Описаны результаты исследований, на основании которых можно судить об эффективности и путях развития информационных ресурсов научно-технической пропаганды.
Термин - научно-техническая пропаганда (НТП) получил в нашей стране широкое распространение. Под этим термином подразумевается определенная сфера научно-информационной деятельности, охватывающая набор многообразных методов и средств массовой информации по распространению достижений науки, техники и передового опыта.
НТП осуществляется как в рамках государственных административных структур - ГКНТ СССР, министерств союза и республик, Государственной системы научно-технической информации, так и общественных организаций - общества "Знание", ВОИР, СНИО, Дома научно-технической пропаганды.
Многопрофильность, многоаспектность и особенно межотраслевой характер НТП, осуществляемой общественными организациями, привлекают к их мероприятиям массы специалистов организаций и предприятий различных отраслей народного хозяйства и по числу обращений она сравнима с Государственной автоматизированной системой НТИ. Например, реальный график нагрузки на распределенный банк данных Системы автоматизированных центров НТИ в настоящее время приближается к 300 тыс. запросов в год [1 ], в то время как только в Ленинградском Доме научно-технической пропаганды число участников различных информационных мероприятий превышает 900 тыс. в год. В условиях административной системы управления народным хозяйством НТП проявила себя как наиболее эффективное средство преодоления ведомственных барьеров по использованию информационных ресурсов страны и выполняла роль массовых информационных коммуникаций, феномен НТП, по-видимому, присущ только социалистической системе, так как ничего похожего в странах Запада не наблюдается.
За многие годы развития НТП в нашей стране накоплен большой опыт проведения различных информационных мероприятий: конференции, семинары, курсы, школы, экспресс-университеты и т. д. Своеобразными центрами проведения таких мероприятий стали Дома научно-технической пропаганды [ 2].
Своеобразие НТП заключается не только в большой избирательности, прикладной направленности и межотраслевом характере, но, главное, в отсутствии технических средств хранения информационного ресурса. Информационные ресурсы в системе НТП представлены в форме профессионального знания и личного опыта специалистов и ученых, участвующих в мероприятиях как лекторы, докладчики, консультанты, авторы изобретений и рационализаторских предложений и т. д.
Весь этот контингент представляет собой как бы распределенную динамичную базу знаний. Поэтому любая актуализация, переструктуризация, тематические изменения в рамках этой распределенной "базы знаний" осуществляются путем изменения контингента лекторов, докладчиков и т. п. в соответствии с потребностями пользователей системы НТП. Необходимо также отметить, что основой развития НТП в условиях административно-бюрократической системы являлся общественный энтузиазм ученых и специалистов. Теперь ситуацию определяют два фактора: формирование и внедрение новых механизмов управления экономикой страны; ускорение процессов информатизации советского общества.
В связи с этим представляет большой практический и теоретический интерес изучение опыта НТП, которая некоторым образом характеризует состояние информационной среды нашего общества, если понимать под информационной средой информационные ресурсы, информационные коммуникации и информационные интересы.
В статье предпринята попытка выявления и анализа информационных структур системы НТП на основе социологического опроса участников мероприятий НТП. Анкета, на основе которой проводился сбор данных, состоит из четырех блоков:
В основу анкетирования была положена ранговая школа, обеспечивающая дифференцированную оценку вариантов закрытых вопросов, а также сопоставимость данных. Важным условием успеха любого информационного мероприятия является выявление мотивации его участников. Поэтому основная часть вопросов анкеты посвящена оценке факторов, определяющих информационные интересы, личное отношение респондентов к мероприятиям НТП, степень удовлетворенности ими, отношение к перспективам развития НТП. Ряд вопросов связан с изменением информационных структур в связи с переходом предприятий на хозяйственный расчет, что позволяет сравнить полученные данные с результами аналогичного исследования, .проведенного под руководством О. Е. Бу-рого-Шмарьяна [ 3]. Целью исследования, результаты которого комментирует в своей статье О. Е. Бурый-Шмарьян, являлось определение динамики и прогнозирование доли различных видов информации в период до хозрасчета, при переходе на хозрасчет и при сложившихся хозрасчетных отношениях (прогноз). Наше исследование предполагало сравнение распределения потребности в различных видах информации только в настоящий момент времени, т. е. в период внедрения хозрасчета. В табл. 1 приводятся средневзвешенные показатели, характеризующие потребность в различных видах информации.
R2- сравнительные данные (см. [ 3), с. 52)
Сопоставление результатов двух независимых исследований дает возможность сделать следующие выводы:
по значимости для потребителя виды информации расположены в одинаковом порядке в обоих исследованиях;
относительная доля каждого из видов информации в обоих исследованиях принимает очень близкие значения, максимальная величина отклонения не превышает 9 %;
первое место по значимости занимает научно-техническая информация, однако тенденция к сокращению доли используемой НТИ, отмеченная О. Е. Бурым-Шмарьяном, подтверждается данными нашего исследования, которые иллюстрируют быстрое перераспределение интересов из сферы НТИ в сферу научно-экономической и производственно-экономической информации (27 %);
наиболее существенно расходятся данные двух исследований в оценке потребности в конъюнктурной (маркетинговой) информации: 21 % - по данным Б.-Ш. и 13 % - по исследованию НТП. Это расхождение, по-видимому, обусловлено различной степенью хозяйственной самостоятельности предприятий, где изучались информационные процессы (Б.-Ш.), и предприятий, сотрудники которых принимали участие в мероприятиях НТП. Следует обратить внимание на тот факт, что в число респондентов при изучении системы НТП попали работники различных отраслей, предприятий и организаций и их мнение в части оценки потребности конъюнктурной информации можно считать более усредненным, объективно отражающим невысокий уровень потребления конъюнктурной информации (13 %). Этот невысокий процент, безусловно, также является следствием общей инертности в преобразовании информационных структур;
одинаковую долю в общем потоке потребляемой информации, по данным обоих исследований, составляет социальная информация, соответственно 12 % и 11 %, устойчивый интерес к этому виду информации, видимо, будет сохраняться в связи с резкой политизацией всех, и в том числе экономических,процессов.
Сравнение результатов двух исследований является косвенным подтверждением их репрезентативности, а также позволяет рассматривать результаты исследования участников мероприятий НТП не только применительно к системе НТП, но и в целом к информационным структурам. Были изучены также ранговые распределения показателей доступности (табл. 2) и необходимости (табл. 3) различных видов информации.
Таблица 2
Таблица 3
Коэффициент корреляции Спирмена, рассчитанный для ранговых распределений признака необходимости и доступности Р=0,77, что говорит о сильном взаимовлиянии необходимости информации на ее доступность и наоборот. Наиболее необходимые виды информации (НТИ, экономическая, технологическая) являются и наиболее доступными, так как существующие информационные системы направлены на обеспечение наиболее потребляемой информации. Но не только спрос рождает предложение, но и предложение формирует спрос. Незначительный объем потребления, характеризующий конъюнктурную (14 %) и социальную (11 %) информацию, однако, превосходит число потребителей, поставленных на первое место в ранговых распределениях по признаку необходимости и доступности, соответственно (3,1 %, 7,6 %) и (5,1 % и 0,8 %).
Анализ источников информации, по которым участники мероприятий НТП получают информацию рассмотренных выше видов, позволил составить таблицу (табл. 4), отражающую процент распределения источников информации по 1-му и 10-му рангам.
Среди традиционных источников информации, которые находятся в ведении ГАСНТИ, происходит резкая поляризация на наиболее популярные (специальная литература и РЖ - 44 и 13 %) и наименее популярные (СИФ и базы данных - 6 и 2 %), причем надо отметить, что на 10-е место при ранжировании поставили базы данных 15,9 % респондентов, а на первое всего 2,2 %, т. е. базы данных как источник информации оцениваются в 2 раза ниже по сравнению с дружеским общением (3,8 %). Эти результаты во многом дискредитируют внедряемые в системе ГАСНТИ в масштабе всей страны автоматизированные методы обслуживания, которые за последние 10 лет не сумели сформировать у абонентов потребности в базах данных и АИС и по своему качеству далеко уступают таким традиционным методам информационного обслуживания как реферирование, выпуск РЖ, справочно-библиографическое обслуживание.
Система НТП была представлена в анкете набором источников информации:
семинары, лекции, дни и школы специалистов, командировки, целью которых является обмен НТД - суммарная оценка этих источников составляет 29,1 %. Это значит, что почти треть респондентов поставила источники информации, относящиеся к сфере НТП, на первое место по их значимости в удовлетворении информационных потребностей. Это совпадает с данными об общей удовлетворенности мероприятиями НТП, которую выразили 38 % участников. Например, из 500 тыс. слушателей, посещающих ежегодно мероприятия Московского Дома НТП, 180 тыс. положительно оценивают информационный потенциал системы НТП и отдают ей приоритет в удовлетворении своих информационных интересов.
Причины и характер удовлетворенности информационным обеспечением в системе НТП были исследованы путем оценки факторов, определяющих отношение к ней потребителей. Процентное распределение факторов по 1-му рангу приведено в табл. 5.
К наиболее значимым факторам относятся: расширение кругозора, повышение компетентности, решение производственных задач. Первые два фактора характеризуют личностное удовлетворение от участия в мероприятиях НТП, так как кругозор и компетентность относятся к сфере самооценки и характеризуют ощущение повышающегося профессионального статуса, которое испытывает специалист, принявший участие в мероприятиях НТП. Такое положительное личностное отношение абонентов является серьезным аргументом в пользу исследования и развития методов информационного обслуживания, принятых в системе НТП. Видимо, личные контакты как основа технологии НТП определяют ее успех, несмотря на бурное развитие автоматизированных технологий.
На третьем месте по значимости стоит фактор "решение производственных задач" (16 %) с использованием данных, полученных через систему НТП. Это подтверждает положение о преимущественно прикладном, практическом содержании информации, предоставляемой специалистам с системе НТП.
Система НТП располагает большим набором разновидностей мероприятий, проводимых для специалистов. Ранжирование их по значимости для слушателей, результаты которого приведены в табл. 6, позволяет оценить предпочтительные формы работы. К ним относятся все конкретные мероприятия (лекции, семинары, конференции), 70 % респондентов поставили их на первые четыре места в ранжированном списке. Остальные виды мероприятий пользуются значительно меньшей популярностью, на что следует обратить внимание организаторам НТП.
Для определения перспектив дальнейшего развития системы НТП в новых экономических условиях респондентам был задан вопрос о том, считают ли они, что пора поставить распространение научно-технических достижений на коммерческую основу. Положительный ответ дали 53 % респондентов, 23 % приходится на отрицательный и неопределенный ответы. Большинство специалистов понимает, что для перехода на рыночные отношения необходимо создание соответствующих механизмов. Содержательный анализ возможных направлений развития системы НТП дали результаты, приведенные в таблице 7.
Большинство (43,5 %) считает рекламу главной функцией, которую следует развивать в системе НТП, так как другие информационные структуры не удовлетворяют этой современной потребности. Развитие рекламных функций потребует от системы НТП новых технологий. Второе место (16,8 %,) занимает справочно-информационное обслуживание на базе ЭВМ. В настоящее время в стране отсутствуют базы данных, специализированные на НТД.
Третье и четвертое место в ранжированном списке занимают менеджерские услуги (содействие внедрению - 16 % и посреднические услуги - 10 %). Ни одна информационная система не включает менеджмент в сферу своих прямых обязанностей. Уникальные особенности информационной структуры НТП делают возможным развитие на ее основе новых форм работы, сочетающих и нформационные, и управленческие функции. Мобильность системы НТП, обусловленная отсутствием традиционных информационных фондов, дает основание рассчитывать на возможность быстрого и эффективного внедрения новых технологий обслуживания, соответствующих изменению информационных потребностей абонентов.
Социальный состав участников исследования приведен в табл. 8 и 9.
Основными потребителями информации в системе НТП являются инженерные кадры (46 %) и руководители подразделений (35 %). Преимущественно прикладной, на уровне конкретных идей и разработок характер информации, распространяемой через систему НТП, обуславливает сравнительно небольшое участие в мероприятиях НТП в качестве слушателей научных сотрудников (10 %) НИИ и вузов (6,2 %). Инженеры, посещающие мероприятия НТП, работают преимущественно в НПО (26,2 %) и на заводах (18,1 %). Наименьший интерес к информации, распространяемой НТП, отмечен у работников органов управления (1,4 %) и у кооператоров (0,5 %), что может в равной степени свидетельствовать о их высокой или о их низкой квалификации. Доля сотрудников хозрасчетных центров, на наш взгляд, будет возрастать.
Результаты исследований дают достаточно интересный материал для размышлений о состоянии современных информационных структур. Повышение уровня компьютеризации народного хозяйства приведет, по-видимому, к существенному изменению представленной картины.
1. Флоренцев С.Н., Кузнецов Б. А., Б елошеев И. А. ГАСНТИ в информатизации общества // НТИ. Сер. 1. N 11.1989. С. 15-18.
2.3айцевский И. В. Функционирование Домов научно-технической пропаганды в новых условиях и документационно-информационные процессы // НТИ. Сер. 1. N 2. 1990. С. 6-8.
З.Бурый-Шмарьян О.Е. Место информационной службы в хозрасчетной деятельности организаций и предприятий // НТИ. Сер. 1. № 11. 1989. С. 48-52. 1989. С. 48-52.
МДНТП, Московский историко-архивный институт
© Информационное общество, 1990, вып. 4, с. 50-56.