Информационные аспекты национальной безопасности России

__________________________________

Колин К.К.



Цель статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание читателя к информационным аспектам проблемы национальной безопасности России и обосновать необходимость использования методов информационного подхода не только при исследовании и решении этой проблемы, но и при ее изначальной постановке.

В последнее время все большее внимание научной общественности России привлекает проблема национальной безопасности. Разработан и опубликован первый вариант Концепции национальной безопасности России. В феврале 1096 г. по инициативе благотворительного Фонда поддержки национальной культуры, науки, образования, защиты прав человека московского товарищества "Тривана" в Москве проведена научная конференция "Концептуальные основы национальной безопасности России", на которой автором настоящей статьи был сделан доклад об информационных аспектах проблемы национальной безопасности.

Национальная безопасность России как информационная проблема

Результаты проведенных в последние годы исследований свидетельствуют о том, что проблема национальной безопасности на современном этапе развития общества является исключительно сложной, комплексной и многоаспектной, в ее составе можно выделить достаточно ярко выраженные информационные компоненты.

В современном мире информация и информационные коммуникации становятся вое более важными факторами обеспечения стратегической стабильности и международной интеграции государства. Именно поэтому практически все развитые страны уделяют особое внимание созданию и развитию различного рода информационных структур, которые должны обеспечивать включение экономики стран в мировое экономическое, информационное и научное пространство, так как это является сегодня необходимым условием прогресса и безопасности нации.

Производство, активизация и эффективное использование информационных ресурсов являются сегодня важным и перспективным направлением деятельности государства и общества, которое открывает новые возможности для решения Многих экономических и социальных проблем, для снижения уровня социальной напряженности.

Уровень информатизации общества, наличие и доступность достоверной информации о состоянии и динамике развития экономических, политических и социальных процессов в решающей степени определяют возможности властных структур и общества в целом по выработке и реализации эффективных решений в военно-стратегической, экологической и социальной сферах. Поэтому Информацию сегодня следует рассматривать как важнейший элемент системы Выживания общества, его национальной безопасности.

Что же касается информационного подхода, то его следует рассматривать как один из перспективных научных методов решения проблемы национальной безопасности. Достаточно указать на следующие основные Классы задач, которые решаются методами информационного подхода:

количественное измерение параметров и мониторинг неблагоприятных и опасных процессов, представляющих угрозу для национальной безопасности России;

информационное моделирование и прогнозирование экологических, экономических, социальных и политических процессов в обществе с целью анализа и оценки возможностей их последующего влияния на состояние национальной безопасности;

использование средств массовой информации для соответствующей ориентации общественного сознания в области проблем обеспечения национальной безопасности и формирования необходимого для решения этих проблем национального самосознания.

Все перечисленные выше проблемы являются сугубо информационными. Поэтому хотелось бы подчеркнуть важность развития и своевременного использования в России' теоретических методов и инструментальных средств, необходимых для их эффективного решения.

Покажем это на нескольких конкретных примерах.

"Экологический СПИД" и опасность биологического вырождения населения России

Недавно опубликованы результаты исследований российских ученых в области оценки влияния экологических факторов на иммунную систему населения России и, в частности, жителей Иркутской области [1]. Эти результаты дают основание говорить о возникновении новой болезни, которой авторы дали название "экологический СПИД". Суть явления заключается в том, что в результате накопления опасных веществ в организме человека, проживающего в экологически неблагоприятной зоне, происходит разрушение его иммунной системы, т. е. процесс, по своим последствиям аналогичный уже печально известному СПИДу.

"Экологический СПИД" воздействует и на наследственные механизмы человека. Он ставит под угрозу здоровье и умственные способности будущих поколений людей, а следовательно, и будущее всей нации.

По прогнозам иркутских ученых, полученных методами информационного моделирования, в случае сохранения существующей экологической обстановки процесс биологического вырождения людей в России может стать необратимым уже через 20 лет, а для жителей Иркутской области — через 10 лет. Таким образом, сегодня в рассмотренной нами области существует вполне реальная угроза национальной безопасности России — угроза биологического вырождения ее народа. И степень опасности этой угрозы может и должна быть исследована, в том числе и информационными методами.

Информационные проблемы обеспечения химической безопасности России

Исключительно актуальной для России является проблема комплексного изучения и обеспечения химической безопасности России. Статистика острых химических отравлений бытовыми ядохимиктами и вызванных этими отравлениями смертельных исходов и случаев инвалидности такова, что не оставляет сомнений в необходимости принятия в этой области неотложных и действенных мер как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

Оставляя в стороне медицинские и социально-экономические аспекты этой важной проблемы, укажем лишь на те ее принципиальные особенности, которые делают невозможным решение этой проблемы без использования средств информационной поддержки и, в первую очередь, современных интеллектуальных технологий и компьютерных информационных систем, основанных на знаниях.

Информационная сущность данной проблемы заключается в том, что* в современных условиях жизни российского гражданина в его ближайшем окружении находится около 7,6 тыс. химически опасных веществ, неосторожное соприкосновение с которыми может вызвать острое химическое отравление. Степень воздействия этих веществ на организм человека и характер вызываемых ими отравлений существенным образом отличаются в зависимости от дозы действия, индивидуальных- особенностей пострадавшего й ряда других факторов. Поэтому вполне естественно, что даже для профессионально подготовленных врачей-токсикологов проблема диагностики и лечения острых отравлений оказывается исключительно сложной и, прежде всего, — проблемой информационного характера. Совместные исследования, проведенные группой ученых Информационно-консультационного токсикологического центра Минздрава России и Российской академии наук под руководством доктора медицинских наук В.Н. Дагаева, показали, что эта проблема может быть успешно решена лишь при использовании современных высокоинтеллектуальных средств информационной поддержки. С этой целью в России был создан проблемно-ориентированный автоматизированный банк данных и знаний по проблеме диагностики и лечения острых химических отравлений, а также экспертная система для врачей-токсикологов и реаниматологов.

С целью распространения этих достижений на другие регионы России под научным руководством автора данной статьи разработан системный проект сетевой национальной информационной токсикологической системы ИНТОКСЕТ, которая может стать важной частью системы национальной безопасности России.

Проведенный пример является характерной иллюстрацией возможности использования информационного подхода к решению проблемы обеспечения токсикологической безопасности России на основе уже существующих в нашей стране и вновь создаваемых проблемно-ориентированных информационных технологий.

Информационные аспекты проблемы борьбы с преступностью

Рассмотрим характерные примеры некоторых информационных задач, повседневно решаемых органами борьбы с преступностью. К их числу относятся задачи идентификации личности, автотранспорта, оружия, криминалистический анализ вещественных доказательств и информационных связей подозреваемых и потерпевших граждан. Все эти задачи требуют современных средств информационной поддержки: банков данных и знаний, экспертных и телекоммуникационных систем.

В качестве положительного примера комплексного использования методов информационного подхода к решению данной проблемы в России необходимо отметить реализуемый в настоящее время комплексный социотехнический проект ЗАСЛОН, который активно поддерживается правительством и Управлением Внутренних дел г. Москвы. В результате реализации этого проекта столица России получит в ближайшее время современную информационно-телекоммуникационную систему, основанную на отечественных информационных технологиях, которая обеспечит все городские органы муниципальной милиции высокоэффективными средствами решения информационных задач борьбы с преступностью. В дальнейшем эта система может быть распространена и на другие регионы России. С этой целью уже начато формирование соответствующих научно-учебных и региональных информационно-консультационных центров.

Техногенные катастрофы и национальная безопасность России

Одной из важных проблем обеспечения национальной безопасности России является проблема предупреждения техногенных катастроф, связанных с нарушениями функционирования сложных технических систем или же внезапным разрушением отдельных элементов техносферы, которые Могут повлечь за собой не только серьезные экономические и социальные последствия, но и человеческие жертвы.

В составе этой проблемы можно выделить ряд задач информационного характера. Одной из таких задач является задача определения предельного уровня сложности технических систем, управляемых человеком, и роли человеческого фактора в обеспечении их безопасности. Здесь важно заблаговременно оценить требования к профессиональной компетентности персонала и допустимому уровню его информационных нагрузок. Это — необходимые условия предотвращения техногенных катастроф. Достаточно вспомнить общеизвестную ситуацию с забастовкой диспетчеров американских аэропортов, причиной которой был именно чрезмерно высокий уровень информационных нагрузок.

Еще одна крупная информационная задача заключается в необходимости учета воздействия на людей и технику геофизических факторов как причины техногенных катастроф. Периодичность воздействия геофизических факторов и необходимость ее изучения информационными методами уже экспериментально установлена и не вызывает сомнений. Однако целенаправленные исследования в этой области еще должным образом не организованы и правительством России не финансируются.

Перспективным направлением работ в этой области являются разработка и реализация социотехнических проектов, направленных на предотвращение техногенных катастроф и учитывающих как технические, так и социальные факторы. Примерами таких проектов являются:

1. Социотехвический проект "Социальные регуляторы предотвращения чрезвычайных происшествий на ядерных объектах". (Предложен отделением "Социальные технологии" Международной Академии информатизации и группой специалистов Минатомэнерго).

2. Социалистический проект МОСТ "Создание и внедрение новых информационных технологий для обеспечения безаварийной эксплуатации мостовых сооружений на территории России и стран СНГ". (Предложен отделением "Социальные технологии", МАИ, Институтом информатики АЕН и Казанским филиалом ИПИ РАН).

Информационные аспекты конверсии оборонного комплекса России

Некоторые социальные и информационные проблемы конверсии оборонного комплекса России были поставлены автором в докладе на научном семинаре Московского государственного социального университета, который состоялся в феврале 1995 г. в Нахабино [1]. В числе этих проблем в качестве приоритетных были выделены:

проблема конверсии оборонной науки, сохранения ядра научных коллективов и профессиональной ориентации ученых оборонного комплекса;

проблема конверсии технической инфраструктуры и интеллектуального потенциала специалистов оборонного комплекса;

проблема "закрытых" городов, созданных в интересах оборонного комплекса (например, г. Жуковский Московской области);

проблема профессиональной ориентации и занятости населения, высвобождаемого в результате сокращения армии и военно-промышленного комплекса.

Каждая из перечисленных выше проблем имеет ярко выраженные информационные компоненты и поэтому может решаться с использованием методов информационного подхода. В качестве примера можно привести предложенный автором социотехнический проект "МАЯК" — создание на базе райвоенкоматов сети информационно-консультационных центров для решения задач профориентации и обеспечения занятости демобилизованных военнослужащих и членов их семей.

В свою очередь, возможности технического и интеллектуального потенциала оборонного комплекса могут быть использованы в интересах решения задач информатизации России и, в первую очередь, для развития ее информационной инфраструктуры.

Современная информационная инфраструктура как техническая база национальной безопасности России

В современных условиях развития цивилизации, стоящей на пороге постиндустриального информационного общества, информация становится не только стратегическим ресурсом, но и важнейшим фактором системы выживания человечества. Учитывая это Обстоятельство, для России с ее огромной центральной территорией становится проблема создания современной информационной инфраструктуры. Особое значение приобретает задача создания ядра этой структуры — национальной информационно-телекоммуникационной системы.

В настоящее время в России интенсивно внедряются различного рода сети и системы передачи данных зарубежного производства. Они приобретаются как коммерческими структурами, так и некоторыми государственными предприятиями и организациями. Эта тенденция вызывает тревогу у специалистов в области информационных систем, так как она таит в себе угрозу для национальной безопасности России. Здесь достаточно указать на три основных фактора:

внедряя зарубежную технику и технологию в качестве базовых средств телекоммуникации, Россия ставит себя в зависимость от зарубежных производителей телекоммуникационной техники и ее программного обеспечения;

на приобретение и техническое обслуживание зарубежных систем отвлекаются финансовые и людские ресурсы, которые можно было бы направить на создание собственной национальной информационно-телекоммуникационной системы;

как уже показал опыт, внедрение зарубежных систем не снимает глобальной проблемы создания собственной российской национальной системы обмена данными, так как иностранные системы не учитывают особенностей системы связи России и плохо адаптируются к этим условиям.

Таким образом, радикальное решение проблемы заключается в реализации собственных проектов и разработок в области создания глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем России, учитывающих специфику существующей информационной инфраструктуры и приоритетные национальные интересы. Примерами таких проектов являются:

1. Проект НПО "Энергия" по созданию космической интегрированной спутниковой информационной системы на тяжелых платформах [2].

2. Разработки ИПИ РАН в области региональных информационно-телекоммуникационных систем с использованием принципа коммутации пакетов сообщений. Эти разработки уже практически реализованы и введены в эксплуатацию для группы абонентов Псковской области.

Некоторые актуальные проблемы информационной безопасности России

Наряду с Концепцией национальной безопасности России в настоящее время разработана и обсуждается Концепция ее информационной безопасности. Основные идеи этого документа опубликованы в сборнике ВИМИ "Межотраслевая информационная служба" [3], выпущен препринт Концепции. Появление этого документа безусловно полезно и своевременно. Однако хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что проблема информационной безопасности России рассматривается в Концепции в основном с технократических позиций. Социальный аспект в этом документе представлен весьма слабо, а некоторые актуальные с социальной точки зрения проблемы даже и не сформулированы.

Приведем некоторые примеры.

1. Недостаточно четко поставлена в Концепции проблема сохранности национальных и региональных информационных фондов, а также проблема их активизации путем перевода на электронные носители информации. А ведь именно "электронизацию" информационных фондов страны академик А.Л. Ершов считал важнейшей задачей информатизации общества. Для России с ее обширной территорией и еще недостаточно развитой системой связи и телекоммуникации эта проблема представляется сейчас исключительно важной и актуальной. Ее решение необходимо не только в интересах научно-технического и культурного развития страны, но и в интересах национальной безопасности России.

2. В Концепции практически ничего не говорится о проблеме противодействия "лингвистической экспансии" Запада, которая сейчас становится все более откровенной и наносит большой ущерб стране» неоправданно засоряя русский язык иностранными терминами. Эта проблема была специально рассмотрена в июле 1994 г. на заседании Коллегии Минобразования. Коллегия поддержала идею создания и реализации Национальной программы поддержки русского языка в России и зарубежных странах. Однако эта программа до сих пор не принята.

3. Обойдена вниманием и исключительно острая сейчас для России проблема обеспечения информационной безопасности населения от негативного воздействия на психику людей средств массовой информации и, в первую очередь, телевидения. Пропаганда жестокости и насилия, эротических сцен и низкопробных фильмов западного производства, безудержная реклама далеко не лучших фирм и товаров буквально заполнили российское телевидение. Они практически вытеснили с его экранов произведения национальной культуры, нашу классику, позитивную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки, искусства и литературы.

Все это отрицательно влияет на психику людей, деформирует их самосознание и шкалу моральных ценностей, содействует развитию агрессивности и жестокости в обществе. Особенно это опасно для молодого поколения нашей страны, которому принудительно навязывается потребительская психология и чуждые нам моральные ценности.

Все это слишком серьезно и опасно, чтобы при обсуждении концептуальных положений национальной безопасности России оставить эту проблему без особого внимания. Ее решение требует радикальных мер как государственного, так и общественного воздействия.

Проблема обеспечения "интеллектуальной безопасности" России

Хотелось бы остановиться еще на одном информационном аспекте национальной безопасности. Речь идет о проблеме, которую можно назвать "интеллектуальной безопасностью". Суть ее состоит в том, что уже в современном обществе, а тем более в информационном обществе ближайшего будущего, особую роль приобретает использование интеллекта, т.е. способности людей генерировать и усваивать новые знания и воплощать их знания в социальную практику.

Сегодня есть все основания утверждать, что именно этот фактор становится ключевым для экономического и социального развития общества. Ведь недаром в Японии, Великобритании, США и других развитых странах принимаются специальные меры по сохранению и развитию интеллектуальной элиты. Достаточно хорошо известны элитарные школы, колледжи и университеты этих стран, которые не только уже дали миру ряд выдающихся личностей, но и продолжают свою деятельность по подготовке кадров для интеллектуальной сферы общества.

Что же происходит сегодня на "интеллектуальном фронте" в России? К сожалению, здесь наблюдаются столь серьезные негативные процессы, что впору выдвигать лозунг "Национальный интеллект в опасности!" Причинами этого являются следующие три основных фактора.

1. Работники интеллектуальной сферы (ученые, педагоги, творческие работники) не имеют сейчас в России необходимой материальной, информационной и моральной поддержки. Поэтому процесс "утечки мозгов" продолжается. Сейчас этот процесс вступил в свою вторую фазу — начался массовый отток интеллектуалов в коммерческие структуры. Причина — низкая заработная плата, оттесняющая за черту бедности. Интеллектуальный труд в России становится не престижным занятием.

2. В России продолжается разрушение когнитивных структур общества (научных школ, исследовательских центров, лабораторий, университетов, академий). Вновь созданные общественные академии наук до сих пор практически не признаются государственными органами, им не оказывается необходимой поддержки. Эти научные организации не имеют налоговых и таможенных льгот. Даже спонсорская помощь ученым со стороны коммерческих структур облагается налогом, чего нет практически ни в одной цивилизованной стране.

3. Национальному интеллекту в России реально угрожает деградация и на биологическом уровне. Статистика свидетельствует о том, что количество рождающихся в России умственно неполноценных детей неуклонно и достаточно быстро растет. Иркутские ученые на основании проведенных ими исследований утверждают, что одна из главных причин этого явления заключается в накоплении неблагоприятных экологических факторов. Они считают, что уже сегодня необходимо ставить и решать проблему борьбы с интеллектуальным вырождением России.

Опасность технократизма — еще одна угроза национальной безопасности России

В 1993 году вышла в свет монография известно философа, академика М.Д. Урсула "Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации)" [4]. В этой работе в качестве одной из глобальных проблем, представляющих собой еще недостаточно осознанную, но вполне реальную и грозную опасность для дальнейшего развития человечества, специально выделена опасность технократизма.

Существо этой проблемы заключается в том, что в результате непродуманного и неуправляемого развития человечества им создана искусственная надприродная среда обитания, своего рода технический мир, который в последнее время стали называть техносферой. И вот именно эта техносфера оказывает разрушительное воздействие на самого человека. Человек быстро утрачивает не только свои природные биологические качества, но и многие психологические свойства и социальные ориентиры. Новые интересы и потребности, которые сейчас овладевают умами и душами миллионов людей, оказываются все более техническими, т.е. тесно связанными с техносферой, искусственным миром, созданным самим человеком.

Бесконтрольно развивая техносферу, человек сам попадает в зависимость от нее. Искусственная природа диктует новые типы социального поведения людей, деформирует их шкалу ценностей. Угроза превращения человека в некое социотехнобиологическое существо, предельно рациональное, роботизированное и бесчувственное — вполне реальна.

Проведенный выше краткий анализ информационных аспектов проблемы национальной безопасности России позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Проблема национальной безопасности России содержит ряд достаточно ярко выраженных информационных компонентов и поэтому уже при первоначальной постановке должна рассматриваться также и как информационная проблема. Именно поэтому Концепцию национальной безопасности России необходимо рассматривать в тесной связи с разрабатываемыми в настоящее время Концепцией информационной безопасности и Концепцией сохранения и развития единого информационного пространства. К сожалению, в настоящее время пока такой тесной связи еще не наблюдается.

2. Перспективным методом решения ряда информационных задач, связанных с обеспечением национальной безопасности России, является метод информационного подхода. Поэтому стратегически важно поддерживать на общегосударственном уровне наиболее перспективные исследования И разработки, направленные на развитие теоретической базы и инструментальных средств информационного моделирования и прогнозирования нелинейных процессов, а также новых методов количественного измерения неблагоприятных экологических, социальных и информационных факторов. В перспективе здесь можно говорить и о необходимости формирования нового научного направления — создания новой науки — метрологии глобальных процессов, представляющих угрозу для национальной безопасности.

3. Проблему информатизации России необходимо рассматривать как одну из важных составляющих проблемы ее национальной безопасности. При этом наибольшее внимание следует уделить проблеме развития национальной информационной инфраструктуры, созданию национальной территориальной информационно-телекоммуникационной системы, а также созданию региональных информационно-телекоммуникационных систем на основе отечественных информационных технологий. Перспективным направлением являются также развитие и широкое внедрение электронных библиотек, архивов и проблемно-ориентированных баз данных и знаний на основе использования компьютерных оптических дисков.

4. Одним из перспективных путей решения проблемы обеспечения национальной безопасности России являются разработка и реализация социотехнических программ и комплексных проектов, учитывающих одновременно технологические и социально-экономические факторы. Научно-методологической базой для этих проектов должно стать новое научное направление "социальные технологии", которое в последнее время активно развивается отечественными учеными с учетом уже накопленного опыта реализации крупных технических и социальных программ и проектов.

5. Важным ресурсом для решения проблемы национальной безопасности России может стать соответствующая ориентация процесса конверсии ее оборонного комплекса. Использование технического и интеллектуального потенциала этого комплекса в интересах обеспечения национальной безопасности могло бы иметь для России важные экономические и социальные последствия.

6. При формировании Концепции национальной безопасности России особое внимание должно быть уделено вопросам ее информационной безопасности, включая меры противодействия психологической и лингвистической экспансии Запада, навязывания чуждой морали и нравственных ориентиров.

7. Не должны быть упущены из виду и такие новые угрозы национальной безопасности России, как опасность разрушения ее интеллектуального потенциала, а также биологического и психологического перерождения человека под воздействием неблагоприятных экологических факторов и искусственно создаваемой техносферы. Эти еще мало осознанные опасности могут в ближайшем будущем выдвинуться на первый план и поэтому должны серьезно рассматриваться и учитываться уже сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колин К.К. Конверсия оборонного потенциала России как социальная проблема: Доклад на научном семинаре МГСИ. — Нахабино, 1995.

2. Концепция информационной безопасности России. — М.: Изд-во НИИ СЧ, 1994.

8. Вирковский В.А.. Смолян Г.Л. Основные положения Концепция информационной безопасности Российской Федерации// Межотраслевая информационная служба, 1994. № 3-4.

4. Интегрированная спутниковая информационная система. — М.: НПО "Энергия", 1990.

5. Урсул А.Д. Путь в Ноосферу. Концепция выживания и безопасности развития цивилизации. — М., 1990.


Статья поступила в редакцию в июле 1996 е.

Институт проблем информатики РАН



© Информационное общество, 1995, вып. 4