В данной работе я сфокусируюсь на стратегиях ЕАУДО, направленных на создание синергетической сети электронного обучения, а впоследствии – и Европейского образовательного пространства (European Learning Space), для обеспечения виртуальной мобильности студентов, персонала и курсов, добавления электронного направления в Болонский процесс и облегчения сотрудничества между университетами и корпоративным сектором.
ЕАУДО была создана в 1987 году, в настоящее время в нее входят 22 члена из 20 стран. К ним относятся 8 открытых университетов, 13 национальных ассоциаций, объединяющих около 200 обычных университетов и один национальный центр высшего дистанционного образования, в которых приблизительно 2 миллиона студентов участвуют в программах непрерывного и гибкого обучения.
На протяжении лет фокус ЕАУДО переместился с открытого и дистанционного обучения (ОДО; Open and Distance Learning, ODL) к открытому и гибкому непрерывному обучению (ОГНО) в целях удовлетворения значительно возрастающего спроса в этой области. Модель ОГНО включает следующие составляющие: открытое обучение, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайновое обучение, открытый доступ, мультимедийная поддержка, виртуальная мобильность, учебные сообщества, двойной режим (заработок и обучение) и тому подобное.
Задача ЕАУДО – участвовать в развитии Европейского образовательного пространства (European Learning Space), способствуя расширению образовательного процесса за счет использования технологий (например, электронного обучения), организации современных образовательных сетей в сфере непрерывного и гибкого обучения, виртуальной мобильности, обеспечения качества и аккредитации.
В США несколько университетов, самостоятельно или совместно с другими университетами и культурными учреждениями, создали коммерческие компании. Так, Нью-Йоркский университет инвестировал 20 млн. долл. в NYU Online, а Колумбийский университет вместе с 14 университетами, библиотеками и музеями создал компанию Fathom, стоимость которой составила 40 млн. долл. Однако ни одна из этих организаций не запустила ни одного курса электронного обучения. Одним из немногих успешных организаторов электронного обучения в США является университет в Фениксе, успех которого, вероятно, связан с работой на ограниченном и специализированном рынке бизнеса и здравоохранения.
В Лиссабоне в марте 2000 года Европейский Совет утвердил крупномасштабный план под названием «Европа. Информационное общество для всех», цель которого состоит в создании к 2010 году «наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономики, основанной на знаниях». Для достижения этой цели необходимо широко использовать ИКТ и электронное обучение, а также предоставлять высшее образование примерно 50% молодежи. В мае того же года Европейская Комиссия опубликовала сообщение под названием «Электронное обучение – проектирование образования будущего».
Параллельно этим политическим инициативам, но без координации с Комиссией, были запущены многие национальные проекты в области электронного обучения, например, Электронный университет Великобритании, Цифровой университет в Нидерландах, Баварский виртуальный университет, Виртуальный университет в Финляндии и Сетевой университет в Швеции. Пока ни одна из этих инициатив в области электронного обучения не достигла уровня стабильности, а Электронный университет Великобритании даже прекратил свою деятельность. Средства тратились, главным образом, на повышение гибкости высшего образования за счет организации краткосрочных онлайновых курсов для студентов, получающих очное или очно-заочное образование, но не на расширение сотрудничества между институтами или привлечение новых групп студентов.
В отчете, опубликованном еще в 2001 году, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предсказала такое развитие событий:
«Несмотря на то, что в 1999 году входящие в ОЭСР страны вложили в ИКТ 16 млрд. долларов США, имеется мало доказательств того, что ИКТ соответствуют первоначальному обещанию предоставлять более качественное образование большему числу людей за меньшую стоимость. В результате сегодня возникают вопросы относительно окупаемости инвестиций…
Тем не менее, нет четкого подтверждения того, что инвестиции в ИКТ, осуществленные государственным сектором, привели к улучшению работы преподавателей и/или учащихся или способствовали повышению качества образовательных ресурсов и улучшению доступа к ним в предсказанных ранее масштабах.
Однако все еще существует общее мнение относительно возможностей ИКТ и признание того, что ИКТ являются частью повседневной жизни и навсегда меняют способы обучения, работы и развлечения людей» [2, с. 24].
В ходе дебатов после краха Электронного университета Великобритании в 2004 году Национальный финансовый совет объяснил отсутствие интереса к электронному обучению тем, что университеты фокусируются на «смешанном» обучении. Такое изменение фокуса, отраженное в речи Комиссара Reding за год до этого (в феврале 2003) в Карлсруэ, было полностью поддержано Комиссией:
«В современных решениях по электронному обучению признается значение обучения как социального процесса, и предлагаются возможности сотрудничества с другими учащимися при взаимодействии с учебным контентом, а также получении указаний со стороны преподавателей, инструкторов и наставников. Ориентированные на обучаемого подходы с богатыми учебными ресурсами способствуют его возвращению в команду.
Преподаватели и инструкторы опять играют ведущую роль, используя как виртуальные, так и традиционные («лицом к лицу») методы взаимодействия со студентами при «смешанном» подходе. При этом подходе они рассматриваются не как простые потребители заранее определенного контента электронного обучения, а как редакторы, авторы и участники разработки контекстуализированного учебного сценария» [4].
Важно отметить, что это заявление Комиссара Reding следует понимать не как констатацию общего упадка электронного или онлайнового обучения, а как признание необходимости взаимодействия между преподавателем и студентом, а также совместной ответственности в учебном процессе. Это заявление не является указанием на потерю доверия со стороны Комиссии к ИКТ как к средству реализации концепции общества, основанного на знаниях. В недавнем отчете Wim Kok [3] (November 2004), ясно отмечается, что:
«Для обеспечения будущего экономического роста ЕС нуждается во всеобъемлющей и целостной стратегии стимулирования роста ИКТ и распространения ИКТ во всех секторах экономики. Главным приоритетом является реализация плана «Электронная Европа», который предусматривает меры по развитию электронной торговли, электронного управления и электронного обучения» [3, с. 22].
«Потенциально разрушительные последствия старения населения означают, что расширение присутствия на рынке труда пожилых работников является крайне важным. Таким образом, непрерывное обучение является необходимостью, а не роскошью – для того, чтобы пожилые люди оставались активными, они должны получать навыки, соответствующие требованиям общества знания» [3, с. 33].
Такая же вера в технологии подчеркивалась в приведенной выше цитате из отчета ОЭСР [2] и дополнялась анализом ситуации, который указывает, что фиксация на технологии и отсутствие учета культурных особенностей являются основной причиной неудачи электронного обучения:
«Технология сама по себе не обеспечивает успех образования. Она становится ценной для обучения, только если учащиеся и преподаватели могут извлекать из нее пользу…
Это классическая проблема курицы и яйца. Для работы программного обеспечения и приложений требуется инфраструктура, распространение персональных компьютеров и возможность подключения к интернету. С другой стороны, наличие каналов при отсутствии или недостатке образовательного программного обеспечения вызывает разочарование у многих преподавателей и учащихся, и не позволяет им использовать онлайновые средства обучения…
Другим аспектом проблемы «глобальной курицы и локального яйца» является то, что образовательный контент зачастую плохо перемещается через границы. То, что приемлемо и результативно для одной культуры, не обязательно подходит для другой…
Образовательный контент и услуги электронного обучения… необходимо адаптировать к местным потребностям и культурам» [3, с. 24–25].
Позднее подобный вывод был сделан в отчете [1, с. 17]:
«Несомненно, что электронное обучение может способствовать развитию учебных сетей и новых форм организации обучения. Остается в силе основной принцип хорошей педагогики, согласно которому структура всего учебного процесса (возможно, с поддержкой электронного обучения) является решающим фактором для достижения успеха. Поэтому предпринимаемые европейскими странами меры в отношении электронного обучения должны не ограничиваться вопросами аппаратного и программного обеспечения, а фокусироваться на вопросах педагогики и применении электронного обучения в рабочих процессах».
В отчете ОЭСР, заявлении Комиссара Reding и отчете по вопросам профессионального образования и подготовке (vocational education and training, VET) отмечается, что успех электронного обучения зависит от развития педагогики и более тесной интеграции технологии с предыдущим опытом обучения студентов. Технологии, направленные на улучшение обучения, должны способствовать укреплению реалий учебного процесса – взаимодействия, сотрудничества и конструктивного подхода, а контент должен соответствовать культурным особенностям студентов.
Согласно Лиссабонской стратегии, ЕС к 2010 году должен стать лидирующей в мире экономикой, основанной на знаниях. Такие далеко идущие амбиции означают, что страны-члены ЕС должны достичь значительного повышения и расширения участия в высшем образовании.
Производительность системы образования должна повыситься до невиданного ранее уровня. Следовательно, нам необходимо создать более гибкие и персонализированные формы существующей мощной модели открытого и дистанционного массового обучения. Этому может способствовать применение ИКТ и тщательно подобранного ряда медиа-носителей, средств передачи информации, начиная от печатных материалов, аудио-видео компонентов и (цифрового) телевидения, то есть средств массовой информации, до обучающих элементов, компонентов с поддержкой ИКТ и (широкополосного) интернета, то есть индивидуализированных средств передачи информации.
Очевидно также, что нам необходимо обратить внимание на нетрадиционные пути получения образования. Во многих странах контингент выпускников средних школ, поступающих в вузы, является более или менее стабильным на протяжении длительного времени, то есть перспективы в данном направлении отсутствуют. Это значит, что необходимо искать и широко использовать альтернативные варианты. Они могут включать усиление работы с недостаточно представленными целевыми группами, повторное привлечение в систему высшего образования значительной группы лиц, ранее прервавших обучение, предложение различных режимов сочетания работы и обучения, а также организацию ряда укороченных курсов и программ (с возможностью их комбинирования). Иными словами, необходимо полностью и масштабно использовать типичные пути «непрерывного обучения».
Это пространство должно быть создано посредством сотрудничества лучших высших учебных заведений, направленного на:
Сотрудничество вместо конкуренции является единственной приемлемой стратегией дальнейшего продвижения электронного обучения. Для инвестиций в новые разработки и новые виды деятельности, а также для выхода на новые рынки требуются ресурсы и возможности, выходящие за рамки отдельных институтов. Путем объединения усилий отдельные партнеры смогут сфокусироваться на конкретных собственных сильных сторонах и разделах, не теряя перспективы достижения интегрированного решения на уровне европейского сотрудничества.
Европейское образовательное пространство – не только новая система управления обучением (learning management system, LMS), но также область для сотрудничества и обмена на основе открытых технических стандартов.
В будущем университеты должны сотрудничать в рамках образовательных сетей и союзов для того, чтобы обеспечить широкомасштабное получение ОГНО лицами любого возраста в экономически эффективном ключе.
Следовательно, университеты должны стать узлами в многочисленных сетях Европейского образовательного пространства. Предполагается, что рост такого пространства должен происходить органично. В этом общеевропейском процессе должны лидировать университеты, основной функцией которых является ОГНО, а к ним впоследствии присоединятся и другие европейские университеты. Хотя в основном развитие будет идти снизу вверх, необходимо, чтобы национальные правительства создали рабочую основу для этого процесса. На европейском уровне необходимо создать условия для стимулирования и интеграции действий отдельных государств и университетов в связанное и рабочее Европейское образовательное пространство.
Исследования и разработки должны направлять и поддерживать органичное развитие Европейского образовательного пространства в форме последовательных шагов (дорожная карта), для выполнения задач по гибкому обслуживанию возрастающего числа студентов (массовая индивидуализация высшего образования), в контексте непрерывного обучения.
Реализация проекта имеет технические (например, организация взаимодействия сетей), педагогические (структура учебного процесса), организационные (например, сочетание учебных единиц с сертификацией), экономические (вопросы повторного использования, совместного использования материалов и услуг) стороны, а также сопряжена с вопросами руководства и оценки и т.д. Стратегии в области исследований и разработок можно разделить на три категории:
1. Achieving the Lisbon goal: The contribution of VET. Executive Summary. (2004). (Online). – March 1, 2005. – http://europa.eu.int/comm/education/policies/2010/studies/maastrichtexe_en.pdf
2. E-learning: The Partnership Challenge. (2001). (Online). – March 1, 2005. – http://www.oecd.org/LongAbstract/0,2546,en_2649_33723_1898362_1_1_1_1,00.html
3. Facing the challenge. The Lisbon Strategy for Growth and Employment. (2004). (Online). – March 1, 2005. – http://www.eu-oplysningen.dk/upload/application/pdf/f9a0512d/wimkok.pdf
4. Reding, V. (2003). Is e-learning going mainstream? Opening of the Learntec Forum, Karlsruhe, 4 February 2003. (Online). – September 14, 2003. – http://europa.eu.int/rapid/start/cgi/guesten.ksh?p_action.gettxt=gt&doc=SPEECH/03/48|0|AGED&lg=EN&display
© Информационное общество, 2005, вып. 2, с. 1.