиций, позволит сократить цифровое неравенство, а также будет стимулировать рынок и ориентировать его на появляющийся платежеспособный спрос в области муниципальной и региональной информатизации.
Предполагаемый состав типового решения (рис. 2) включает программное обеспечение, методические рекомендации, стандарты и нормативные правовые акты, необходимые для внедрения и использования решения. Каждый регион должен иметь возможность пользоваться типовыми решениями на безвозмездной основе. Если регион предпочитает самостоятельно разрабатывать решения, от начала и до конца, то полученный результат должен отвечать единым стандартам, чтобы обеспечить совместимость с другими информационными системами.
Рис. 2. Состав типового решения в сфере региональной информатизации
Финансирование всех работ по подготовке типовых программно-технических решений, разработке типовых планов их внедрения и необходимой технической документации, разработке проектов необходимых нормативных правовых документов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия «Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» (рис. 3).
1. Актуальность проекта, в том числе:
Согласно Концепции региональной информатизации, до конца 2008 года должны быть созданы и апробированы типовые решения в области региональной информатизации и сформирована система добровольной сертификации решений в сфере региональной информатизации. На уровне регионов должны быть разработаны и утверждены структура электронного правительства региона и программы по его реализации. В отдельных регионах, которые будут выбраны по результатам конкурса, должны быть реализованы и введены в эксплуатацию типовые решения в сфере региональной информатизации.
И последнее. Успех в распространении и использовании ИКТ зависит от поддержки этого процесса населением. Поэтому приоритет будет отдаваться внедрению тех информационно-коммуникационных систем, которые помогут гражданам решать их каждодневные вопросы.
_________________________________________________
Милованцев Дмитрий Александрович - заместитель министра информационных технологий и связи
© Информационное общество, 2006, вып. 4, c. 10-13.