Очень часто проблему создания "электронного правительства" сводят к тому, чтобы поставить в государственных учреждениях современные компьютеры с хорошим программным обеспечением, проложить оптоволоконные сети с большой пропускной способностью и переобучить персонал. Однако, если не изменить технологии работы с документами, – то есть регламенты и правила, по которым работает аппарат, – постоянно будут возникать противоречия между передовым электронным обеспечением и устаревшей системой прохождения документов. В аппарате Правительства РФ, Администрации Президента России и во многих органах федеральной власти уже начаты работы по созданию внутреннего документооборота, отвечающего требованиям времени. Планируется, что к 2005 году общий объем электронного документооборота превысит объем бумажного, хотя, естественно, полностью его не заменит.
Один из принципов "электронного правительства" – максимальная открытость по отношению к обществу, превращение правительства в прямого поставщика услуг для граждан. Внедрение информационных технологий должно обеспечить не только внутренний эффект лучшей организации работы правительства, и но ускорение процесса обмена информацией между властью, гражданскими организациями и обществом. Тогда общество получит ясные критерии оценки эффективности работы органов власти. Но для достижения поставленной цели необходимо решить ряд сложных вопросов, что потребует больших усилий, в том числе на политическом уровне. Одна из причин кроется в том, что перед государственным аппаратом задача информационной открытости ранее вообще не ставилась. Скорее напротив, вся система власти была настроена на строгое дозирование и закрытие информации. Теперь же оптимизация деятельности государственных учреждений на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, повысит эффективность управления, с другой стороны, сделает более прозрачными и понятными для населения процессы принятия решений и работу органов власти всех уровней. Один из способов достижения прозрачности – использование интернет-технологий. С этой целью будет объявлен конкурс, связанный с разработкой и реализацией типового проекта правительственного портала. В рамках проекта будет создан портал экономического блока, на котором, в том числе, будет освещаться реализация ФЦП "Электронная Россия". Причем это будет не просто информационный портал, но и предоставляющий услуги гражданам.
Обязательное участие в создании "электронного правительства" будут принимать региональные структуры. Информатизация органов исполнительной власти должна коснуться всей вертикали, причем население, как показывают социологические исследования, чаще всего интересует информация местных учреждений, в большей степени – муниципальных. Причина проста – именно на муниципальном уровне сконцентрированы основные информационные потребности жителей. Кстати замечу, что многие регионы уже в течение нескольких лет активно занимаются информатизацией и развитием своего "электронного правительства". Накопленный ими опыт, без сомнения, представляет большую ценность для развития "Электронной России", поскольку может быть использован в других местах.
Особо следует подчеркнуть, что единых для всех регионов технологических основ при создании "электронного правительства" программа не устанавливает. При огромном разнообразии условий в российских провинциях нецелесообразно настаивать на использовании одних и тех же решений, например, в Санкт-Петербурге и на Сахалине. Государство устанавливает определенные стандарты совместимости и минимальный набор технических требований типа ограничений на внедрение устаревших технологий. Остальной выбор – за регионами. Если же говорить о конкретных решениях, то компании, их предлагающие, должны будут с цифрами в руках доказать эффективность выбранных технологий. Победит самое выгодное предложение. Правительство и бизнес должны сформулировать понятные всем условия проведения тендеров, чтобы в их рамках можно было бы сравнивать различные технологические решения.
Самое активное участие при разработке всех документов, которые готовились в рамках ФЦП "Электронная Россия", принимали представители информационного бизнеса, в том числе и регионального. Ожидается, что активизация интереса государства к ИКТ самым непосредственным образом скажется на состоянии отечественной индустрии высоких технологий. И не только из-за поступления дополнительных финансовых средств, но и благодаря повышению статуса данной отрасли в глазах общественности. В тендерах на разработку программного обеспечения в рамках программы "Электронная Россия" российские компании-поставщики будут пользоваться серьезными преимуществами. Кроме того, в российских органах государственного управления решено использовать специальные (с точки зрения обеспечения безопасности) программы, и для этого потребуются соответствующие сертификаты ФАПСИ. Заказы на разработку таких программ также будут отдаваться отечественным фирмам, так как им легче взаимодействовать с проверяющими и контролирующими организациями.
Обсуждалась также целесообразность введения налоговых льгот для отечественных IT компаний. Однако разработчики программы считают такую меру преждевременной. Пока в России не сформированы механизмы жесткого контроля, нет прозрачности в отношениях бизнеса с государством, вряд ли можно будет обеспечить нормальное налоговое стимулирование за счет льгот и преференций. Кстати, "электронное правительство" как раз и позволит обеспечить такой контроль. Вот тогда и можно будет говорить об иных схемах стимулирования IT сектора отечественной экономики.
Регионы заинтересованы в реализации программы, у них есть большие заделы и представления о необходимых действиях. Их интересуют вопросы, связанные с созданием порталов госорганов (субъектов Федерации, муниципалитетов), госзакупками, подключением к интернету бюджетных организаций. По этим направлениям будет объявлен конкурс на разработку типовых решений для региональных и муниципальных органов. Они будут затем предложены всем, чтобы снизить издержки регионов и избежать дублирования работ. В 2002 году планируется выработать общие принципы, определить, какая должна быть конкурсная документация, а с 2003 года начнется более широкомасштабная поддержка региональных и муниципальных проектов в области "электронного правительства". На это уже предусмотрены достаточно большие средства, думаю, что несколько миллиардов рублей.
Очень большой раздел программы посвящен образованию. Бурное развитие IT технологий становится важнейшим фактором формирования информационного общества. Информационная цивилизация приводит к серьезным изменениям, поэтому должна опираться на подготовленные кадры, способные жить и работать в новой среде. Понятие "новая экономика" тесно связано с понятием "экономика, основанная на знаниях", где знания становятся основой существования. Причем знания настолько специализированные и сложные, что для их использования необходимы специальные средства – информационные и телекоммуникационные технологии. Производство знаний становится важнейшей функцией общества, обеспечивающей его выживание и дальнейший прогресс. Поэтому воспитание и обучение людей с развитыми информационными потребностями, умеющих получать знания с помощью ИКТ, становится главной целью общественно-политического развития любого государства.
Одним из центральных направлений "Электронной России" является создание федеральной системы электронных закупок для государственных нужд. В программе четко определены требования ее совместимости с региональными системами, причем не на аппаратном уровне, а на уровне организации бизнес-процессов. Исполнители всех работ по направлениям, связанным с электронными закупками, будут определяться по конкурсу. Очень важно, чтобы участники конкурсов учитывали мировой опыт внедрения таких систем. Многие зарубежные компании, обладающие подобным опытом, предлагают свою помощь, и российские участники должны действовать в некоем консорциуме с этими фирмами. На данном этапе можно поучиться у мировых лидеров и перенять у них культуру ведения бизнеса, чтобы впоследствии мы смогли работать с учетом всех имеющихся технологий.
"Электронная Россия" предусматривает разработку эффективной законодательной базы правового регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий, которая должна снизить административные барьеры и защитить права интеллектуальной собственности. Чтобы заработал Закон об ЭЦП, необходимо принимать нормативные акты. Наше Министерство вместе с ФАПСИ принимает активное участие в создании Положения о лицензировании центров сертификации. А в целом наше Министерство работает над концепцией законодательства в области внедрения и использования ИКТ. Эта тема на сегодня является очень актуальной.
Что касается социального аспекта программы, мне хотелось бы остановиться на одном важном моменте. Если мы будем ориентироваться только на те слои населения, которые уже имеют доступ в интернет или способны его оплатить, то мы рискуем создать цифровой разрыв между регионами страны, между социальными и возрастными группами. Значит, надо создавать условия для расширения доступа всех граждан к глобальной сети. Пути здесь два: или повышать доходы, или снижать стоимость доступа. В идеале лучше делать одновременно и то, и другое. Но сегодня мы не можем резко повысить уровень жизни в России. Значит, нужны действенные меры по снижению цены доступа. Пока российский телекоммуникационный рынок в целом неэффективен. Необходимы серьезные усилия по его либерализации, что потребует целого комплекса административных и законодательных мер. А пока необходимо как можно быстрее обеспечить достаточное количество общественных точек доступа к интернету и, в первую очередь, именно в регионах. В 2002 году запланировано внедрение нескольких таких проектов, причем для бюджетных учреждений, включая университеты, потому что коммерческие проекты не могут финансироваться со стороны государства.
И еще одно замечание. Россия не изолирована от внешнего мира. По количеству пользователей интернета наша страна занимает 15-е место в мире. Образно говоря, мы едем в первых вагонах поезда, направляющегося в информационное общество. Следовательно, любые наши решения должны стыковаться с усилиями международного сообщества. Поэтому программа ориентирована на мониторинг всех мировых тенденций, которые касаются информационных технологий. И, конечно же, обязательным является мониторинг развития законодательной базы по самым разным направлениям.
Естественно, утверждение программы – это лишь первый шаг. Для ее успешной реализации будет сформирована Межведомственная комиссия, задача которой – играть роль координатора усилий министерств и ведомств, негосударственных организаций и информационного бизнеса. В эту комиссию будут включены не только руководители федеральных органов власти, но и представители субъектов Федерации. При ней также будет функционировать экспертный совет, в который войдет достаточно большое количество специалистов из профессиональных сообществ и научных кругов. Главной задачей совета станет оценка представленных на конкурс проектов. В целом большая часть полномочий и, соответственно, ответственность за реализацию программы возложена на Министерство РФ по связи и информатизации, но контроль за ее реализацией остается за Министерством экономического развития и торговли России и Межведомственной комиссией.
Уже сейчас ясно, что в процессе выполнения придется на ходу вносить в программу некие изменения, включая сроки исполнения тех или иных проектов.
Особое место отведено 2002 году, который должен показать, что и как конкретно необходимо делать в будущем. Этот год можно назвать аналитическим и пробным, годом пилотных проектов. В течение 2002 года будут "обкатаны" некоторые технологические решения, намечены те направления, которые финансируются из федерального бюджета, определены пути кооперации с региональными структурами власти. В дальнейшем в первую очередь будут получать финансовую поддержку любые социально значимые проекты (в области образования, телемедицины и т.д.), где сделаны первые шаги или получены первые качественные результаты в 2002 году.
Информационные технологии не только оказывают огромное влияние на всю экономику, меняют формы ведения бизнеса, делают реальностью электронную торговлю, электронные платежные системы, электронные государственные закупки. Они влияют на культуру, образование, взаимодействие гражданского общества и правительства и даже на быт людей. Новые возможности информационного общества дают шанс каждому человеку реализовать свой интеллектуальный потенциал, а стране – экономические и научные преимущества. Мы надеемся, что совместными усилиями нам удастся выйти на новый, более высокий уровень развития информационных технологий и Россия сможет занять достойное место в формируемом электронном мире.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 22-24.