Интеграция систем высшего и среднего образования для повышения уровня обучения сельских школьников


В.В. Глаголев, А.Н. Мерцалов



Сложившаяся социально-экономическая обстановка в России остро обозначила проблему предоставления возможности получения профессионального образования для различных слоев населения. Дистанционное обучение (ДО) является основным инструментом предоставления таких возможностей. Однако, полная реализация методов дистанционного образования в России, и, в частности, в Тульской области, практически невозможна из-за серьезных трудностей с компьютерным обеспечением и отсутствия должного государственного финансирования в поддержку развития этого вида обучения. Особенно тяжелое положение сложилось в сельских районах Тульской области (как и в целом по России), которые еще долго не будут иметь возможностей развития систем ДО.

Решение проблемы возможно на пути организации районных центров образования, интегрированных компьютерными средствами с Университетскими Центрами Интернета (УЦИ). Здесь технология дистанционного обучения применяется как дополнение к традиционному обучению на основе личного присутствия. Для реализации указанной проблемы имеются определенные предпосылки.

1. В апреле 1998 года в Тульском государственном университете по гранту фонда Сороса на базе регионального центра информатизации высшей школы (РЦИ ВШ) создан Университетский Центр Интернет. Дальнейшее развитие Центра направлено на создание единого информационного пространства для организаций сфер образования, медицины и культуры как непосредственно в городе Туле, так и в районах области.

2. Созданы цифровые каналы связи емкостью от 64К со всеми районными центрами области.

3. Имеется опыт по организации и методическому обеспечению дистанционного обучения. Реализован проект по созданию сегмента региональной сети в Алексинском районе Тульской области. Данный проект также был поддержан фондом Сороса.

В 2000 году в рамках проекта "Интеграция высшего и среднего образования на основе тренинга учителей и школьных администраторов сельских школ с применением дистанционного обучения" велись работы по организации опорных точек сети TPNet (Tula Publish Network) в районных центрах области и подключению к ним учебных заведений. Параллельно с этим разрабатывались курсы дистанционного изучения различных дисциплин как для учителей, так и для учащихся старших классов — потенциальных абитуриентов Тульского государственного университета. В качестве таких дисциплин были выбраны математика, физика, иностранный язык, гуманитарные дисциплины (валеология, психология, политология, история).

На сегодняшний день опорные точки созданы в шести районных центрах Тульской области: в Алексине, Суворове, Кимовске, Киреевске, Донском, Богородицке. Учебные классы этих точек подключены к узлу УЦИ по выделенным каналам транспортной сети ОАО Тулателеком. Остальные 20 районов области имеют возможность подключения к узлу УЦИ в режиме dial-up.

Для успешной реализации пилотной части проекта с сентября 2000 года на базе УЦИ действуют постоянные курсы повышения квалификации для учителей и административных работников системы образования. Учебный и методический материал, предлагаемый на занятиях, подобран таким образом, чтобы слушатели курсов смогли получить навыки работы с компьютерами и информационными ресурсами сети Интернет, оценить эффективность внедрения информационных технологий в учебный процесс, освоить основные сервисы сети. Знакомство с программной компонентой системы дистанционного обучения (ДО), разработанной в УЦИ, и учебными материалами, включенными в ее базу данных, позволяет на практике оценить возможность использования этой технологии в учебном процессе, провести апробацию имеющихся курсов ДО .

Создание учебно-методического комплекса предлагаемой системы проводилось на базе двух школ районного центра Тульской области — города Алексина.

В течение пяти лет на базе Алексинской реальной гимназии проводится эксперимент по удаленной форме подготовки абитуриентов и обучения студентов в объеме первых двух курсов по ряду специальностей. Учебный процесс проводится силами учителей гимназии при консультационном и информационно-методическом обеспечении кафедр университета.

Для создания эффективной системы ДО используется сетевая система электронной поддержки дистанционного обучения (СДО). Система использует Web-технологию и базу данных ORACLE для наполнения СДО и обеспечивает слушателей учебным материалом. По ряду дисциплин подготовлены методические пособия, включающие в себя:


Методические материалы подготовлены как в виде традиционных печатных материалов, так и на электронных носителях.

Опорный пункт сети TPNet, созданный на территории администрации г. Алексина, предназначен для интеграции локальных сетей как образовательных учреждений, так и других организаций, и обеспечения их доступа к университетской образовательной сети и ресурсам Интернета.

По такой же схеме созданы опорные пункты и в других районах области. Целью создания опорного пункта является организация системы дистанционного обучения по программам довузовской и послевузовской подготовки на базе центра ДО университета.

К основным задачам, решаемым при создании опорной точки в районе, относятся:


Накопленный опыт может служить основой для развития сети и создания единого информационного и образовательного пространства не только для нужд образования, но и для организаций медицины, культуры, науки в Тульской области и близлежащих регионах и реализации концепции: университеты — центры образования, науки и культуры в регионе.




Глаголев Вадим Борисович - канд. физ.-мат. наук, доцент, директор университетского центра Интернет

Мерцалов Анатолий Николаевич - канд. техн. наук, технический директор университетского центра Интернет



© Информационное общество, 2001, вып. 1, с. 60-61.