(Национальный доклад Беларуси на II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика")
Доклад подготовлен группой экспертов в составе:
Н. И. Листопад, Ю. А. Быкодоров, А. Т. Кузнецов, Ю. И. Воротницкнй, В. М. Хмелевский, С. В. Крицкий
Рецензенты: В. И. Корзюк, Б. 3. Копысский
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Система среднего специального образования Республики Беларусь по состоянию на начало 1995/96 учебного года включает в себя 146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе: 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа.
Система среднего образования Республики Беларусь по состоянию на начало 1995/96 учебного года включает в себя 4808 дневных общеобразовательных школ, 98 специальных школ и школинтернатов для детей с недостатками умственного или физического развития, 25 санаторных школинтернатов, 82 вечерние школы и 242 профессиональнотехнических училища, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки. Кроме того, в республике действуют 15 школ и 10 профессиональнотехнических училищ, находящихся в подчинении других министерств и ведомств.
Основные характеристики учебновоспитательных заведений
В соответствии с разрабатываемой Концепцией национальная система образования Республики Беларусь будет состоять из следующих составляющих.
Базовое (основное) школьное образование:
детский сад (с 3 до 6 лет) ставит своей целью развитие природных способностей ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей посредством его включения в простейшие формы социальной жизни. Посещение детского сада на шестом году жизни, как правило, обязательно;
Начальная школа (14 классы, с 6 до 10 лет) ориентирована на дальнейшее физическое, интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, освоение им по единым учебным программам основ грамотности, необходимых для овладения основами наук и искусств в базовой (основной) школе. Начальная школа призвана также побудить, поддержать и развить интерес к учению, к знаниям. Обучение в 1м классе может проходить как в школе, так и в детском саду;,
базовая (основная) средняя школа (510 классы, с 10 до 16 лет) ориентирована на подготовку детей к жизни (а не поступлению в ВУЗ) и получение логически завершенного базового среднего образования, позволяющего ученику самостоятельно определить пути дальнейшего образовательного, социального, духовного и профессионального становления. Базовое среднее образование обеспечивает фундаментальность и гуманитарную направленность подготовки, необходимый прикладной уровень знаний, умений и навыков, творческое развитие интеллектуальных, физических и нравственных сил, обеспечивающих развитие личности. Реализация цели достигается на основе усвоения учащимися базового компонента среднего образования. В 78х классах возможно введение различных уровней подготовки (углубленного изучения отдельных предметов). В 910х классах профилизация подготовки (естественнонаучный, гуманитарный, политехнический профили, сфера искусства и спорта). Успешное окончание 10летки и прохождение государственной аттестации дает право на получение аттестата зрелости.и продолжение бесплатного образования на основе конкурсного отбора по следующим направлениям: получение профессиональной и общеобразовательной подготовки в ПТУ или ССУЗе, общеобразовательной подготовки в лицее или лицейских классах.
Довузовская подготовка:
профессиональнотехнические училища (начальная профессиональная школа) предоставляют возможность получить квалификацию, необходимую для профессиональной деятельности, или, при увеличении сроков обучения (до 23 лет), дополнительную общеобразовательную подготовку, дающую право на поступление в высшие учебные заведения;
техникумы, колледжи (средняя специальная школа) дают возможность на протяжении 34 лет получить квалификацию специалиста среднего звена, а также право на поступление в высшие учебные заведения;
лицеи, лицейские классы дают на протяжении 2 лет общеобразовательную' подготовку для последующего обучения в высших учебных заведениях или в техникумах, колледжах. Предполагается введение пяти типов лицеев: общий, гуманитарный (гимназия), естественнонаучный, эстетический, политехнический. Успешное завершение лицейского обучения предполагает получение документа, дающего право на поступление в вуз (колледж, техникум);
высшая профессиональная школа (высшие колледжи, институты, академии, университеты) организуют обучение, которое будет различаться по содержанию, формам и срокам обучения и обеспечит подготовку специалистов трех ступеней: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.
Этапы проведения реформы
1-й этап (19961997 годы) разработка Концепции и принятие Государственной программы реформирования системы образования. Разработка научнометодической и нормативноправовой базы реформы. Определение содержания образования, разработка новых учебных планов и программ;
2-й этап (19971999 годы) проведение научнопедагогической экспертизы новых учебных планов и программ, организация экспериментальных площадок для их апробации;
3-й этап (19981999 годы) перевод 1х и 5х классов средней общеобразовательной школы в одномдвух районах и городах на новый учебный план;
4-й этап (19982005 годы) разработка и введение новых учебников, подготовка и переподготовка педагогических кадров;
5-й этап (19992001 годы) поэтапный перевод 1х и 5х классов средней общеобразовательной школы на новый учебный план. Перевод планируется осуществить в зависимости от конкретных особенностей и степени готовности конкретных учебных заведений и регионов;
6-й этап (19982005 годы) создание обновленной сети учебных заведений: ПТУ, техникумов, колледжей, лицеев;
7-й этап (19982005 годы) реформа высшего образования, переход вузов на новое содержание образования
3. Основные направления внедрения информационных технологий
Основными направлениями внедрения информационных технологий в систему образования Беларуси являются: использование вычислительной техники в качестве средства обучения и средства доступа к информации; использование вычислительной техники в управленческой деятельности системы образования и науки; развитие средств телекоммуникаций для обеспечения доступа к мировым инг формационным ресурсам. Научными разработками в области использования информационных технологий в образовании занимается в Республике ряд коллективов и отдельных разработчиков. Эти работы направлены на создание инструментальных систем для подготовки обучающеконтролирующих систем, полноценных пакетов обучающеконтролирующих систем, моделирующих систем, развивающих игр и др. Следует отметить, что наиболее широко разрабатывается программное обеспечение для естественных наук (физика, радиоэлектроника) и курсов для изучения иностранных языков. При Министерстве образования и науки работает фонд программных средств, основной деятельностью которого является проведение экспертизы разработок в сфере информационных технологий и внедрение их в учебный процесс. 4. Информационные технологии в системе среднего образования
Государственная система обучения основам использования информационных технологий в республике начала создаваться в 1985 г. в рамках союзной программы и основывалась в первую очередь на введении в учебные планы средних учебных заведений нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники". В связи с нехваткой кадров в школы для преподавания нового предмета были привлечены учителя с различным уровнем профессиональной подготовки, различным базовым образованием и опытом работы в школе. На базе университетов и педагогических институтов на протяжении 1985 и 1986 Годов была проведена массовая подготовка и переподготовка учителей. В 1985 году в педвузах была начата подготовка учителей по специальности "информатика". Первые шесть лет школьная информатика во всех республиках бывшего СССР развивалась по общим направлениям и программам. Школьный курс преследовал следующие цели: формирование у школьников представлений о компьютерных информационных технологиях и их роли в развитии общества; формирование у школьников элементарных умений использования компьютерных информационных технологий. Достижение целей обучения в курсе "Основы информатики и вычислительной техники" обеспечивалось изучением языков программирования и их использованием для решения вычислительных задач. За прошедшие годы были достигнуты значительные успехи в формировании у учащихся навыков программирования. Как результат, школьники Беларуси успешно выступали на различного уровня олимпиадах по информатике. С развитием технической базы ЭВМ и ее программного обеспечения стала очевидной потребность в изменении структуры и содержания преподавания информатики в школе. Анализ опыта преподавания курса "Основы информатики и вычислительной техники", возможностей вычислительной техники, программного обеспечения и потребностей общества привел к необходимости выделения двух этапов в овладении учащимися компьютерной грамотностью в средней школе: VIIIX классы базовый курс, обеспечивающий формирование общеобразовательного минимума знаний и умений в подготовке школьников; XXI классы углубленное, дифференцированное по объему и содержанию обучение школьников информатике в зависимости от их интересов и возможностей школы, В целях обновления содержания курса в 199394 гг. в Республике Беларусь разработана и внедрена программа нового базового курса, который носит название "Информатика". Формулировки целей нового курса остались практически теми же, но изменились средства достижения этих целей. Содержательную основу курса составили не языки программирования, а универсальные программы обработки информации: текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы. Программа усилила общеобразовательную значимость предмета. Основными в новом курсе являются понятия "информация", "обработка информации", "компьютер", "алгоритм", "модель". В 19941995 гг. изданы новые учебные пособия в поддержку курса, разрабатывается полный методический комплекс. В 1995 г. разработаны программы углубленных курсов по информатике для учащихся XXI классов, которые специализируются по информатике, математике, физике и экономике. Начата подготовка к работе по этим программам.
В настоящее время в области информатизации среднего образования в республике решаются следующие основные задачи: оснащение базовых общеобразовательных школ (девятилеток) вычислительной техникой (в настоящее время их оснащенность составляет б % от потребного уровня);
Стратегическим направлением информатизации вуза на современном этапе университет считает объединение локальных сетей факультетов в единую информационную сеть с обеспечением доступа пользователей этой сети в Internet, а также доступа к библиографическим базам данных университета и других учебных заведений. С этой целью в стадии разработки находится проект создания такой сети на базе оптоволоконных линий связи, которые позволят объединить территориально разобщенные факультеты БГУ.
В результате проведения работ собрана и систематизирована информация о структуре управления образованием Республики Беларусь, где отражена организационная структура, информационные потоки, функциональная модель системы управления. Разработан программный комплекс "Документооборот". Данный комплекс создан для автоматизации работ, связанных с управленческим документооборотом, включая регистрацию документа, поиск документа, маршрут движения, контроль исполнения, контроль доступа.
В результате проведения работ по проекту "Статистика" был разработан комплекс программных средств для автоматизации обработки информации государственной статистической отчетности, поступающей от региональных управлений образования и подведомственных учебных заведений и организаций. Это позволило повысить оперативность обработки поступающей информации и эффективность принимаемых управленческих решений.
На дальнейших этапах развития сети UNIBEL планируется обеспечить полный доступ к услугам Белорусской национальной сети передачи данных БелПАК и других сетей, построенных на использовании протоколов Х.25, Предполагается доступ к полному набору услуг протоколов Х.400, Х.500 и других протоколов и стандартов эталонной модели взаимодействия открытых систем OSI (Open System Interconnection).
Развитие сети UNIBEL осуществляется по следующим основным направлениям:
более тесная кооперация с сетью системы административного управления системы образования республики, создание на их основе единой республиканской сети; обеспечение перспективных информационных программ, прежде всего на основе подключения к сети крупнейших библиотек, архивов, центров научнотехнической информации и патентной службы республики; развитие связей и реализация совместных программ с научноисследовательскими учреждениями (отраслевыми и академическими); поэтапное подключение к сети системы среднего специального образования и средних школ, негосударственных учебных заведений; подключение (как непосредственное, так и через БелПАК) правительственных учреждений, общественных организаций, фондов и т. п.; организация на базе центрального узла центра обучения специалистов и межвузовской исследовательской лаборатории сетевых технологий.
В настоящее время деятельность по созданию и развитию сети образования и науки республики поддержана рядом зарубежных организаций и фондов. Так, получен грант от Института открытого общества (США) по созданию оптоволоконного кольца в г. Минске MINSK INTERNET PROJECT. Реализация данного проекта позволит обеспечить нашим учебным заведениям и научным организациям полный доступ к глобальной компьютерной сети INTERNET. Получен грант от UNESCO на подключение к компьютерной сети управлений образования облисполкомов Республики Беларусь. Наша деятельность поддержана научным комитетом NATO по информационному наполнению создаваемой сети.
В Республике Беларусь создание настоящей информационной инфраструктуры еще только начинается. Однако многими осознается, что информация это весьма ценный и перспективный товар, а информационный рынок один из самых емких и динамичных. Сегодня правительственные, коммерческие, научные и общественные организации активизируют свою деятельность в области компьютерных коммуникаций и информационных технологий в целом. С учетом значительного научнотехнического, образовательного и промышленного потенциала. Республика Беларусь имеет реальные шансы быстрого вхождения в мировое информационное пространство, возможность стать полноправным участником мирового сообщества глобальных компьютерных сетей Internet. И на этом пути для решения поставленной задачи наиболее действенным инструментом является повышение эффективности образовательного процесса путем широкого использования информационных технологий.
Республика Беларусь Министерство образования и науки; Вычислительноаналитический центр