Автоматизированная информационно-управляющая система Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проблемы обеспечения экологической безопасности

________________________________

Ткаченко В.М.



Приводятся структура и основные параметры автоматизированной информационно-управляющей системы Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, предназначенной для сбора оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов и природной среды, а также подготовки рекомендаций и вариантов решений, как действовать в чрезвычайных ситуациях.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

В настоящее время проблемы обеспечения экологической безопасности признаются существенно важными во всем мире.

В Российской федерации в 1991 г. был принят закон "Об охране окружающей природной среды", в котором создаваемая система экологической безопасности определена как комплекс нормативных, правовых, экономических, организационно-технических и других мер, обеспечивающих сохранение природных богатств и естественной среды человека, предотвращение экологически вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Важнейшей составной частью системы экологической безопасности является экологический мониторинг для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды в целях своевременного выявления экологических нарушений и предпосылок к ним. Средства экологического мониторинга являются источниками первичной информации о состоянии окружающей природной среды для всей системы экологической безопасности.

В соответствии с указанным Законом главным координирующим органом в области обеспечения экологической безопасности является Минприроды РФ. Другие специально уполномоченные министерства и ведомства имеют полномочия и соответствующие экологические службы по организации и проведению природоохранительных мероприятий в подведомственных сферах хозяйственной и иной деятельности, а также на подведомственных объектах. К числу таких основных министерств и ведомств можно отнести: Госкомсанэпиднадзор, Минтопэнерго, Минобороны, Роскомвод, Роскомнедра, Росгидромет, Рослесхоз, Госгортехнадзор, Госатомнадзор.

На федеральном, региональном и местном уровнях, в большинстве министерств и ведомств существуют органы, системы и технические средства, осуществляющие контроль параметров окружающей природной и техногенной среды. В зависимости от степени нарушения экологических нормативов для предупреждения и ликвидации возможных последствий таких нарушений' привлекаются силы и средства соответствующих уровней, в том числе силы и средства МЧС России, включая части и подразделения войск Гражданской обороны.

Анализ показывает, что ведомственные системы сбора и оценки экологической информации в настоящее время действуют разрозненно, нормативные базы для оценки состояния природной среды недостаточно согласованы. Все это приводит к задержкам принятия соответствующих решений и увеличивает экономический и социальный ущерб от различных экологических нарушений.

. Очевидна необходимость интеграции различных ведомственных систем сбора экологической информации в единую государственную систему экологического мониторинга и их сопряжения с системой управления МЧС России.

АИУС РСЧС РОССИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Для повышения оперативности оценки обстановки, выработки предложений по предупреждению и ликвидации последствий различных ЧС, в том числе и экологического характера, с использованием сил и средств МЧС России, включая войска Гражданской обороны, разработана и внедрена Автоматизированная информационно-управляющая система Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС).

АНУС РСЧС предназначена для обеспечения сбора оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов и природной среды, об экологической обстановке, о состоянии сил и средств, привлекаемых для действий в ЧС, о наличии и состоянии запасов и резервов, обработки собираемой информации, подготовки рекомендаций и вариантов решений по действиям в ЧС всех уровней а также передачи необходимых указаний руководства МЧС России и комиссий по ЧС абонентам системы.

Основными функциями АИУС РСЧС являются:

сбор и комплексная обработка информации от систем наблюдения и контроля (мониторинга) природной среды и потенциально опасных объектов;

сбор и обработка информации об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях от абонентов систем;

сбор информационных данных и управление действиями сил и средств по устранению ЧС непосредственно в зоне ЧС;

предоставление пользователям результатов решения функциональных задач (ФЗ) при выработке ими коллегиальных управленческих решений;

формирование и накопление сценариев действий в условиях ЧС путем моделирования типовых процессов возникновения и развития различных ЧС для выработки соответствующих рекомендаций;

обеспечение обмена информацией между АИУС РСЧС и взаимодействующими системами, между различными звеньями системы в интересах комиссий по ЧС всех уровней и штабов ГО, органов управления силами и средствами ликвидации последствий ЧС, пунктов управления систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов.

АИУС РСЧС включает:

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России с ситуационным залом для выработки и принятия коллегиальных решений в интересах предупреждения и ликвидации возможных последствий ЧС, которые не могут быть ликвидированы силами и средствами отдельных регионов;

региональные информационно-управляющие центры, в которых при необходимости создаются региональные ситуационные залы (РИУЦ);

информационно-управляющие центры Советов Министров автономных республик, областных и краевых административных органов (ОИУЦ);

районные и городские абонентские пункты (АП);

мобильные информационно-управляющие центры (МИУЦ);

систему связи и передачи данных;

средства сопряжениях взаимодействующими системами и ведомствами.

В АИУС РСЧС на каждом уровне управления ЧС (федеральном, региональном, областном, краевом, автономной республики, районном, городском) созданы или создаются комплексы средств автоматизации (КСА) и базы данных, соответствующие информационным потребностям пользователей соответствующего уровня управления.

В АИУС РСЧС создаются условия для сопряжения с государственными и ведомственными системами, обеспечивающими мониторинг природной среды и особо опасных объектов, а также с системами по ЧС Содружества независимых государств и зарубежных организаций.

Функциональные задачи, решаемые в АИУС РСЧС, обеспечивают информационные и интеллектуальные потребности пользователей системы различных уровней управления, в т.ч. данными о состоянии природной среды и потенциально опасных обектов, о состоянии сил и средств, привлекаемых для действий вЧС.

Информационное обеспечение (ИО) АИУС РСЧС в виде совокупности документов и внутримашинных структурированных наборов данных, образующих базы данных, предназначено для повышения эффективности управленческой деятельности всех органов РСЧС на основе обеспечения их полной и достоверной информацией по проблемам ЧС, состоянию и функционированию звеньев РСЧС во всех возможных режимах ее деятельности.

Общее и специальное программное обеспечение АИУС РСЧС, включая средства сетевого взаимодействия; системы управления базами данных и геоинформационную систему, обеспечивает создание и поддержку единой программной и информационной среды для решения информационно-аналитических, функциональных и технологических задач.

АИУС РСЧС является открытой системой, обеспечивающей возможность наращивания программно-технических средств, средств связи, состава решаемых задач и их информационого обеспечения без коренного изменения ранее разработанных элементов.

Система связи и передачи данных (ССПД) АИУС РСЧС предназначена для обмена данными, открытой и закрытой речевой, факсимильной и телеграфной информацией между пользователями, абонентами и взаимодействующими органами и системами с использованием общегосударственных, ведомственных и коммерческих сетей, обеспечивающих передачу данных, телефонных и телеграфных сообщений.

СТРУКТУРА ЗВЕНЬЕВ АИУС РСЧС ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕГИОНА

В состав АИУС РСЧС входят девять РИУЦ, в том числе Центральный региональный информационно-управляющий центр (г. Москва).

Центральному РИУЦ подчинены информационно-управляющие центры Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, а также информационно-управляющий центр г. Москвы (на правах областного).

В каждой области и городах с районным делением создаются абонентские пункты, соединенные средствами телекоммуникаций с соответствующими ОИУЦ.

Типовые структуры комплексов средств автоматизации РИУЦ и ОИУЦ включают файл-серверы, серверы связи, мультипорты, графические станции и автоматизированные рабочие места (АРМ) оперативно-диспетчерского и технического персонала с необходимыми внешними устройствами (принтеры, сканеры, дигитайзеры и пр.) на базе ПЭВМ типа РС/АТ386, РС/АТ386. Все эти средства объединяются в локальную вычислительную сеть типа Ethernet.

Структура КСА абонентского пункта включает -несколько ПЭВМ, объединенных в одной ЛВС. На этих ПЭВМ реализуются в необходимом объеме функции сбора, обработки и передачи информации в интересах пользователей АИУС РСЧС.

Конкретный состав АРМ определяется рангом звена, его штатной структурой и решаемыми задачами.

В общем случае программно-технические средства обеспечивают решение функциональных задач в интересах оперативно-диспетчерского и технического персонала, в том числе:

старшего координатора;

координатора по анализу и оценке обстановки; координатора транспортного обеспечения; координатора ресурсного обеспечения; координатора по системе управления, связи и оповещения;

администратора локальной сети и ССН; администратора базы данных; оперативного дежурного.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АИУС РСЧС С МИНИСТЕРСТВАМИ И ВЕДОМСТВАМИ

Главными задачами персонала АИУС РСЧС являются оценка текущей обстановки и выработка предложений по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций соответствующего масштаба. Эти задачи могут эффективно решаться только на основе точных и своевременно представленных данных, в том числе и экологической информации об обстановке в районе конкретной ЧС. Вот почему представляется исключительно важной организация эффективного взаимодействия звеньев АИУС РСЧС с ведомственными и объектовыми системами сбора информации о состоянии окружающей среды (метеоинформация, лесные пожары, наводнения, цунами, землетрясения, эпидемии, эпизоотии и пр.) и особо опасных объектов (гидросооружений атомных станций и иных предприятий, опасных в радиационном отношении, нефтегазовых промыслов и магистральных газопроводов, химических и пожароопасных производств и пр.)

В настоящее время за счет развертывания абонентских пунктов для передачи формализованных и текстовых сообщений в интересах организации взаимодействия с МЧС России подключены к АИУС РСЧС различные министерства и ведомства, в том числе: Минприроды, Росгидромет, Минздравмедпром, Госсанэпиднадзор, Минсельхозпрод, Минстрой, ВЦНЛК, ИБРАЭ. В 1996 г. к АИУС РСЧС будут подсоединены такие министерства и ведомства как Госкомрезерв, Госатомнадзор, Минатом, МВД, НИЦ "Синапс", Госгортехнадзор, Департаменты воздушного и морского транспорта. В последующем планируется подключить к АИУС РСЧС абонентские пункты Рослесхоза, Роскомнедр, государств СНГ.

По сети RELCOM-INTERNET организовано и будет расширяться взаимодействие АИУС РСЧС с зарубежными системами предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

По линиям взаимодействия в АИУС РСЧС поступает информация результирующая, полученная в результате ее обработки техническими и программными средствами соответствующих министерств и ведомств. При этом, как правило, широко используются различные программы расчетных и имитационных моделей, реализация которых иногда требует достаточно больших затрат времени и технических ресурсов. Это, однако, не означает, что средства звеньев АИУС РСЧС не должны использоваться для проведения прогнозных расчетов на основе программно реализованных математических моделей течения во времени опасных для человека природных и техногенных процессов.

Представляется необходимой разработка и практическое применение двух типов таких моделей. Для моделирования медленно текущих процессов и прогнозирования на длительную перспективу должны использоваться модели, обеспечивающие необходимую точность за счет достаточно больших затрат времени на обработку объемной исходной информации. Такие модели целесообразно разрабатывать и применять в ведомственных системах и территориальных научных центрах.

Второй тип математических моделей должен обеспечивать краткосрочное оперативное прогнозирование развития неблагоприятных процессов и чрезвычайных ситуаций в интересах скорейшей подготовки предложений по действиям в тех или иных условиях конкретных ситуаций в целях максимального уменьшения социального и экономического ущерба от различных стихийных явлений, аварий и катастроф техногенного характера.

В заключение можно отметить, что техническое и программное оснащение звеньев АИУС РСЧС после некоторых доработок, главным образом, нормативной и паспортной базы позволит уже в ближайшее время осуществить комплексную обработку информации экологического мониторинга в интересах подготовки и проведения мероприятий по обеспечению экологической безопасности в пределах отдельных городов, районов, регионов и страны в целом.


Статья поступила в редакцию в мае 1996 г.

НИИ 'Восход'



© Информационное общество, 1996, вып. 2, с. 41-46.