"Электронный" Болонский процесс - создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях


Й. Банг



В Европейскую ассоциацию университетов дистанционного обучения (ЕАУДО; European Association of Distance Teaching Universities, EADTU) входят университеты, основной функцией которых является заочное обучение целевых групп с помощью методов дистанционного обучения, а также ассоциации университетов, в которых большинство студентов учится на очной основе, однако существует возможность и заочного обучения. Следовательно, мы фокусируемся на открытом и гибком непрерывном обучении (ОГНО; Lifelong Open and Flexible learning, LOF), включающем следующие составляющие: открытое обучение, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайновое обучение, открытый доступ, мультимедийная поддержка, виртуальная мобильность, учебные сообщества, двойной режим (заработок и обучение) и тому подобное.

В данной работе я сфокусируюсь на стратегиях ЕАУДО, направленных на создание синергетической сети электронного обучения, а впоследствии – и Европейского образовательного пространства (European Learning Space), для обеспечения виртуальной мобильности студентов, персонала и курсов, добавления электронного направления в Болонский процесс и облегчения сотрудничества между университетами и корпоративным сектором.


ЕАУДО

Европейская ассоциация университетов дистанционного образования (ЕАУДО; European Association of Distance Teaching Universities, EADTU) – организация, представляющая как европейские университеты с открытым и дистанционным обучением, так и национальные ассоциации высших учебных заведений, активно осуществляющих дистанционное и электронное обучение. Членами ЕАУДО являются университеты, основной функцией которых является заочное обучение целевых групп.

ЕАУДО была создана в 1987 году, в настоящее время в нее входят 22 члена из 20 стран. К ним относятся 8 открытых университетов, 13 национальных ассоциаций, объединяющих около 200 обычных университетов и один национальный центр высшего дистанционного образования, в которых приблизительно 2 миллиона студентов участвуют в программах непрерывного и гибкого обучения.

На протяжении лет фокус ЕАУДО переместился с открытого и дистанционного обучения (ОДО; Open and Distance Learning, ODL) к открытому и гибкому непрерывному обучению (ОГНО) в целях удовлетворения значительно возрастающего спроса в этой области. Модель ОГНО включает следующие составляющие: открытое обучение, дистанционное обучение, электронное обучение, онлайновое обучение, открытый доступ, мультимедийная поддержка, виртуальная мобильность, учебные сообщества, двойной режим (заработок и обучение) и тому подобное.

Задача ЕАУДО – участвовать в развитии Европейского образовательного пространства (European Learning Space), способствуя расширению образовательного процесса за счет использования технологий (например, электронного обучения), организации современных образовательных сетей в сфере непрерывного и гибкого обучения, виртуальной мобильности, обеспечения качества и аккредитации.


Стратегии виртуального университета

В разгар шумихи вокруг дот-комов (интернет-бизнеса) многие политики и представители учебных заведений были твердо уверены, что электронное обучение, которое иногда с энтузиазмом называли «веб-образованием» (webucation), является следующим этапом развития университетского образования. Бизнес-гуру Peter Drucker в 1997 году предсказал, что «университеты не выживут … как стационарные заведения», а другие высказывались в том же ключе, предполагая, что функцией университетов станет поставка контента и инструктирование коммерческих производителей учебного аппаратного и программного обеспечения («learningware»).

В США несколько университетов, самостоятельно или совместно с другими университетами и культурными учреждениями, создали коммерческие компании. Так, Нью-Йоркский университет инвестировал 20 млн. долл. в NYU Online, а Колумбийский университет вместе с 14 университетами, библиотеками и музеями создал компанию Fathom, стоимость которой составила 40 млн. долл. Однако ни одна из этих организаций не запустила ни одного курса электронного обучения. Одним из немногих успешных организаторов электронного обучения в США является университет в Фениксе, успех которого, вероятно, связан с работой на ограниченном и специализированном рынке бизнеса и здравоохранения.

В Лиссабоне в марте 2000 года Европейский Совет утвердил крупномасштабный план под названием «Европа. Информационное общество для всех», цель которого состоит в создании к 2010 году «наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономики, основанной на знаниях». Для достижения этой цели необходимо широко использовать ИКТ и электронное обучение, а также предоставлять высшее образование примерно 50% молодежи. В мае того же года Европейская Комиссия опубликовала сообщение под названием «Электронное обучение – проектирование образования будущего».

Параллельно этим политическим инициативам, но без координации с Комиссией, были запущены многие национальные проекты в области электронного обучения, например, Электронный университет Великобритании, Цифровой университет в Нидерландах, Баварский виртуальный университет, Виртуальный университет в Финляндии и Сетевой университет в Швеции. Пока ни одна из этих инициатив в области электронного обучения не достигла уровня стабильности, а Электронный университет Великобритании даже прекратил свою деятельность. Средства тратились, главным образом, на повышение гибкости высшего образования за счет организации краткосрочных онлайновых курсов для студентов, получающих очное или очно-заочное образование, но не на расширение сотрудничества между институтами или привлечение новых групп студентов.

В отчете, опубликованном еще в 2001 году, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предсказала такое развитие событий:

«Несмотря на то, что в 1999 году входящие в ОЭСР страны вложили в ИКТ 16 млрд. долларов США, имеется мало доказательств того, что ИКТ соответствуют первоначальному обещанию предоставлять более качественное образование большему числу людей за меньшую стоимость. В результате сегодня возникают вопросы относительно окупаемости инвестиций…

Тем не менее, нет четкого подтверждения того, что инвестиции в ИКТ, осуществленные государственным сектором, привели к улучшению работы преподавателей и/или учащихся или способствовали повышению качества образовательных ресурсов и улучшению доступа к ним в предсказанных ранее масштабах.

Однако все еще существует общее мнение относительно возможностей ИКТ и признание того, что ИКТ являются частью повседневной жизни и навсегда меняют способы обучения, работы и развлечения людей» [2, с. 24].

В ходе дебатов после краха Электронного университета Великобритании в 2004 году Национальный финансовый совет объяснил отсутствие интереса к электронному обучению тем, что университеты фокусируются на «смешанном» обучении. Такое изменение фокуса, отраженное в речи Комиссара Reding за год до этого (в феврале 2003) в Карлсруэ, было полностью поддержано Комиссией:

«В современных решениях по электронному обучению признается значение обучения как социального процесса, и предлагаются возможности сотрудничества с другими учащимися при взаимодействии с учебным контентом, а также получении указаний со стороны преподавателей, инструкторов и наставников. Ориентированные на обучаемого подходы с богатыми учебными ресурсами способствуют его возвращению в команду.

Преподаватели и инструкторы опять играют ведущую роль, используя как виртуальные, так и традиционные («лицом к лицу») методы взаимодействия со студентами при «смешанном» подходе. При этом подходе они рассматриваются не как простые потребители заранее определенного контента электронного обучения, а как редакторы, авторы и участники разработки контекстуализированного учебного сценария» [4].

Важно отметить, что это заявление Комиссара Reding следует понимать не как констатацию общего упадка электронного или онлайнового обучения, а как признание необходимости взаимодействия между преподавателем и студентом, а также совместной ответственности в учебном процессе. Это заявление не является указанием на потерю доверия со стороны Комиссии к ИКТ как к средству реализации концепции общества, основанного на знаниях. В недавнем отчете Wim Kok [3] (November 2004), ясно отмечается, что:

«Для обеспечения будущего экономического роста ЕС нуждается во всеобъемлющей и целостной стратегии стимулирования роста ИКТ и распространения ИКТ во всех секторах экономики. Главным приоритетом является реализация плана «Электронная Европа», который предусматривает меры по развитию электронной торговли, электронного управления и электронного обучения» [3, с. 22].

«Потенциально разрушительные последствия старения населения означают, что расширение присутствия на рынке труда пожилых работников является крайне важным. Таким образом, непрерывное обучение является необходимостью, а не роскошью для того, чтобы пожилые люди оставались активными, они должны получать навыки, соответствующие требованиям общества знания» [3, с. 33].

Такая же вера в технологии подчеркивалась в приведенной выше цитате из отчета ОЭСР [2] и дополнялась анализом ситуации, который указывает, что фиксация на технологии и отсутствие учета культурных особенностей являются основной причиной неудачи электронного обучения:

«Технология сама по себе не обеспечивает успех образования. Она становится ценной для обучения, только если учащиеся и преподаватели могут извлекать из нее пользу…

Это классическая проблема курицы и яйца. Для работы программного обеспечения и приложений требуется инфраструктура, распространение персональных компьютеров и возможность подключения к интернету. С другой стороны, наличие каналов при отсутствии или недостатке образовательного программного обеспечения вызывает разочарование у многих преподавателей и учащихся, и не позволяет им использовать онлайновые средства обучения…

Другим аспектом проблемы «глобальной курицы и локального яйца» является то, что образовательный контент зачастую плохо перемещается через границы. То, что приемлемо и результативно для одной культуры, не обязательно подходит для другой…

Образовательный контент и услуги электронного обучения… необходимо адаптировать к местным потребностям и культурам» [3, с. 24–25].

Позднее подобный вывод был сделан в отчете [1, с. 17]:

«Несомненно, что электронное обучение может способствовать развитию учебных сетей и новых форм организации обучения. Остается в силе основной принцип хорошей педагогики, согласно которому структура всего учебного процесса (возможно, с поддержкой электронного обучения) является решающим фактором для достижения успеха. Поэтому предпринимаемые европейскими странами меры в отношении электронного обучения должны не ограничиваться вопросами аппаратного и программного обеспечения, а фокусироваться на вопросах педагогики и применении электронного обучения в рабочих процессах».

В отчете ОЭСР, заявлении Комиссара Reding и отчете по вопросам профессионального образования и подготовке (vocational education and training, VET) отмечается, что успех электронного обучения зависит от развития педагогики и более тесной интеграции технологии с предыдущим опытом обучения студентов. Технологии, направленные на улучшение обучения, должны способствовать укреплению реалий учебного процесса – взаимодействия, сотрудничества и конструктивного подхода, а контент должен соответствовать культурным особенностям студентов.

Согласно Лиссабонской стратегии, ЕС к 2010 году должен стать лидирующей в мире экономикой, основанной на знаниях. Такие далеко идущие амбиции означают, что страны-члены ЕС должны достичь значительного повышения и расширения участия в высшем образовании.

Производительность системы образования должна повыситься до невиданного ранее уровня. Следовательно, нам необходимо создать более гибкие и персонализированные формы существующей мощной модели открытого и дистанционного массового обучения. Этому может способствовать применение ИКТ и тщательно подобранного ряда медиа-носителей, средств передачи информации, начиная от печатных материалов, аудио-видео компонентов и (цифрового) телевидения, то есть средств массовой информации, до обучающих элементов, компонентов с поддержкой ИКТ и (широкополосного) интернета, то есть индивидуализированных средств передачи информации.

Очевидно также, что нам необходимо обратить внимание на нетрадиционные пути получения образования. Во многих странах контингент выпускников средних школ, поступающих в вузы, является более или менее стабильным на протяжении длительного времени, то есть перспективы в данном направлении отсутствуют. Это значит, что необходимо искать и широко использовать альтернативные варианты. Они могут включать усиление работы с недостаточно представленными целевыми группами, повторное привлечение в систему высшего образования значительной группы лиц, ранее прервавших обучение, предложение различных режимов сочетания работы и обучения, а также организацию ряда укороченных курсов и программ (с возможностью их комбинирования). Иными словами, необходимо полностью и масштабно использовать типичные пути «непрерывного обучения».


Добавление электронного направления в Болонский процесс

Хотя Болонская декларация была сформулирована европейскими министрами образования в Болонье в 1999 году – до выработки Лиссабонской стратегии, – Болонский процесс является частью той же концепции. Глобальной целью является создание Европейского пространства высшего образования к 2010 году.

Это пространство должно быть создано посредством сотрудничества лучших высших учебных заведений, направленного на:


С целью реализации процесса организация европейских ректоров (European University Association, EUA) разработала следующие стратегические перспективы:
К 2005 году цели Болонской декларации включены в основные планы действий большинства европейских университетов и национальных органов власти. К настоящему времени 44 страны уже следуют Болонскому процессу в реформе своих систем высшего и университетского образования. На промежуточной встрече в Бергене основное внимание уделялось:
В настоящее время потенциал дистанционного образования и/или электронного обучения не используется в Болонском процессе, хотя для достижения поставленных в Болонье задач необходимо использовать эффективные и новые способы. Поэтому в 2003 году ЕАУДО начинает реализовывать стратегию под названием eBologna («Электронная Болонья»), глобальной целью которой является создание в Европе электронной среды для реализации Болонского процесса. Упор делается на:
В области виртуальной мобильности ЕАУДО разработала детальную схему с четырьмя элементами, которая позднее должна использоваться при реализации программы электронного обучения (в текущем году):
Стратегию eBologna следует рассматривать в качестве поля для сотрудничества и совместных проектов между членами ЕАУДО. Она будет способствовать достижению вышеупомянутых сформулированных в Болонье задач повышения мобильности; организации сотрудничества в подготовке курсов и учебных программ; формированию международной конкурентоспособности и привлекательности; обеспечению широкого доступа к высшему образованию и развитию компетенции в контексте непрерывного обучения. Цель заключается в создании цифровой сети, интегрирующей национальные и региональные университеты в синергетическую сеть электронного обучения.

Сотрудничество вместо конкуренции является единственной приемлемой стратегией дальнейшего продвижения электронного обучения. Для инвестиций в новые разработки и новые виды деятельности, а также для выхода на новые рынки требуются ресурсы и возможности, выходящие за рамки отдельных институтов. Путем объединения усилий отдельные партнеры смогут сфокусироваться на конкретных собственных сильных сторонах и разделах, не теряя перспективы достижения интегрированного решения на уровне европейского сотрудничества.


Создание европейского образовательного пространства

Средством реализации концепции eBologna является создание Европейского образовательного пространства для поддержки развития компетенции европейских граждан, виртуальной мобильности студентов, персонала и курсов, ведущего к сотрудничеству без границ между университетами и отраслями или другими участниками.

Европейское образовательное пространство – не только новая система управления обучением (learning management system, LMS), но также область для сотрудничества и обмена на основе открытых технических стандартов.

В будущем университеты должны сотрудничать в рамках образовательных сетей и союзов для того, чтобы обеспечить широкомасштабное получение ОГНО лицами любого возраста в экономически эффективном ключе.

Следовательно, университеты должны стать узлами в многочисленных сетях Европейского образовательного пространства. Предполагается, что рост такого пространства должен происходить органично. В этом общеевропейском процессе должны лидировать университеты, основной функцией которых является ОГНО, а к ним впоследствии присоединятся и другие европейские университеты. Хотя в основном развитие будет идти снизу вверх, необходимо, чтобы национальные правительства создали рабочую основу для этого процесса. На европейском уровне необходимо создать условия для стимулирования и интеграции действий отдельных государств и университетов в связанное и рабочее Европейское образовательное пространство.

Исследования и разработки должны направлять и поддерживать органичное развитие Европейского образовательного пространства в форме последовательных шагов (дорожная карта), для выполнения задач по гибкому обслуживанию возрастающего числа студентов (массовая индивидуализация высшего образования), в контексте непрерывного обучения.

Реализация проекта имеет технические (например, организация взаимодействия сетей), педагогические (структура учебного процесса), организационные (например, сочетание учебных единиц с сертификацией), экономические (вопросы повторного использования, совместного использования материалов и услуг) стороны, а также сопряжена с вопросами руководства и оценки и т.д. Стратегии в области исследований и разработок можно разделить на три категории:


Университеты должны сотрудничать не только между собой, но и с корпоративным сектором. Более того, в этом процессе должны участвовать и правительства. Новые схемы сотрудничества должны соответствовать европейскому контексту, амбициям университетов в отношении непрерывного обучения и способствовать повышению доступности высшего образования. Несомненно, сотрудничество с корпоративным сектором будет способствовать лучшей взаимосвязи между корпоративным обучением и университетским образованием, более гибкому предоставлению контента и услуг от университетов к отраслям и наоборот.

Рекомендации

Теперь позвольте мне кратко сформулировать основные положения этой работы и дать некоторые рекомендации относительно электронного обучения и непрерывного обучения как средств построения общества, основанного на знаниях:
Литература

1. Achieving the Lisbon goal: The contribution of VET. Executive Summary. (2004). (Online). – March 1, 2005. – http://europa.eu.int/comm/education/policies/2010/studies/maastrichtexe_en.pdf

2. E-learning: The Partnership Challenge. (2001). (Online). – March 1, 2005. – http://www.oecd.org/LongAbstract/0,2546,en_2649_33723_1898362_1_1_1_1,00.html

3. Facing the challenge. The Lisbon Strategy for Growth and Employment. (2004). (Online). – March 1, 2005. – http://www.eu-oplysningen.dk/upload/application/pdf/f9a0512d/wimkok.pdf

4. Reding, V. (2003). Is e-learning going mainstream? Opening of the Learntec Forum, Karlsruhe, 4 February 2003. (Online). – September 14, 2003. – http://europa.eu.int/rapid/start/cgi/guesten.ksh?p_action.gettxt=gt&doc=SPEECH/03/48|0|AGED&lg=EN&display


*Статья Йоргена Банга подготовлена по материалам доклада автора на Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по вопросам информационного общества» (Санкт-Петербург, май 2005).


Банг Йорген - Президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения, Дания.


© Информационное общество, 2005, вып. 2, с. 1.