____________________________
И.А. Соколов, К.К. Колин
Минувший 2008 г. стал важным этапом формирования в России основ информационного общества. Утверждена Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 г., реализация которой, по заявлению Председателя Правительства РФ В. В. Путина, должна стать одним из приоритетных национальных проектов дальнейшего развития страны. Создан Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, который возглавил Президент России Д. А. Медведев. В феврале 2009 г. Совет уже провел свое первое заседание, на котором было рассмотрено состояние дел в данной сфере.
Практическая реализация Стратегии развития информационного общества в России является исключительно актуальной и важной задачей именно сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, который охватил многие страны мира, в том числе и Россию. Реализация этой Стратегии создает новые возможности для развития рынка труда и решения проблем занятости населения, экономии энергии и материалов, повышения производительности труда, эффективности информационных коммуникаций и качества управления.
В то же время широкомасштабная информатизация общества обнажает многие проблемы в сфере информационной безопасности, которые ранее находились на втором плане и не рассматривались в качестве приоритетных в области государственной и региональной политики. Анализ таких проблем и является целью настоящей работы.
Состояние основных направлений формирования информационного общества в России
По экспертным оценкам отечественных и зарубежных специалистов, информационное развитие России идет в настоящее время достаточно быстрыми темпами. По данным Минэкономразвития, общий объем отечественного рынка ИКТ вырос в 2008 г. на 22 % и составил 1,825 трлн руб. При этом доходы операторов связи увеличились на 20%, до 1,246 трлн руб., а доходы российских ИКТ- компаний достигли 579 млрд рублей. Объем инвестиций в сектор ИКТ российской экономики увеличился за 2008 г. на 15 % и составил 262 млрд руб.
Тем не менее в ежегодном рейтинге готовности стран мирового сообщества к «электронному развитию», который опубликован международной исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit (EIU), входящей в состав Economist Group, Россия в 2008 г. занимает только 59-е место из 70 стран, обследованных с точки зрения их способности внедрять новые информационные и коммуникационные технологии. Год назад Россия занимала в этом списке 57-е место, а сегодня она уступает уже не только Индии, Филиппинам и Китаю, но также Египту и Колумбии, которые занимают соответственно 54—58-е места. Лидируют в данном рейтинге США, Гонконг и Швеция, а аутсайдерами, как и ранее, являются Индонезия, Азербайджан и Иран.
По мнению специалистов, причина снижения международного рейтинга России в области готовности к «электронному развитию» заключается в том, что это развитие осуществляется недостаточно высокими темпами по сравнению с другими странами мирового сообщества. Это связано главным образом с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы и межведомственной согласованности, а также с низкими темпами информатизации общества во многих регионах страны и возрастанием в результате этого уровня информационного неравенства между передовыми и отсталыми регионами.
Количественные оценки при составлении рейтинга осуществлялись, как и ранее, по 10-балльной шкале. При этом учитывались следующие интегрированные показатели, вес которых указан в скобках: развитие коммуникационной и технологической инфраструктуры (20%), готовность бизнеса к электронному развитию (15%), социальное и культурное развитие (15%), правовое обеспечение электронного развития (10%), государственная политика (15%), использование ИКТ потребителями (25%). Основные факторы, влияющие на эти показатели в России, рассматриваются ниже.
Развитие отрасли ИКТ. Общий объем отрасли в экономике России превысил полтора триллиона рублей, а ее доля в структуре ВВП превышает порог 5 %. Данная отрасль становится локомотивом экономического развития страны. Основной рост здесь ожидается в области разработки программного обеспечения, продажи программных продуктов и системной интеграции. Отечественные компании успешно конкурируют на внутреннем рынке с зарубежными фирмами. Предполагается, что в результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в России доля отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке ИКТ к 2015 г. превысит 50%. По аналитическим оценкам, ожидается, что к 2010 г. объем мирового рынка услуг в области разработки программного обеспечения достигнет 140 млрд долларов. Однако для этого необходима дальнейшая государственная поддержка отрасли, ее обеспечение необходимыми кадрами и создание благоприятной среды для предпринимательства.
Макроэкономическая среда предпринимательства. В Стратегии развития информационного общества в России поставлена задача вхождения нашей страны к 2015 г. в число 20 передовых стран мира в области развития информационного общества. Причем основные направления этой Стратегии должны осуществляться силами российских компаний. Поэтому важнейшей задачей является формирование инфраструктуры их деятельности и повышения конкурентоспособности. С этой целью в России формируется система венчурного финансирования, которая должна обеспечить доступ ИКТ-предприятий к финансовым ресурсам.
В 2008 г. в стране продолжались работы по созданию первых отечественных технопарков в сфере ИКТ-технологий, которые создаются в семи регионах России: Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Тюмени и Калуге. Основная функция технопарков заключается в формировании инфраструктуры для развития российских предприятий. Ожидается, что создание технопарков позволит также уменьшить отток из страны интеллектуального капитала и, в особенности, талантливых программистов. Однако реализация этого проекта требует более энергичного решения проблем, связанных с подготовкой кадров. Система образования России еще не обеспечивает подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов для развития информационной отрасли, имеется острый дефицит квалифицированных программистов, специалистов среднего звена, а также руководителей проектов.
Система связи и информационных коммуникаций. Инфраструктура связи в России продолжает успешно развиваться. В 2007 г. темпы роста и качественного развития каналов связи превысили показатели 2006 г., что связано с реализацией федеральных целевых программ. В 2008 г. завершена телефонизация всех населенных пунктов страны, общее количество которых составляет 150 тысяч, а к 2010 году планируется повысить плотность телефонной сети в полтора раза по сравнению с 2005 г. Появилась реальная конкуренция на рынках междугородней и мобильной связи. Начата модернизация системы почтовой связи с переводом ее на современную технологическую базу.
Количество пользователей интернета в России сегодня превышает 35 млн человек и продолжает быстро расти. При этом существенно увеличивается количество линий широкополосного доступа, а также число пользователей, осуществляющих доступ в интернет с мобильного телефона. По данным социологических исследований, количество таких пользователей уже превышает 13 млн. Препятствием на пути дальнейшего развития интернета в России является низкая плотность сети персональных компьютеров и пунктов коллективного доступа к этой сети. В отдельных регионах сохраняется дефицит емкости каналов связи, частот спутниковой связи и радиочастотного спектра, лишь 7 % которого сегодня предназначено для гражданских нужд. Поэтому нужно ускорить практическую реализацию разработанного в 2007 г. плана конверсии спектра радиочастот, используемых в системах связи.
Сохраняется значительный разрыв между различными регионами России в развитии ИКТ-инфраструктуры. Она наиболее развита в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а наименее — в Южном федеральном округе. Хуже всего обстоит сегодня дело в республиках Чечня, Ингушетия, Тыва, а также в Еврейской автономной области.
Глобальная навигационная спутниковая система. В России продолжаются работы по повышению работоспособности глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», в штатный состав которой входят 24 высокоорбитальных спутника Земли. В настоящее время их количество уже обеспечивает возможность непрерывной навигации на территории России. К 2011 г. количество спутников ГЛОНАСС планируется увеличить до 30, что сделает эту систему глобальной и позволит приблизить точность навигационных определений к зарубежному аналогу — американской системе GPS. В то же время, по оценкам независимых экспертов, новое поколение спутников ГЛОНАСС, пуск которых запланирован на 2011 г., в техническом плане еще отстает от спутников GPS.
Учитывая стратегическую важность ГЛОНАСС для обеспечения национальной безопасности страны, развертываются работы по ее модернизации и развитию. В 2009 г. навигационными средствами ГЛОНАСС должен быть оснащен весь государственный транспорт России, включая поезда и гражданские суда. В настоящее время этими средствами уже оснащены около 10 тыс. локомотивов. Готовится техническое задание на оснащение аналогичными средствами всех выпускаемых на российских заводах автомобилей. При этом промышленное производство автомобильных навигаторов, способных принимать сигналы ГЛОНАСС и GPS, увеличено в три раза и достигло 3 тыс. приемников в месяц. Ведутся работы по формированию навигационных карт, которые создаются на основе объединения данных Роскартографии, Роснедвижимости и Росрегистрации. На 2010 г. планируются летные испытания космического аппарата Глонасс-К, срок работы которого будет увеличен до 10 лет. Кроме того, будут введены в эксплуатацию все наземные средства приема и обработки сигналов ГЛОНАСС.
Готовность потребителей и бизнеса. Главными потребителями ИКТ в России являются государство и крупные российские компании. Основной спрос приходится на предприятия связи, финансовой и нефтегазовой сфер. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли используют ИКТ в существенно меньшей степени. Недостаточно обеспечены современными ИКТ силовые министерства и ведомства, строительная промышленность, сельское хозяйство, образование, медицина и сфера культуры. Здесь явно сказывается дефицит специалистов, владеющих ИКТ, а также низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры занятого населения, неоправданно большие сроки амортизации компьютерной техники.
Наука и образование. Продолжается рост российских электронных научно-образовательных информационных ресурсов, хотя он еще отстает от потребностей научно-образовательного сообщества. Затраты на создание этих ресурсов весьма значительны, однако система оценки их качества и востребованности, основанная на обратной связи с потребителями, практически отсутствует. Наблюдается определенное сокращение научного и образовательного книгоиздания, а также тиражей периодики, которое еще недостаточно компенсируется предложением электронной продукции.
Важным этапом в развитии информационного общества в России явилось завершение процесса подключения всех российских школ к Сети. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в течение 2006—2007 гг. к интернету было подключено более 53 тыс. школ в 89 областях РФ. Более 60 % из них находятся в сельской местности, а многие — в труднодоступных районах страны, где пришлось использовать спутниковые технологии. При этом минимальная скорость передачи данных составляет 128 Кб/с, что еще нельзя признать удовлетворительным.
Здравоохранение и медицина. Информатизация сферы здравоохранения продолжает оставаться в России важной социальной проблемой. Наиболее актуальными являются перевод в электронную форму всей системы обслуживания пациентов, информатизация рабочих мест врачей, внедрение «электронных медицинских карт», создание электронных баз данных пациентов, что должно существенно ускорить оформление медицинских документов и высвободить время врачей для их непосредственной работы с больными.
Социальное и культурное окружение. Спрос на ИКТ со стороны населения России продолжает расти, хотя он все еще остается недостаточным, особенно в регионах Сибири, Севера и Дальнего Востока. Сегодня уже каждая четвертая российская семья имеет домашний компьютер. В стране установлено более 63 тыс. таксофонов. Количество абонентов сотовой связи в 2008 г. превысило общую численность населения страны, а в крупных городах, в Москве и Санкт-Петербурге, значительно превышает численность их населения. Мобильная связь является важным фактором информатизации общества, так как она обеспечивает гражданам России большую экономию социального времени.
Актуальной задачей формирования информационного общества в России сегодня является обеспечение свободного доступа населения к социально значимым информационным ресурсам. Решение этой задачи осуществляется путем обеспечения доступа к информации органов власти и государственным услугам («Электронное правительство»), создания центров доступа к правовой информации, а также общедоступных публичных информационных ресурсов. В области создания системы общедоступных публичных информационных ресурсов сегодня имеется ряд проблем, прежде всего правового характера. По мнению специалистов, необходима разработка стратегии развития публичных информационных ресурсов России, а также принятие ряда новых и уточнение действующих законодательных и нормативных актов. Поставленная Президентом РФ задача создания Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина и ее региональных филиалов как основы системы доступа населения к публичным информационным ресурсам пока еще не получила необходимой концептуальной организационной и правовой поддержки.
Правовое обеспечение электронного развития. Существующая сегодня в России нормативная правовая база в области информационной сферы общества еще не соответствует современным требованиям и нуждается в существенном дальнейшем развитии. В частности, до сих пор не принят Федеральный закон «Об особенностях обеспечения информационной безопасности критически важных объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры», проект которого был разработан еще в 2006 г. Российской ассоциацией электронных библиотек подготовлен проект федерального закона «Об обязательном электронном экземпляре документа», однако этот проект также до сих пор не принят.
Создание Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, а также Рабочей группы по информационному обществу в Общественной палате РФ должно повысить эффективность деятельности по развитию отечественного информационного законодательства. Так, например, 9 февраля 2008 г. Президентом РФ уже подписан Федеральный закон «О праве граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления».
Усиление противоборства в информационной сфере
Одной из серьезных угроз в сфере информационной безопасности России сегодня является информационная война, которая все более активно ведется против нашей страны со стороны стран Запада, в особенности США, а также некоторых стран Восточной Европы (Польша, Украина, страны Балтии). Об эффективности этой войны и того ущерба, который она наносит престижу России на международной арене, наглядно свидетельствуют многочисленные факты искаженного освещения в западных СМИ известных событий, связанных с военной агрессией Грузии против Южной Осетии в августе 2008 г. В результате этого реакция многих стран и международных организаций на эти события оказалась неадекватной и потребовала значительных усилий со стороны руководства России по информационному противодействию.
Другим примером может служить освещение в западных СМИ проблем транспортировки российского газа в Европу через территорию Украины. Нарастает на Западе и процесс фальсификация событий новейшей истории, связанных с участием России во Второй мировой войне и ее ролью на мировой арене в послевоенный период.
Русскоязычное информационное пространство в ближнем и дальнем зарубежье продолжает сокращаться в результате политики, проводимой сопредельными государствами. Прекращена трансляция телевизионных передач на русском языке в Армении и Азербайджане. На Украине запрещен показ на русском языке кинофильмов и телевизионных программ, включая кабельное телевидение. Сокращается количество русскоязычных школ в Грузии, на Украине и в странах Балтии. В то же время русскоязычное пространство за рубежом является необходимым условием для распространения влияния российской культуры, духовных ценностей, науки, образования и технологий в зарубежных странах, многие из которых хотели бы более активно развивать свое сотрудничество с Россией. Особенно возрастает роль русского языка в условиях формирования единого экономического пространства СНГ и создания сил коллективной обороны.
Все это свидетельствует о необходимости системной организации эффективного противодействия современным угрозам для нашей страны в сфере информационного противоборства.
Культурно-нравственные ценности и молодежная политика
Весьма актуальной проблемой в сфере духовной жизни российского общества является сегодня проблема обеспечения национального единства России. Наиболее серьезную угрозу здесь представляет возрастание социального неравенства между отдельными группами населения, у каждой из которых имеются свои интересы и духовные ценности, существенным образом различающиеся. Поэтому эти группы неодинаково реагируют на внешние и внутренние угрозы для национальной безопасности страны. Свидетельством этому являются результаты социологических опросов по отношению различных слоев населения России к факту нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г.: действия Правительства РФ поддержали лишь 85 % опрошенных. Это результат, который требует осмысления.
Большую опасность в сфере духовной жизни общества представляют сегодня угрозы, связанные с продолжающейся пропагандой потребительского образа жизни и большим количеством сцен насилия и жестокости на российском телевидении. Проблема воздействия современного информационного пространства на нравственное здоровье граждан России неоднократно обсуждалась в Общественной палате РФ, где высказывалась идея создания в России не только общественного, но и государственного телевидения. Рассматривалась эта проблема и на Съезде школьных библиотекарей Центрального федерального округа, где было принято обращение к Президенту страны с просьбой рассмотреть вопрос о разработке федерального закона «О защите общественной нравственности на телевидении», без которого обеспечить психологическое здоровье нации, и в особенности ее молодого поколения, практически не представляется возможным. Однако проект такого закона не получил поддержки Общественной палаты России и в 2009 г. был отклонен Государственной думой. В то же время в ряде других стран такие законы имеются, и весьма эффективны. Например, в Германии закон о защите общественной нравственности в СМИ действует уже более полувека.
Неудовлетворительной является сегодня и эффективность работы по формированию у подрастающего поколения и поддержанию в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и ответственности за судьбу страны. В Доктрине информационной безопасности РФ эти угрозы выделены в качестве приоритетных, однако меры по их нейтрализации являются еще явно недостаточными. Ни система образования, ни деятельность сферы культуры на это сегодня не нацелены.
Основные вызовы и угрозы информационной безопасности России на ближайший период
В области развития информационного общества в России. Уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования ИКТ-технологий в общественном производстве, государственном и региональном управлении еще не соответствует задачам инновационного развития страны, повышения ее конкурентоспособности, диверсификации экономики, повышения благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности. По основным показателям Россия существенно уступает развитым странам мира, и это отставание продолжает нарастать.
В ближайшие годы необходимо сосредоточить усилия на устранении инфраструктурных диспропорций между центром и регионами с тем, чтобы снизить остроту проблем «цифрового неравенства» и «информационной бедности» в России. Ключевую роль в решении этих проблем должны сыграть региональные программы информатизации, внедрение соответствующих образовательных стандартов и программ, развитие непрерывного образования. Необходимо также правильно организовать рынок информационных услуг, сделать его по-настоящему конкурентным.
По оценкам специалистов, надежды, связанные с развитием ИКТ, удешевлением оборудования и программных средств, пока себя не оправдали. Исследования показывают, что информационное неравенство не только между отдельными людьми, но и между регионами в процессе развития информационного общества быстро нарастает и может стать одной из причин углубления социального неравенства. В то же время в стране все еще не налажено производство собственной конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники. В результате этого зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных ИКТ, по оценкам специалистов, является слишком высокой.
Система образования. Система образования России не обеспечивает в необходимом объеме качественное производство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития и становления информационного общества, основанного на знаниях. Так, например, потребности страны в специалистах в области ИКТ сегодня удовлетворяются лишь на 40 %.
Общий уровень образованности нации продолжает снижаться. При этом особую тревогу вызывает уровень математической подготовки и филологической культуры выпускников общеобразовательной школы.
Уровень компьютерной грамотности и информационной компетентности преподавателей образовательных учреждений, и в особенности общеобразовательных школ в сельской местности, является сегодня чрезвычайно низким и не обеспечивает эффективного использования современных ИКТ и электронных образовательных информационных ресурсов общества. Школьные библиотеки еще не стали современными центрами информационной поддержки образовательного процесса, а их работники не имеют педагогического статуса и соответствующего уровня оплаты труда. Стандартизация содержания процесса информационно-библиотечного обслуживания учащихся сегодня практически отсутствует.
Государственная политика в сфере информационной безопасности: приоритетные задачи и направления деятельности
Планирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности. Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 г. утверждена Президентом страны еще в феврале 2008 г. Однако план реализации этой Стратегии до сих пор не согласован и не введен в действие. Экспертная оценка содержания проекта этого плана, выполненная специалистами РАН в апреле 2008 г., показала, что он представляет собой набор фрагментарных мероприятий, слабо между собою связанных и не нацеленных на достижение заданных в Стратегии контрольных значений показателей развития информационного общества к 2015 г. Механизмы и этапы достижения этих значений в плане не показаны. Это особенно тревожно, поскольку многие показатели Стратегии достижимы лишь при очень интенсивной их реализации. Сроки выполнения ряда мероприятий плана неоправданно затянуты и содержат лишь подготовку докладов в Правительство по отдельным вопросам, а не проведение самих мероприятий.
Практически полностью отсутствует в плане кадровая составляющая. Кроме переподготовки учителей информатики и модернизации программ обучения информатике в школах, никаких других мероприятий в нем не предусмотрено. В то же время страна испытывает острый недостаток специалистов в области информатизации общества и развития информационного сектора экономики. Отсутствует в плане и раздел, направленный на создание экономических стимулов развития информационного общества в России. Не предусмотрена корректировка действующих региональных и ведомственных программ информатизации с целью их согласования с основными положениями Стратегии развития информационного общества и заданными в ней контрольными значениями показателей. В то же время план содержит целый ряд мероприятий ведомственного характера, напрямую не связанных с реализацией Стратегии развития информационного общества в России.
В сфере науки и образования. Несмотря на принимаемые государством меры по повышению уровня оплаты труда научных работников и преподавателей, все еще остается острой проблема преемственности поколений в науке и образовании, сфере высоких технологий. Необходимо также остановить дальнейшее снижение уровня общей образованности российского общества. По данным Минобрнауки РФ, четверть выпускников общеобразовательных школ в 2008 г. показали неудовлетворительную подготовку по математике. Качество государственных образовательных стандартов и учебников в школах во многом не отвечает современным требованиям, особенно в области базовых дисциплин (математики, физики, русского языка и литературы, истории, информатики).
Содержание российского образования в целом еще не ориентировано на новые условия существования человека в информационном обществе, а социальные аспекты информатизации общества, в том числе проблемы информационной безопасности, в системе образования практически не изучаются. Не развернуты работы по формированию новой информационной культуры личности и общества, адекватной современным требованиям. Отсутствует ясное понимание закономерностей влияния ИКТ на качество образования, подкрепленное соответствующими индикаторами и системой мониторинга.
В социальной сфере общества. Сохраняется значительное неравенство в доступе к информации и современным ИКТ различных групп населения и регионов, которое является важным фактором, тормозящим социально-экономическое развитие российского общества и повышение качества жизни населения. Формирование единого информационного пространства страны происходит медленно и не компенсирует «цифрового неравенства», существующего сегодня между отдельными социальными и региональными группами населения. Это усиливает социальное расслоение общества и является одной из угроз для национальной безопасности.
Первоочередные мероприятия по обеспечению информационной безопасности России
В области государственной политики обеспечения информационной безопасности. Для координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области информационной безопасности представляется необходимым разработать Стратегию обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 г., в которой должны быть определены приоритетные цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия информационным угрозам. Стратегия должна предусматривать организацию системного мониторинга ситуации в сфере информационной безопасности и подготовку ежегодного Национального доклада правительства России по этой проблеме Президенту России и Совету безопасности РФ.
В области развития информационного общества в России. Правительству РФ необходимо доработать и представить в Совет по развитию информационного общества план реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в котором должны быть предусмотрены следующие основные мероприятия:
В сфере науки и образования. Необходимо сформировать программу массовой переподготовки преподавателей школ и работников школьных библиотек с целью обеспечения необходимого уровня их компьютерной грамотности и информационной компетентности для эффективного использования ИКТ и электронных информационных образовательных ресурсов общества и приступить к практической реализации этой программы. Нужно внести необходимые коррективы в программу модернизации российского образования с учетом основных положений Концепции формирования информационного общества в России, обратив особое внимание на повышение качества педагогического образования. Информатизация сферы образования вновь должна стать приоритетным направлением этой программы. При этом должны быть разработаны и реализованы механизмы, определяющие зависимость объемов финансирования программы информатизации образования от ее эффективности.
В области правового обеспечения информационной безопасности. Необходимо активизировать работу по формированию системы правового обеспечения информационной безопасности. В первую очередь следует рассмотреть и принять уже подготовленные проекты законов, ускорить работу над проектом закона «О внесении изменений в Закон РФ „Об образовании“ в части регулирования деятельности библиотек образовательных учреждений. Кроме того, необходимо ввести в текст Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» ряд поправок, регламентирующих поставку обязательных экземпляров документов в электронной форме, с целью правового обеспечения работ по формированию национального электронного информационно-библиотечного фонда социально значимой информации.
Заключение
Комплексный характер проблем информационной безопасности и высокая динамичность процессов в информационной сфере российского общества требуют повышения уровня координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области обеспечения информационной безопасности. Для решения этой задачи необходима разработка Стратегии обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 г., в которой должны быть определены цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия современным информационным угрозам. В настоящее время такая Стратегия отсутствует, а мониторинг ситуации в данной области практически не осуществляется.
Проблема информационной безопасности России является важной частью более общей проблемы обеспечения национальной безопасности страны и существенным образом зависит от стратегии действий государства в этой области. В настоящее время указом Президента России от 13 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. Этот документ подготовлен с учетом современных вызовов и угроз для нашей страны и содержит конкретные определения этих угроз по отдельным направлениям, а также меры противодействия этим угрозам. Это создает реальную основу для разработки Стратегии обеспечения информационной безопасности РФ, которая должна стать важнейшим руководящим документом для комплексного планирования действий по обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере, где в последние годы появились новые вызовы и угрозы.
Активизация процессов развития информационного общества в России обостряет многие проблемы информационной безопасности государства, человека и общества и требует адекватных мер противодействия не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также на уровне корпораций, предприятий и общественных организаций, практически во всех сферах социальной активности общества. Одной из наиболее острых проблем здесь сегодня является цифровое неравенство российских регионов, которое в ближайшие годы должно быть существенным образом сокращено.
С этой целью, помимо дальнейшего развития информационной инфраструктуры, необходима также и организация соответствующей просветительской работы в обществе, а также комплексное решение задач кадрового обеспечения мероприятий по формированию в России информационного общества и обеспечению информационной безопасности страны.
_________________________________________________
Соколов Игорь Анатольевич - академик РАН, директор Института проблем информатики РАН
Колин Константин Константинович - доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН
© Информационное общество, 2009, вып. 4-5, с. 98-106.