Динамическое управление качеством информации в индустриальной технологии автоматизированной обработки информации

_____________________

Гордеева Т.Т., Заболотова Л.В., Константинопольская Е.В.



Рассмотрены вопросы оперативно-диспетчерского управления качеством информации в индустриальной технологии автоматизированной обработки информации. Приведены схема и содержание основных задач управления.


Рис. 1. Последовательность и содержание этапов индустриальной технологии
автоматизированной обработки информации (ИТАОИ)

Рассмотрим некоторые вопросы применения основных положений концепции, изложенной в работе [1], для решения задач динамического управления качеством информации в индустриальной технологии автоматизированной обработки информации (ИТАОИ). ИТАОИ представляет собой конвейер регулярной и комплексной обработки входных, внутренних и выходных потоков информации по унифицированным процедурам в широком спектре функциональных приложений. Структурно ИТАОИ состоит из девяти относительно самостоятельных этапов, на каждом из которых осуществляются процедуры обработки, имеющие функционально самостоятельное значение. Последовательность и содержание этапов ИТАОИ представлены на рис. 1.

Управление качеством информации заключается в том, Что в процессе обработки информации в работу включаются лишь те средства обеспечения качества, которые необходимы в соответствии с характером обрабатываемой информации, используемыми для обработки ресурсами системы и условиями обработки: Применительно к ИТАОИ технологию управления можно представить как использование на каждом этапе ИТАОИ в каждый момент времени действительно необходимых средств обеспечения качества. Системное обеспечение качества информации может быть достигнуто регулярным осуществлением функций обеспечения, причем полное множество этих функций может быть представлено такой естественной последовательностью:

предупреждение проявления дестабилизирующих факторов, влияющих на качество информации;

обнаружение проявившихся дестабилизирующих факторов;

нейтрализация воздействия на информацию проявившихся факторов;

обнаружение снижения качества информации;

локализация снижения качества информации;

восстановление качества информации.

Рис. 2. Общая модель обеспечения качества информации

Полное множество возможных исходов в процессе осуществления перечисленных функций показано на рис. 2.

Справедливым, очевидно, будет утверждение, что пользователя в конечном итоге интересует качество выходной информации, т. е. информации, являющейся результатом работы процедур заключительного, девятого этапа ИТАОИ. Также очевидно, что значения показателей качества выходной информации при прочих равных условиях зависят от качества входной информации и эффективности осуществления функций обеспечения качества на каждом из

этапов ИТАОИ, т. е.

Пi = Fi [Пi(вх), {fij (rijk})}],

где Пi — значение i-го показателя качества информации на выходе ИТАОИ;

Пi (вх) — значение i-го показателя на входе ИТАОИ;

rijk — количественная характеристика ресурсов, выделенных на осуществление k-й функции обеспечения качества информации по i-му показателю на j-ом этапе ИТАОИ.

Величина

rij=

(2)

есть общие ресурсы, используемые для обеспечения качества информации

на j-ом этапе ИТАОИ. Ресурсы rij должны быть так распределены между

функциями обеспечения, чтобы эффективность обеспечения качества была

максимальной, т. е.

fij( { rijk }) max (3)

Если далее через Ri обозначить общий размер ресурсов, выделяемых на обеспечение качества информации по i-му показателю, то эти ресурсы надо так распределить, чтобы при

(4)

Пi = Fi [Пi(вх), {fij (rijk})}]

было максимальным.

Основными ресурсами системы обработки, расходуемыми на. обеспечение качества информации непосредственно в процессе ее обработки (т. е. тогда, когда механизмы обеспечения уже созданы), являются время обработки информации (которое .увеличивается из-за осуществления процедур обеспечения), объем оперативного ЗУ для хранения реквизитов обеспечения, численность (фонд зарплаты, трудозатраты) персонала, занятого обеспечением качества информации, и др.

Обе сформулированные задачи могут быть решены известными методами динамического программирования. В первой задаче эффективность осуществления каждой последующей функции обеспечения качества определяется эффективностью осуществления предыдущих функций и расходуемыми на ее осуществление ресурсами. Задача заключается в таком распределении ресурсов между функциями, чтобы требуемое качество информации на выходе последней функции обеспечивалось при минимальных ресурсах. Аналогично может быть интерпретирована и вторая задача, т. е. задача обеспечения качества информации на этапах ИТАОИ. Тогда, казалось бы, имеются возможности оптимального решения вопросов обеспечения качества информации на какой-то период функционирования .ИТАОИ. Однако для этого необходима совокупность таких условий, которые (по крайней мере, в настоящее время) не могут быть обеспечены:

во-первых, процесс обработки информации должен быть достаточно детерминированным, чтобы можно было предсказать его состояние на каждый момент планируемого периода времени;

во-вторых, надо иметь достаточно полные и достоверные данные о потенциальной опасности проявления дестабилизирующих факторов и возможных последствиях такого проявления;

в-третьих, надо знать достаточно точные функциональные зависимости показателей качества информации от используемых средств обеспечения качества и затрачиваемых ресурсов.

Можно назвать и еще ряд условий.

Поскольку названные условия в настоящее время не могут быть обеспечены, то в той концепции, основные положения которой изложены в работе [1], предусматривается осуществлять регулярное управление средствами обеспечения качества. Одной из основных функции такого управления является динамическое или иначе — оперативно-диспетчерское управление. Общая схема такого управления приведена на рис. 3. Как видно, процесс управления является непрерывным, причем решение рассмотренных задач распределения усилий по обеспечению качества информации между этапами ИТАОИ и между функциями обеспечения качества в пределах каждого этапа явля-

ется содержанием блока 5 приведенной схемы. Исходными, данными для решения задач этого блока служат статистические данные о проявлениях дестабилизирующих факторов и результатах использования средств обеспечения качества информации в процессе ее обработки, а также результаты прогнозирования значений показателей качества.


Рис. 3. Общая схема оперативно- диспетчерского управления качеством
информации в ИТАОИ

Однако поскольку процессы функционирования являются высокодинамичными, то и динамичность управления качеством информации также должна быть весьма высокой. Чтобы при этом и качество управления было высоким, процессы управления должны быть возможно более полно структурированными, т. е. все их положения должны быть четко определены и максимально схематизированы. Принципы, методы и результаты такой структуризации рассмотрены в работе [2].

В заключение отметим, что рассмотренные здесь задачи являются составной частью разрабатываемого в настоящее время инженерного инструментария управления качеством информации. При этом каждый этап ИТАОИ представляется в виде стандартного функционально-ориентированного модуля обработки информации, реализуемого на современных персональных ЭВМ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасименко В. А. Концептуальные подходы к управлению качеством информации в современных автоматизированных системах обработки данных. См. наст, вып., с. 16—21.

2. Герасименко В. А. Основы теории управления качеством информации. Деп. в ВИНИТИ, № 5392-В89, 1989, 410 с.

_______________________________________

Т. Т. Гордеева - канд. экон. наук;

Л. В. Заболотова;

Е. В. Константинопольская



© Информационное общество, 1990, вып. 1, с. 48-51.