Построение информационно-аналитических систем с независимыми источниками данных

___________________________________________

Н.И. Ильин, Н.Н. Демидов



Введение

Управление страной и государственное регулирование экономики в современных условиях обусловили возрастание потребностей управляющих структур в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в основных секторах экономики, социальной и общественно-политической сферах.

В настоящих условиях для принятия обоснованных решений не достаточно информации от самих объектов управления, так как часто полнота и степень ее объективности диктуются конъюнктурными или иными соображениями. Только система многоуровневой и многоаспектной прямой и косвенной информации, охватывающей важнейшие аспекты функционирования позволит сформулировать адекватное представление об объекте управления и возможных вариантах его развития. Наличие обширного поля официальной статистической информации не перекрывает информационные потребности пользователей. Ощущается недостаточность региональной информации и оперативности поступления достоверной информации на конкретный вопрос. Налицо непреложная необходимость для управляющих структур иметь быстрый доступ ко всей совокупности прямой и косвенной информации из возможно более разнообразных источников.

Вместе с тем, учитывая возросшую зависимость информационно-аналитических систем от зарубежных средств вычислительной техники и информационных технологий, необходимо в процессе разработки ИАС предусматривать защиту от применения целенаправленных воздействий на информацию и принимаемые на ее основе решения. Специфика функционирования ИАС относит к таким угрозам прежде всего возможные воздействия на интерпретацию информации и ее фальсификацию в системе государственного управления.

В целях нейтрализации угроз информационной безопасности поставлена задача создания информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), которая обеспечивает также организацию информационного взаимодействия органов управления.

Информационная структура ИТКС - это совокупность распределенного информационного потенциала информационно-аналитических подразделений высших органов власти, министерств, ведомств, отдельных учреждений, организаций, предприятий. По своему содержанию она охватывает все стороны жизнедеятельности страны: политику, экономику, вопросы обороноспособности, научно-технические вопросы, социальные проблемы, право и т. д.


Основные задачи ИАС

Информационной основой ИТКС являются интегрированные информационно-аналитические системы (ИАС) нового типа, ориентированные на подготовку и принятие решений на основе современных методов и информационных технологий. Такие системы позволяют осуществлять постоянные оценки в реальном масштабе времени состояния и тенденции изменения обстановки в приоритетных областях государственных интересов для распознавания последствий происходящих событий, включая выявление признаков назревания кризисных ситуаций, и на этой основе обеспечения информационных процессов выработки мотивированных упреждающих решений на уровне высшего звена государственного управления.

В соответствии со сложившейся 4-уровневой системой информационного обеспечения принятия управленческих решений ИАС предназначена для:

1) осуществления информационной поддержки принятия решений аналитическими центрами и подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета безопасности Российской Федерации;

2) информационного обслуживания федеральных органов исполнительной власти, представителей Президента Российской Федерации в регионах и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;

3) обеспечения информационного взаимодействия правительств республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга с Центром и между собой;

4) обеспечения информационной безопасности.

Под информационной поддержкой управления понимается обеспечение первичного сбора и обработки информационных данных у абонентов системы, их накопление и обработка соответствующими алгоритмами; централизованный сбор данных, их анализ и прогнозирование развития ситуаций в экономике; подготовка вариантов возможных решений по управлению народным хозяйством; доведение указаний и решений до исполнителей, контроль выполнения.

Информационное взаимодействие предполагает создание современных телекоммуникационных систем, а также разработку открытых систем классификации и кодирования информации, словарей, рубрикаторов и тезаурусов для машинного "понимания" и взаимодействия компьютерных систем.

Задача информационного обслуживания в качестве первоочередных проблем выдвигает решение:

- поиска информации по запросам пользователей в распределенной базе данных;

- оперативного целевого сбора информации непосредственно с объектов народного хозяйства, из средств массовой информации для решения оперативных вопросов управления экономикой по запросам пользователей.

Особое место в задаче информационного обслуживания занимает нормативно-правовая информация, т. к. все принимаемые решения должны проходить проверку в правом поле.

Информационная безопасность достигается путем создания многоуровневой системы безопасности. На каждом из уровней эта система базируется на интегрированной операционной среде, присущей каждому конкретному уровню, которая обеспечивает:


Выделенные выше главные информационные задачи носят конструктивный и поэтому некоторый условный характер для пользователя. Эти задачи для него практически неразличимы хотя присутствуют всегда одновременно при решении любой задачи по управлению экономикой и страной. Поэтому далее при освещении вопросов информационного обслуживания Администрации Президента Российской Федерации и аппарата Правительства России целесообразно использовать позицию пользователей и их индивидуальных (персонифицированных) информационных потребностей. Эта позиция заключается в следующем:

1. Создание информационных технологий, обеспечивающих развертывание на рабочих местах Пользователей персонифицированных информационно-аналитических систем на основе информационных фондов и баз данных, поддерживаемых в настоящее время в подразделениях НИЦ "Контур" и на информационно-вычислительных центpax министерств и ведомств Российской Федерации.

2. Разработка и создание нового типа интегрированной информационно-аналитической системы, ориентированной на опережающий анализ при подготовке решений (СОПР) наряду с планомерной проработкой сложных информационно-вычислительных систем для анализа и подготовки решений (рис. 1).

3. Создание ситуационных центров для осуществления коллективных процессов подготовки, анализа, обоснования, принятия и контроля реализации решений руководства.

Ситуационные центры являются завершающим звеном информационно-телекоммуникационных систем, встроенные в общую технологию сбора, обработки и принятия решений и имеют принципиально новую специфику, основанную на новой информационной технологии - мультимедиа. За счет объединения практически всех видов информационного воздействия: звука, текстов, графиков, мультипликации, телевизионных и видеосигналов, ситуационные центры радикально изменяют технологию принятия решений, создавая возможность коллективного обсуждения вопроса и оперативную оценку вариантов решений.

Ситуационные центры открывают возможность решения принципиально нового класса задач, где опыт и знания экспертов-аналитиков и руководителей будет гармонично вписываться в традиционную схему обработки информации, при этом создавая новые возможности по скорости и качеству анализа ситуаций.

ИАС представляют собой многоуровневую систему, в которой интегрируется информация из различных источников по крупной государственной проблеме, сектору экономики или сфере жизненных интересов населения. Примерами могут служить система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, агропромышленный или транспортный комплексы страны. При сборе информации различные источники сообщают сведения лишь об одной стороне события или процесса, а их интеграция обеспечивает комплексный анализ и достоверную оценку. При этом государственная отчетность верифицируется независимыми источниками, а комплексная оценка и многовариантный прогноз развития ситуации существенно повышают защиту принимаемых решений от ошибок, -содержащихся в исходных данных.


Персонифицированные ИАС

Создание персонифицированных информационно-аналитических систем является основной базой, ключом для полного использования интеллектуальных, психологических и профессиональных качеств пользователей при подготовке решений, ориентированных на опережающий анализ событий. Структуризация информационных потоков для этих целей является важным моментом. Информация для ИАС из центральной базы документов и специализированных баз данных системы НИЦ "Контур" ФАПСИ, поступает в три основных раздела ИАС автоматизированного рабочего места пользователя.

Первый раздел обеспечивает регулярное решение задач для получения количественных оценок состояния и прогнозов развития объектов и процессов управления с использованием экономико-статистических моделей (фактографическая информация). Раздел формируется на основании регулярной формализованной и структурированной информации в виде показателей, характеризующих динамику состояния народного хозяйства в отраслевом, объектовом и региональном разрезах, представляемой абонентами по заранее оговоренному перечню (списку) показателей и в соответствующие периоды времени.

Второй раздел обеспечивает оценку фона, на котором развивается социально-экономическая ситуация, представленная моделью из первого раздела, путем построения тематических или (и) хронологических Документальных обзоров. В тематических обзорах содержится информация по материалам периодической печати, радио, телевидения, опросов населения, интервью и др. Хронологические обзоры включают ретроспективу и динамику административно-управленческой информации на заданную тему (принятые решения, указания, отчеты об исполнении, возникающие проблемы и др.). Раздел формируется за счет регулярной тематической информации от специальной службы, которая осуществляет индексирование и семантический анализ информации, содержащейся в материалах газет, журналов, радио, телевидения* интер-вью, обзорах и др. От служб, осуществляющих контроль исполнения принятых решений, поступает информация в виде рубрицированных документов по мере их возникновения.

Третий раздел обеспечивает анализ сложной проблемы путем ее декомпозиции на более простые задачи, каждая из которых может иметь альтернативные решения с соответствующими комментариями и описаниями. Одновременно структурно выделенные задачи снабжаются ассоциативными связями внутри сложной проблемы, двигаясь по которым можно охватить проблему в целом в различных аспектах ее представления. В этот раздел поступает нерегулярная информация. Она готовится высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знаний, как правило, в институтах научно-технической информации по предварительной заявке пользователя и представляет собой результаты экономических, научно-технических и конъюнктурных исследований по проблемам, объявленным пользователем. В этом же разделе на правах проблемно-ориентированной информации может быть помещена нормативно-правовая информация и другая информация из полнотекстовых документов.

Персонифицированные системы являются высшим уровнем ИАС, но информация для них поступает из центральных и специализированных баз данных, которые в свою очередь формируются из независимых источников информации.


Состав и структура информационного фонда

Весь информационный фонд можно разделить на центральный и проблемно-ориентированный.

К центральному информационному фонду отнесены:


Интегральные базы данных содержат динамические ряды макроэкономических показателей, отражающие тенденции развития ключевых социально-экономических процессов. Системы позволяют формировать интегральные сведения о состоянии экономики в отраслевом и региональном разрезах, а так же проводить сравнительный анализ социально-экономического положения регионов.

Сводные системы слайдового типа - это группа информационно-поисковых систем, отображающих результаты обработки статистической и оперативной информации о социально-экономическом положении в Российской Федерации и ее регионах в виде слайдов (таблиц, графиков и аналитических записок). В эти системы включены результаты обработки накопленной информации предметных баз данных, а также сводки и аналитические материалы, ежемесячно получаемые из других министерств и ведомств.

Особенностью этих систем является возможность настройки на информационные потребности пользователя. Значительная часть информационных ресурсов доступна удаленным пользователям через систему электронной почты.

Комплекс баз данных паспортной и нормативно-справочной информации содержит разнообразные сведения о территориальных и отраслевых объектах, а также фонд обзорно-географических и топографических карт объектов и территорий.

Метабаза (или регистр) информационных ресурсов содержит сведения об информации в виде сертификатов баз данных абонентов ИТКС и других информационных органов России. Сопоставляя их с профилями данных пользователей, можно осуществить коммутацию информации в нужные адреса.

На основе проблемно-ориентированных баз данных реализован комплекс задач социально-экономического мониторинга ведущих секторов экономики, социальной сферы, специальных вопросов, правовые и административно-управленческие системы.

В настоящее время в НИЦ "Контур" разработано и эксплуатируется большое количество информационно-аналитических систем, нацеленных, прежде всего, на предоставление информации в высшие органы государственной власти, однако они все более активно используются как на федеральном, так и на региональном уровне.

В настоящее время на принципах, изложенных выше, реализована информационно-справочная система "Эльбрус". Она представляет собой программный продукт, позволяющий отображать информацию в виде слайдов (текстов, аналитических таблиц и графиков), а также тематический набор слайдов о социально-экономическом положении в Российской Федерации и ее регионах.

Система отображает результаты обработки статистической и оперативной информации, полученной из тематических баз данных.

В информационном фонде системы отражено состояние:

- промышленного производства в отраслевом и территориальном разрезах,

- агропромышленного комплекса,

- железнодорожного транспорта в разрезе дорог и морского транспорта в разрезе бассейнов,

- финансов,

- фондового и валютного рынков,

- приватизации государственной собственности в регионах России,

- демографических процессов в разрезе территорий,

- уровня жизни населения,

- социальной обстановки в регионах,

- цен на основные продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги населению по регионам Российской Федерации.

Кроме того, представлен раздел, отражающий актуальные сообщения зарубежных и региональных средств массовой информации.

"Экономика России" система оценки хода экономических реформ создана для отслеживания, комплексного взаимоувязанного анализа и прогнозирования развития важнейших экономических индикаторов.

Используя ряд экономико-математических моделей, можно определять тенденции развития социально-экономических процессов(рост, спад, стабилизация, перелом) и производить краткосрочный (на 6 месяцев) прогноз развития.

Система позволяет проводить комплексный сравнительный межрегиональный анализ на основе интегральных индексов социально-экономического развития субъектов Федерации, а также сравнительный анализ по отдельным ключевым показателям с расчетом мест, удельных весов, отклонения от российского уровня, ранжирования регионов по степени развития.

Информационно-аналитическая система "Чрезвычайные ситуации" обеспечивает сбор, хранение и оперативное информирование пользователей о крупномасштабных ЧС; позволяет получать аналитические материалы и тенденциях ЧС по их видам и регионам; прогнозирует возможный ущерб и последствия ЧС; предоставляет нормативно-справочную информацию для принятия решений в ходе ликвидации последствий аварий и катастроф.

Особенностью ИАС является получение исходной информации о факте ЧС из разных источников, каждый из которых сообщает лишь часть характеристики события. Например, медики - о характере и тяжести травм или заболеваний, МВД -о общей обстановке и жертвах, региональные власти - о нанесенном ущербе и возможных последствиях для региона, штабы ГО - о мерах и средствах по ликвидации последствий. Интеграция этих сведений дает полную картину о происходящем в районе ЧС и, как правило, исключает возможность фальсификации информации, что позволяет принимать взвешенные и точные решения, направленные на скорейшую локализацию и ликвидацию последствий ЧС.

Информационно-аналитическая система "Барометр" предназначена для аналитической обработки материалов центральной и региональной прессы, телевидения, информационных агентств, зарубежного радио по основным социально-экономическим и политическим аспектам жизни страны.

Пользователям представляются: аналитические обзоры текущей социально-экономической обстановки в России и ее регионах; оценка наиболее актуальных социально-экономических проблем. субъектов Российской Федерации; данные о политических движениях и партиях; статистические сводки сообщений средств массовой информации; тематические подборки информационных материалов; результаты опросов общественного мнения с выводами и рекомендациями.


Заключение


Важным и эффективным средством защиты ИАС от информационных угроз является их ориентация на независимые источники информации, развитую систему анализа ситуаций и системы обеспечения принятия решений, что обеспечивает пользователя как бы еще одним источником данных - результатом независимой аналитической работы. Изложенные принципы создания информационно-аналитических систем в целом обеспечивают защиту от воздействия на интерпретацию руководителем информации и фальсификации в органах исполнительной власти нижнего уровня.

Построение в рамках ИТКС ИАС на основе независимых источников данных, имеющих методы и модели анализа и оценки ситуаций и обеспечивающих подготовку и принятие решений на основе неполной, недостоверной и противоречивой информации позволит снизить риск принятия неадекватных решений и повысить эффективность управления страной в целом.


© Информационное общество, 1997, вып. 1, с. 27-31.