Порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для отработки и внедрения на их территории типовых решений в сфере региональной информатизации



_____________________________________

Д.А. Милованцев


Основные направления развития информационных технологий на территориях субъектов Российской Федерации отражены в Концепции региональной информатизации до 2010 года, разработанной Мининформсвязи России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренной распоряжением Правительства России летом 2006 года.

Региональная информатизация направлена на повышение эффективности решения задач социально-экономического развития регионов, на обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия федеральных органов государ­ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и находящихся в их ведении предприятий и учреждений, на обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности органов управления, а также на формирование инфраструктуры доступа широких слоев населения к информационным технологиям, информационным ресурсам и услугам.

Основными целями региональной информатизации являются:


Внедрение информационных технологий на региональном уровне – это задача, пожалуй, более серьезная, чем внедрение ИКТ на федеральном уровне в силу большего масштаба и объема, а также обширности территорий. И если процесс региональной информатизации не будет оптимизирован, неизбежны высокие издержки, обременительные для экономики страны.

Хотя во многих регионах успешно развиваются процессы информатизации, достаточно велико также количество неудачных опытов внедрения. Технические и программные решения, которые присутствуют на рынке, либо не адаптированы к реальным потребностям регионов и муниципалитетов, либо требуют больших издержек на адаптацию, либо относятся к числу чрезмерно дорогостоящих. В то же время спрос на внедрение информационных технологий велик.

Задача федерального центра в сфере внедрения информационных технологий на региональном уровне должна сводиться к отработке типовых типизированных решений, которые строятся на общих для всех принципах – принципах административной реформы. При этом эти решения должны самостоятельно адаптироваться в каждом регионе, а государство должно поддерживать внедрение этих решений через частичное финансирование с учетом проблем экономического неравенства регионов.

Региональная информатизация в рамках ФЦП «Электронная Россия» предусматривает:




Внедрение типовых решений приведет к минимизации инвестиций, позволит сократить цифровое неравенство, а также будет стимулировать рынок и ориентировать его на появляющийся платеже­способный спрос в области муниципальной и региональной информатизации.

Предполагаемый состав типового решения (рис. 2) включает программное обеспечение, методические рекомендации, стандарты и нормативные правовые акты, необходимые для внедрения и использования решения. Каждый регион должен иметь возможность пользоваться типовыми решениями на безвозмездной основе. Если регион предпочитает самостоятельно разрабатывать решения, от начала и до конца, то полученный результат должен отвечать единым стандартам, чтобы обеспечить совместимость с другими информационными системами.



Рис. 2. Состав типового решения в сфере
региональной информатизации


Финансирование всех работ по подготовке типовых программно-технических решений, разработке типовых планов их внедрения и необходимой технической документации, разработке проектов необходимых нормативных правовых документов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятия «Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» (рис. 3).






Типовые решения будут отрабатываться сначала в пилотных регионах, выбранных на конкурсной основе (рис. 4).


Рис. 4. Перечень типовых решений.



Критерии отбора конкурсных заявок определены приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации и включают:

1. Актуальность проекта, в том числе:


2. Уровень развития в субъекте Российской Федерации организационной, информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, а также нормативно-правового обеспечения, необходимых для отработки и ввода в эксплуатацию на территории субъекта Российской Федерации типового решения в сфере региональной информатизации:
3. Степень проработки и обеспеченности проекта, в том числе:
4. Социально-экономические эффекты от реализации проекта:
5. Возможности распространения и тиражирования проекта:
В ходе проведения конкурса Мининформсвязи не ставит во главу угла принцип значительного финансирования со стороны региона – прежде всего будут оцениваться социально-экономические эффекты от реализации проекта. Для проведения конкурса открыт сайт www.inforegion.ru, где представлены условия проведения конкурса и перечень необходимых документов.

Согласно Концепции региональной информатизации, до конца 2008 года должны быть созданы и апробированы типовые решения в области региональной информатизации и сформирована система добровольной сертификации решений в сфере региональной информатизации. На уровне регионов должны быть разработаны и утверждены структура электронного правительства региона и программы по его реализации. В отдельных регионах, которые будут выбраны по результатам конкурса, должны быть реализованы и введены в эксплуатацию типовые решения в сфере региональной информатизации.

И последнее. Успех в распространении и использовании ИКТ зависит от поддержки этого процесса населением. Поэтому приоритет будет отдаваться внедрению тех информационно-коммуникационных систем, которые помогут гражданам решать их каждодневные вопросы.

_________________________________________________

Милованцев Дмитрий Александрович - заместитель министра информационных технологий и связи


© Информационное общество, 2006, вып. 4, c. 10-13.