Информатизация и информация

___________________________

Артамонов Г.Т.



В планах перестройки экономики страны на основе ускорения технического прогресса большие надежды связываются с информатизацией общества.

При этом под информатизацией понимают насыщение страны средствами вычислительной техники. Это объясняется тем, что отличительной, легко наблюдаемой чертой современного развитого общества в капиталистических странах является их насыщение этими средствами. Экономисты и социологи капиталистических стран относят современный этап развития общества к послеиндустриальному или информационному обществу. Однако в основе этого вывода лежит на столько насыщенность общества средствами вычислительной техники, сколько растущие опережающим темпом объемы информационного производства, т. е. сферы занятости людей, связанной со сбором, переработкой и распространением информации, сопровождающей все виды деятельности людей.

Как и в сфере материального производства, в информационном производстве действуют законы экономики, которые предстоит изучать нашим экономистам. Движение информации в обществе имеет существенные особенности по сравнению с движением материальных ценностей, поэтому изучение экономических законов информационного производства требует введения новых моделей и методов в политическую экономию, чего, к сожалению, не наблюдается в трудах наших экономистов.

Если рассматривать информатику как науку, изучающую движение информации в обществе во всем его многообразии, то следует признать, что мы увлеклись созданием и изучением возможностей инструментария, обслуживающего движение информации в обществе, а не изучением законов движения информации в обществе на том или ином этапе его развития. Поэтому предпринимаемые попытки внедрения средств вычислительной техники во все сферы народного хозяйства оказываются мало эффективными.

В середине 50-х гг., когда авторитарная наука сняла с кибернетики клеймо «наука мракобесов», наметился подъем в создании средств вычислительной техники в стране. Появилась плеяда талантливых конструкторов ЭВМ и создателей программного обеспечения к ним во главе с академиком С. А. Лебедевым. Появились семейства ЭВМ, незначительно уступающие по своим характеристикам зарубежным образцам. Венцом этого этапа развития средств информатики стала ЭВМ БЭСМ-6, которая обеспечила наши успехи в области физики и космонавтики. Средства вычислительной техники обеспечили наши успехи в авиации и военной технике, а также в некоторых других областях науки и техники, где прогресс вообще невозможен без использования этих средств.

Однако другие сферы деятельности не восприняли ЭВМ и к середине 60-х гг. наметилась тенденция увеличения нашего отставания в области производства и, особенно, использования ЭВМ. Поверхностная, хотя и очень существенная причина, была легко усвоена руководством страны при определении путей преодоления волюнтаризма — наши ЭВМ мало надежны и слабо унифицированы.

Начался второй затяжной этап развития производства средств ЭВМ и их внедрения в народное хозяйство. Технические и программные средства копировались и копируются до сих пор с тех или иных зарубежных прототипов. Делались и делаются попытки скопировать другие,лежащие на поверхности решения, появляющиеся в средствах информационного производства за рубежом.

Во второй половине 60-х гг. были приняты решения о создании в стране государственной сети вычислительных центров коллективного пользования и государственной сети передачи данных. Одновременно началось создание общедоступных баз данных в области научно-технической информации и была объявлена программа создания государственной системы стандартных справочных данных. В целях выполнения этих решений были созданы десятки институтов для организации информационного производства на союзном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

Нельзя сказать, что эти усилия пропали даром. Без них наше отставание в области создания средств информационного производства было бы еще более серьезным. Однако наше отставание в уровне средств информационного производства продолжает увеличиваться с возрастающими темпами. Никаких сетей передачи данных, кроме узковедомственных телефонных сетей сбора отчетной информации, нет. Действующие системы удаленного доступа к базам данных и к вычислительным ресурсам работают в экспериментальном сеансовом режиме, т. е. приходи не когда надо, а когда можно.

В настоящее время подготовлена концепция информатизации общества в стране.

Принципиальной ошибкой, допускаемой ранее на этапах подготовки концепции информатизации, было отсутствие анализа законов движения информации в нашем обществе, при наших методах хозяйствования.

информация о комплектующих изделиях, материалах, оборудовании, инструментах, технологиях, программах и других материальных и информационных ценностях, используемых предприятием в процессе собственного производства, но получаемых с других предприятий по кооперации. Эта информация должна использоваться при создании центров информационного производства как реальная информация о реальных продуктах, потребляемых в производстве.

Рыночные отношения в капиталистических странах строятся на равной заинтересованности и ответственности продавца и покупателя. Интенсивное движение товаров сопровождается и даже предваряется более интенсивным движением информации об этих товарах. В этом движении существенны не только сбор, обработка и накопление информации, но и,это определяющее, интенсивный спрос на точную и оперативную информацию. Товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда и другие биржи появились как мощные центры информационного производства задолго до рождения первой ЭВМ.
Ликвидация последней товарной биржи и биржи труда в конце 20-х гг. уничтожила последние очаги интенсивного движения информации в нашей стране. В нашей иерархической централизованной системе управления производством информация движется не под давлением интенсивного спроса на нее, а по установленному порядку: снизу вверх — отчетные данные, сверху вниз — дерективы, планы, задания, фонды, нормативы, поощрения и наказания. Равноправные отношения «продавец — покупатель», «производитель — потребитель» заменились неравноправными отношениями «руководитель — исполнитель», «поставщик — получатель», «благодетель — проситель». Участники равноправных отношений заинтересованы в точном, полном и оперативном информировании потенциальных партнеров о своих желаниях и возможностях. Участники неравноправных отношений не заинтересованы в этом. Более того, они заинтересованы в неполном и неточном информировании партнеров по отношениям. Верхние этажи иерархии скрывают свои возможности, порождая и поддерживая проблему дефицита, а нижние — искажают отчетность в угоду верхним и на пользу себе. В результате в мощном потоке отчетной и директивной информации содержится незначительная часть информации, необходимой предприятиям для организации реального производства. Верхние этажи иерархии (министерства, Госплан, Госснаб, Совет Министров) скрывают информацию не только от своих подчиненных, но и друг от друга, а также внутри себя. В результате вся накопленная сотнями информационных центров информация лежит мертвым грузом, практически не влияет на производство. Интересно то, что открытие доступа к этой информации не оживит ее. Она никому не нужна.

Намеченный переход к новым методам организации производства с преимущественной ориентацией на договорные свободные отношения между предприятиями, несомненно, создаст условия для развития центров интенсивного информационного производства типа товарных и фондовых бирж.
Краткий анализ действующих информационных центров приводит к выводу о том, что центры информационного производства создаются не в тиши лабораторий и кабинетов, а внутри развивающихся производственных и технических систем. Информационную систему нельзя сделать и сдать под ключ как производственное здание. Ее можно вырастить в процессе развития того или иного вида человеческой деятельности, если эта деятельность сопровождается интенсивным и свободным движением информации.
Поэтому, разрабатывая новую концепцию информатизации общества, следует определить сферы деятельности, которые по мере развития процессов перестройки будут создавать и использовать интенсивные потоки информации, достаточные для развития современных информационных производств, с одной стороны.
С другой стороны, это должны быть такие сферы деятельности, где большие вложения в информационное производство дадут ощутимый эффект. Предполагаемое широкое обсуждение проектов концепции информатизации страны поможет усилить эту необходимую составляющую концепции.
В определении путей развития информационного производства необходимо учитывать созданные к настоящему времени центры этого производства не только с позиций использования их инструментария, но и с позиций использования движущейся через них информации. На предприятиях, где действуют автоматизированные системы управления производством, не выродившиеся в системы автоматизированного составления отчетов, находится в движении информация о комплектующих изделиях, материалах, оборудовании, инструментах, технологиях, программах и других материальных и информационных ценностях, используемых предприятием в процессе собственного производства, но получаемых с других предприятий по кооперации. Эта информация должна использоваться при создании центров информационного производства как реальная информация о реальных продуктах, потребляемых в производстве.

В некоторых центрах информационного производства развиваются системы, ориентированные на реализацию свободных отношений типа продавец — покупатель. Например, во Всесоюзном научно-исследовательском институте межотраслевой информации больше двух лет функционирует и развивается система под названием «Маркетинг», родившаяся в одной из снабженческих организаций. Через эту систему производится торговля так называемыми неликвидами: материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, оборудованием и другими продуктами, полученными предприятиями по выделенным им «благодетелями» фондами, и не используемым по каким-либо причинам. Верхние этажи не препятствуют такой торговле. Более того, они ее стимулируют низкими нормативами запасов материальных ценностей. В результате в течение 1988 г. число продавцов в системе возросло с 28 до 170, число наименований продаваемой продукции с 24 тыс. до 100 тыс., число покупателей с 280 до 1200, а квартальный оборот с 0,8 до 10 млн. руб. Некоторые продавцы начали включать в списки товаров, кроме неликвидов, собственную продукцию. Чем не товарная биржа? Намечаемое развитие оптовой торговли средствами производства неминуемо приведет к созданию товарных бирж. Организуемые ярмарки оптовой торговли товарами широкого потребления также должны выйти из-под опеки ведомств и превратиться в постоянно функционирующие товарные биржи. Если это так, почему бы в концепции информатизации общества не предусмотреть в качестве первоочередной задачи создание на основе действующих организаций снабженческого и информационного профиля сети взаимосвязанных товарных бирж, охватывающих все виды товаров и все регионы страны? Такая отрасль информационного производства потребует оснащения современным инструментарием, т. е. ЭВМ, линиями связи, множительным оборудованием, программами и пр., обеспечит увеличивающийся интенсивный информационных поток и даст дополнительный импульс в перестройке промышленности на основе новых методов хозяйствования.

Зарубежный опыт показывает, что государственные учреждения, выступая на рынке в качестве одного из равноправных партнеров в паре «продавец — покупатель», могут гораздо больше влиять на управление развитием промышленности, чем в случае, когда они выступают в роли «руководителя» или «благодетеля» производства. Изучение возможностей влияния государства на развитие промышленности через управление потреблением, а не производством продукции — задача экономистов. С позиции информатики управление потреблением неминуемо приведет к повышению ответственности государственного покупателя на рынке товаров и, как следствие, к необходимости создания в ведомствах, выполняющих функции государственного покупателя, мощного информационного производства, отслеживающего движение рынка товаров и ситуации в той сфере общественного потребления, за которую отвечает ведомство.

Ответственными потребляющими ведомствами могут быть такие ведомства, которые организуют деятельность людей в интересах общества в целом. К ним в первую очередь следует отнести ведомства, отвечающие за здравоохранение, транспорт, образование, связь, оборону, правопорядок. Свободными покупателями на рынке товаров эти ведомства могут стать, если они освободятся от опеки Совмина, Госплана и Госснаба в обеспечении их средствами производства и другими товарами. Их преимущество на рынке товаров должно определяться протекционистской политикой цен и налогообложения сделок. Сохранение их ответственности за развитие соответствующей инфраструк туры должно повысить их ответственность как покупателя любого товара — от продовольствия для больных и солдат до фундаментальных исследований и технологических разработок.

В связи с этим представляется важным выделить в концепции информатизации страны приоритеты создания и развития информационного производства именно в этих ведомствах. Например, поставить задачу создания системы, отслеживающей перевозку грузов всеми видами государственного транспорта, в конкретные сроки с конкретным охватом видов перевозок и регионов. Важность решения этой задачи для всего народного хозяйства очевидна, а ее конкретность позволит заземлить общие призывы к насыщению народного хозяйства средствами вычислительной и другой информационной техники.

При этом потребляющие ведомства должны получать от государства деньги целевым назначением на развитие информационного производства.

По мере развития инфраструктуры государство может пересматривать приоритеты при дотации потребляющих ведомств на развитие их информационного производства.

При обсуждении концепции информатизации общества много внимания уделяется вопросам организации производства средств информационной техники, а в основном вычислительной техники и техники связи. Нам представляется, что при переходе к организации народного хозяйства страны на основе развития равноправных отношений «продавец-покупатель» с участием потребляющих ведомств в качестве одного из выгоднейших покупателей, снимется острота этой проблемы. Покупать будут те средства, которые будут давать максимальный эффект при равных затратах, а заказывать будут системы средств информационного производства, решающих задачи комплексно с учетом всех особенностей эксплуатации этих средств.

Как показывает зарубежный опыт, на определенном этапе развития информационного производства отдельные его звенья будут сливаться друг с другом на основе взаимного интереса с использованием общих средств информационного производства, в основном систем связи. В результате будет формироваться новая инфраструктура, объединяющая общедоступные центры информационного производства. Только тогда может встать вопрос о необходимости создания специального ведомства, отвечающего за информатизацию страны, да и то только в случае, если ни одно из существующих инфраструктурных ведомств не возьмет на себя эту задачу. На наш взгляд, из существующих ведомств по сути выполняемых ими функций наиболее близко к функциям, связанным с информатизацией общества, стоит министерство связи, а не какое либо промышленное министерство, выпускающее или организующее эксплуатацию средств информационного производства.

Необходимо подчеркнуть принципиальную особенность современного уровня средств информационного производства. Их основу составляют Общедоступные знания, организованные с помощью технических, математических и программных средств. Технические, математические и программные средства интернациональны в силу независимости от особенностей производственных и других общественных отношений. Поэтому они могут быть заимствованы и воспроизведены в необходимом объеме. Знания же в весьма малой части интернациональны. Интернациональны только общезначимые научные знания. Основной объем общедоступных знаний отражает оперативное состояние общества во всех сферах деятельности людей. Поэтому их нельзя заимствовать у стран с высокоразвитыми средствами информационного производства. Их можно только вырастить внутри сфер деятельности, сопровождающихся интенсивными потоками ответственной информации.



© Информационное общество, 1990, вып. 5, с. 45-49.