Спорт как феномен культуры в информационном обществе

______________

Костиков В.Ю.



Аннотация

В статье анализируются особенности спорта как предметной сферы со своей системой ценностей, интегрируемых в развитие общества, выделяются типологические черты спорта как феномена культуры, выстраиваются модели современных социокультурных проектов.

Ключевые слова: спорт как феномен культуры, социокультурные проекты спорта на международном, государственном и сегментном уровнях.

Спорт является одной из самых распространенных форм современной культуры, которая имеет глобальную направленность развития [1]. В современных гуманитарных науках он предстает как мощный системообразующий фактор консолидации и развития общества [2]: во-первых, как явление цивилизации, способ бытия человека и система социального опыта; во-вторых, как конкретная сфера жизни общества, включающая в себя соревновательную, тренировочную, оздоровительную деятельность, развлечение и досуг. Понятие «спорт» активно используют для поддержания исключительности социально значимого мероприятия. Способность спорта к созданию ярких образов и героизации действительности отвечает потребностям современной аудитории. Распространяясь по миру самыми разными способами, спорт дает повод к его неоднозначной философской интерпретации, с одной стороны, и как социально-коммуникативного средства информационного общества – с другой.

В данной статье спорт рассматривается как социокультурный феномен, динамично развивающийся элемент современной культуры, оказывающий всестороннее воздействие на образ жизни человека [3].

В массовом сознании спорт занимает место рядом с такими явлениями, как культура и образование. Смысл этого понятия настолько глубоко укоренился в общественном сознании, что адекватно понимается в современном социуме и фактически не нуждается в дефиниции. Принадлежность спорта к культуре подтверждается множеством аргументов:

спорт – это признанная часть истории едва ли не всех стран и народов, это легенды, мифы, традиции, другие духовные ценности цивилизации;

все виды спорта – это результат творчества народов, их вклад в мировую культуру;

спорт – это исторический лексикон, в составе которого множество слов, понятных на большинстве языков без словарей: стадион, ипподром, атлетика, палестра, гимнасий.

Среди них и само слово «спорт». Термин «спорт» прошел сложную эволюцию – от развлечения до «честолюбивого стремления к достижению чего-либо особенного, выдающегося в сфере телесных упражнений» [4]. Происхождение термина связано с древнелатинским словом disportare – развлекаться. В России термин впервые упомянут в 1851 г. В газете Фаддея Булгарина «Северная пчела» замечено, что понятием «спорт» именуют все гимнастические упражнения или забавы. Язык спорта универсален и не требует перевода, что делает спорт общечеловеческим элементом культуры. Спорт по своей сути – не просто культ силы, выносливости, ловкости и иных физических качеств, а культура их гармонии в сочетании с духовными достоинствами человека.

Как справедливо замечает Э. Нидерман (Австрия), в каждом конкретном случае при анализе вопроса о культурном, политическом, идеологическом и других значениях спорта должно быть объяснено, какая сторона спорта как общественного явления обсуждается в данный момент, поскольку различные формы спорта подчиняются совершенно разным принципам [5].

Мы полагаем, что анализ спорта обретает строгую логику лишь в трактовке его как феномена культуры, то есть явления, связанного с культурой генетически и исторически. Как часть культуры спорт связан с ценностными категориями, которые он аккумулирует и транслирует.

Во-первых, он прямо влияет на физическое и духовное развитие личности, раскрытие творческого потенциала участников спортивного процесса.

Во-вторых, является средством формирования образа и стиля жизни, выступает как культурный образец позитивного воздействия на сознание людей, на отношения между ними.

В-третьих, демонстрирует разнообразные образцы и модели индивидуального поведения, максимально соответствующие особенностям каждого индивида.

В-четвертых, выступает инструментом влияния на физическое, интеллектуальное, духовное развитие подрастающего поколения.

В-пятых, представляет собой модель социального взаимодействия на основе демократического принципа справедливости и равенства шансов.

В-шестых, представляет собой сферу международной кооперации, способ приобщения стран к ценностям индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

В-седьмых, является универсальным средством коммуникации, способствует развитию межличностных, межрегиональных, международных контактов.

Связанные со спортом символические модели, культурные образцы, смыслы актуализируются в обществе, ориентированном на ценности устойчивого развития. Для воспитания в духе ценностей устойчивого развития значимо, чтобы хотя бы в одной из сфер социальной жизни были созданы идеальные образцы этих ценностей. Именно спорт демонстрирует подобные образцы – толерантности, взаимного уважения, демократических норм поведения.

Значимый вклад в популяризацию и распространение гуманистических ценностей вносят командные виды спорта. Фактически здесь имеет место социальный эксперимент формирования поведения, которое контролируется правилами, системой наказаний и поощрений, демократическим стилем лидерства и стремлением к достижению общей цели [6]. В спортивных состязаниях брендового уровня – чемпионаты, лиги, кубки клубов – проявляются лояльность, командный дух и высокие нравственные принципы.

Отметим, что на разных этапах исторического развития спорт приобретает специфические черты. В условиях информационного общества наблюдаются процессы:

институционализации спорта, замены спонтанного, стихийного поведения социальных групп на регулируемое путем создания статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников;

рационализации спорта как поиска все более точных измерений спортивных достижений (рационализация правил и стандартизация спортивного оборудования, инвентаря и др.);

интернационализации и демократизации спорта (декларируемое и реальное равенство возможностей участия в соревнованиях);

политизации спорта;

коммерциализации спорта;

его адаптации к условиям информационного общества.

Разработка адекватных теоретических представлений о месте и роли спорта в информационном обществе предполагает повышение качества социокультурных проектов на всех уровнях – международном, государственном и сегментном.

На международном уровне спорт как социокультурный феномен реализуется в деятельности международных спортивных организаций и зависит от общего тренда современной культуры. На государственном уровне он выполняет разнообразные политические, идеологические и социальные функции. На сегментном уровне – встраивается в различные области жизни общества.

В информационном обществе спорт становится значимым фактором социальной коммуникации. Именно в этом контексте ставится задача рассмотрения спорта с позиции социокультурного проектирования, поскольку такое проектирование позволяет учесть различные аспекты сложного объекта социального управления.

Социокультурное проектирование, как и проектирование в сфере материального производства, – это всегда работа на будущее, которая предполагает выход в сферу практики [7]. В отличие от проектирования в материальной сфере, социокультурное проектирование изначально подвержено влиянию субъективного фактора в виде интересов конкретных людей и социальных групп. Поэтому проект не может быть формально отделен от этапа его реализации. Разработка теоретических основ социокультурного проектирования представлена в работах О.И. Генисаретского, Т.М. Дридзе, И.В. Жежко, В.А. Лукова, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, Э.А. Орловой, В.М. Розина и др.

На международном уровне социокультурное проектирование в спорте осуществляется через деятельность международных спортивных организаций, которая определяет вектор развития глобального спорта. Так, только в 2015 г. было проведено свыше 80 чемпионатов мира и мультиспортивных игр, собравших 13-миллионную зрительскую аудиторию в 118 городах и 38 странах мира, на освещение которых потребовался миллиард часов телевизионных эфиров [8].

С момента становления и развития международного спортивного движения социокультурный смысл спорта формировался в рамках олимпийского проекта Пьера де Кубертена. Главный замысел Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы последовательно использовать спорт как средство решения педагогических задач, для «обновления человечества через воспитание».

Изменения социокультурной реальности, происходящие с конца ХХ века, существенным образом деформировали олимпийский проект Кубертена, который строился на базе ментальности модерна. Поскольку парадигма модерна сегодня уступает место парадигме постмодерна, то и спорт меняет свое социокультурное значение. Спорт в культуре постмодерна транснационален, коммерциализирован, непосредственным образом связан с медиаресурсами. Главным в спорте становится не воспитание, а зрелищность, не участие, а конкретный результат, не гармоническое развитие, а утилитарный профессионализм. Не личностное совершенствование спортсмена выступает мотивацией к спортивной деятельности (как это следовало из модели Кубертена), а жесткие правила получения прибыли и окупаемости диктуют спортсмену и менеджеру образ действий (в соответствии с моделью Самаранча).

Необходимо учитывать, что спорт, как и другие явления, имеет диалектический характер, противоречив по своей природе. Спортивное соревнование – состязание, подверженное антагонизмам и конфликтам. Как показано в работах [9 и 10], в рамках этой системы каждая из соревнующихся сторон склонна отстаивать свои интересы, а не действовать на общее благо. Всегда находятся такие социальные силы, которые стремятся к разжиганию антагонизма и конфликтов между соперничающими сторонами.

Подчеркнем, что смена модели Кубертена на модель Самаранча произошла неслучайно. Модель Кубертена вырабатывалась в традиции европейской ментальности, которая складывалась начиная с эпохи Возрождения (с ее основной идеей антропоцентризма) до эпохи Просвещения (идея воспитания через знания). Модель Самаранча формируется в традиции постмодерна, для которого характерно отрицание этих идейных установок.

Рост социокультурного значения современного спорта проявляется как в превращении спорта в шоу-индустрию, так и в значительном расширении поля практической спортивной деятельности. Сегодня можно говорить о целых сегментах практики спорта: детско-юношеский спорт; ветеранский; «спорт для всех» и т. д. [11]. В каждом сегменте спорт выполняет функции социализации.

На государственном уровне спорт как социокультурный проект был реализован рядом стран во второй половине ХХ в. В СССР он выполнял идеологическую функцию, доказывая преимущества советского строя. С этой целью была создана эффективная система подготовки спортсменов высокого класса, организовано научно-методическое обеспечение процесса подготовки сборных команд страны. В начале ХХI в. руководство страны рассматривает спорт как социокультурный проект, но уже не в качестве демонстрации преимуществ общественного строя, а как мощный фактор оздоровления страны, как актуальную составляющую образа жизни и общественного престижа. Развитие спорта определено в числе долгосрочных приоритетов социокультурной политики российского государства: в целях пропаганды здорового образа жизни на государственном уровне принята «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года».

Особое место в этой политике занимает использование спорта в качестве фактора модернизации социальной инфраструктуры. С этой целью Россия стремится стать организатором брендовых международных спортивных состязаний на своей территории. Так, в мае 2016 г. в стране проходил чемпионат мира по хоккею. В 2017 и 2018 гг. состоятся соревнования по линии ФИФА – Кубок конфедераций и чемпионат мира по футболу, а в 2019 г. Россия будет принимать у себя участников XXIX Всемирной зимней универсиады.

На сегментном уровне спорт как социокультурный проект является частью отдельных секторов социальной и культурной жизни общества, например, в рамках культурной политики при организации досуга широких слоев населения или как модный тренд в развитии семейного спорта. Здесь спорт может выступать и как массовое зрелище, и как практическая деятельность по усилению физической активности населения.

При подготовке проектов на сегментном уровне необходимо учитывать сложный механизм взаимодействия спорта с теми сферами, в рамках которых он используется как социокультурный проект. Так, когда анализируется использование спорта в системе образовательных учреждений, необходимо учитывать новые подходы в образовательной политике, общие тенденции в системе ценностей современной молодежи. Например, социокультурный проект сегментного уровня – возрождением комплекса ГТО – требует учета реалий сегодняшнего дня. Советский комплекс «Готов к труду и обороне» был разработан и реализован в условиях тоталитарного государства в психологической атмосфере осажденной крепости. Он показал свою эффективность именно потому, что соответствовал задачам конкретного времени. Со временем комплекс утратил свою социокультурную значимость и был забыт.

Возрождение комплекса ГТО в качественно новых социокультурных условиях возможно лишь в случае успешной адаптации этой идеи к новым реалиям. Пока эта идея не вызывает интереса у основной целевой аудитории – молодежи, к которой необходимо общаться на ее языке – языке современных технологий, и создавать релевантную систему стимулов. Предположим, что комплекс должен стать модным, а занятия спортом не прекращаться после получения заветного значка. Столь же сложно реализуемыми представляются призывы возродить дворовый хоккей и футбол, сделать общеобразовательные школы центрами спорта. Эти формы были разработаны и хорошо работали в условиях советского времени, когда школы и дворы были центрами образовательной работы.

Сегодня в стране сложилась новая социокультурная ситуация. В условиях меняющейся ментальности населения происходит трансформация традиционных форм физической культуры. В качестве успешного социокультурного проекта можно рассматривать фитнес, когда восполняется недостаток общения и возникает возможность заниматься в группе под руководством профессионала. Фитнес-центры, клубы аэробики и шейпинга, конноспортивные клубы становятся новыми эффективными формами спортивного досуга. В последние годы появился социальный запрос на велосипедные прогулки. В городских условиях началось формирование соответствующей инфраструктуры, предусматривающей прокладку велодорожек, организацию спортивных площадок с тренажерами и т. д.

Используя накопленный опыт, можно рассчитывать на положительный социальный эффект через системную работу спортивных организаций, включая создание многопрофильных спортивных площадок как своего рода артобъектов, пропагандирующих здоровый образ жизни посредством граффити и рекламы. Здесь могут проводиться мастер-классы игроков и тренеров, мероприятия молодежных организаций, которые в качестве информационно-рекламных носителей будут продвигать спортивные события локального уровня.

Развитие спортивно-оздоровительной работы в парках, а также стремление большинства населения обезопасить себя ведет к тому, что успехом будут пользоваться небольшие и среднего размера клубы. Американские специалисты, учитывая эту тенденцию, предлагают создавать клубы «без стен», то есть рассчитанные как на своих членов, так и на их друзей, родственников, знакомых. В клубах подобного типа, при наличии информационной базы, появится возможность внимательно следить за научными исследованиями в области оздоровительной практики и распространять полученные знания. Индустрия активного отдыха привлекает в последнее время также крупные предприятия.

Практика физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением в целом опережает теоретический анализ социокультурных изменений в обществе, что сказывается на эффективности организации данной работы. Поэтому актуальной задачей можно считать активизацию теоретических и методологических исследований, посвященных анализу места и роли спорта в новой социокультурной реальности, а также развитие мотивированной просветительской работы, новой идеологии освещения вопросов спорта в массмедиа.

Анализируя ценностный потенциал спорта в условиях информационного общества, следует особо подчеркнуть значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека. Выполняя пионерскую функцию познания предела человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из важнейших социальных ценностей. Как нераздельная часть культуры он имеет завершенную ценность в себе самом и для себя и тем самым составляет высшую гуманистическую ценность.

Социокультурный подход к спорту позволяет раскрыть его специфические функции. В частности, существенно возрастает роль спорта в становлении человека как личности, в формировании образа жизни конкретных групп населения, объединяемых единством целей, что позволяет соотнести анализ социальной роли спорта с теоретической концепцией личности. Анализ социальности не должен упускать из виду вполне конкретный факт – телесную организацию человека и обусловленное ею отношение к природе и социуму. Исследуя спорт как социокультурный феномен, следует констатировать, что физическая культура и спорт развивается как особая, специфическая область человеческой деятельности, область человеческой культуры. С социологической точки зрения, спорт претендует сегодня на роль социального интегратора, способного сплотить общество на основе патриотических настроений, привить человеку чувство солидарности, гражданственности, другие универсальные ценности. Таким образом, спорт как продукт модерна вызвал к жизни спортивную культуру – продукт постмодерна, получив новый импульс своего развития.

Важно также отметить, что одним из основных факторов развития ин-формационного общества является человеческий капитал. Поскольку спорт напрямую влияет на качество человеческого капитала с точки зрения физического и культурного развития, можно утверждать, что его значение для формирования информационного общества достаточно велико.

Литература

1. Попова А.А., Неверкович С.Д Развитие спорта в России: институциональный подход.// Вестник спортивной науки 6 (6) 2013. С. 52.

2. Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховской. М.: Смысл, 2010; Синютин М.В., Карапетян Р.В. Феномен спорта в дискурсе экономической социологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12.2015. Вып.1.С.116–122; Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столяров. Бишкек: Максат, 2015; Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. 3-е изд. М., 2010.

3. Мальгин В. Е., Рожкова Г. Ю. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования // Молодой ученый. 2014. № 16. С. 351–354.

4. Столбов В.В., Финогеева Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2001.

5. Нидерман Э. Может ли спорт способствовать взаимопониманию между народами? // Международное спортивное движение: Экспресс-информация. Вып. 8. М., 1986. С. 25.

6. Столяров В.И. Социальные проблемы современного спорта и олимпийского движения (гуманистический и диалектический анализ): Монография / В.И. Столяров. Бишкек: Максат, 2015. С. 44–79.

7. Моченов В.П. Спорт как социокультурный проект // Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания. Материалы I Междисциплинарного научного симпозиума с международным участием «Молодежь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания». 28–29 мая 2015 г. ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015.

8. http://s-bc.ru/news/kak-sport-menyaet-mir.html (дата обращения 14.08.2016).

9. Sherif C. The social context of competition // Social Problems in Athletics / Ed. D.M. Landers. Urbana: University of Illinois Press, 1976. Р. 18–36.

10. Sherif M. Superordinate goals in the reduction of intergroup conflict // American Journal of Sociology. № 63. 1958. Р. 349–356.

11. Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховской. М.: Смысл, 2010. С. 611– 626.

_______________________________

КОСТИКОВ Валерий Юрьевич

Старший преподаватель кафедры журналистики Московского института телевидения и радиовещания «Останкино»