Детям с ограниченными возможностями здоровья - безграничные возможности образования

___________________

Е.И. Булин-Соколова, В.К. Мяэотс


Аннотация: В статье рассказывается о широкомасштабном проекте поддержки детей, которые не могут посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья. Проект был предложен в 2003 году Департаментом образования города Москвы. В ходе реализации проекта обнаружилось, что, применяя дистанционные технологии, удалось обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Благодаря этому оказалось возможным преодолеть те проблемы, которые возникают при обучении детей с ограниченными возможностями в обычной школе.

Опыт данного проекта наглядно демонстрирует, что сегодня современные ИКТ и дистанционные образовательные технологии позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Ключевые слова: образование, доступность, дети с ограниченными возможностями, информационные ресурсы, ИКТ, индивидуальный подход, информатизация, коммуникация.

В 2003 году Департамент образования города Москвы предложил правительству города широкомасштабный проект поддержки детей, которые не могут посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья. Таких детей в столице насчитывалось около четырех тысяч. Это – дети с тяжелыми формами хронических заболеваний, с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, последствиями черепно-мозговых травм, посттравматическими состояниями, нарушениями зрения, речи, онкологическими заболеваниями, не имеющие возможность посещать даже специализированные коррекционные образовательные учреждения. Изучение проблем детей-инвалидов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации и получающих образование на дому, показало, что большинство из них живут в режиме жесткой изоляции. У них нарушена связь с миром, практически отсутствуют контакты со сверстниками, с живой природой, ограничен доступ к информационным ресурсам и к полноценному образованию (и по объему и по качеству).

В рамках Проекта, о котором идет речь, ставился целый ряд задач:

Создать материально-техническую, кадровую, телекоммуникационную и методическую инфраструктуру, способную с помощью дистанционных технологий обеспечивать детям-инвалидам, не посещающим образовательные учреждения по состоянию здоровья, качественное общее и дополнительное образование.

1. Организовать целенаправленную работу по социализации детей и их психологической поддержке.

2. Обеспечить доступ к информационным ресурсам.

3. Создать систему предпрофессиональной подготовки, подготовки к поступлению в вузы и продолжению образования.

Реализация Проекта была поручена Центру информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы. В первый год работы в Центре была создана инфраструктура Проекта. На дому у 750-и учащихся были созданы компьютеризированные учебные места, подключенные к интернету, лучшие педагоги города обучились технологиям дистационной работы и дистанционной педагогике, получили компьютеры и доступ к Сети в своих квартирах.

Кроме мобильного компьютера Макинтош (известного своей надежностью, низкой стоимостью владения, дружественным интерфейсом и наличием в операционной системе инструментов для обработки аудио- и видеофайлов) в состав рабочего места учащегося входили: цифровая видеокамера, цифровой микроскоп, музыкальная клавиатура с миди-интерфейсом, графический планшет, цифровые измерительные приборы для изучения физики, химии, биологии, программируемые конструкторы с обратной связью для изучения программирования и современных систем управления, принтер, сканер и специализированное оборудование (джойстики, головные и ножные мыши, брайлевские мониторы и т.д.) для тех учащихся, которые не могут взаимодействовать с компьютером в стандартном режиме.

Для упорядочения организационной, технической и методической поддержки учащихся, родителей и педагогов был организован центр обработки обращений (call center), в котором по многоканальному телефону операторы принимают и обрабатывают звонки, соединяя звонящих с соответствующими службами и отслеживая отработку обращений.

В качестве исходной среды для создания системы дистанционной работы была выбрана среда с открытым кодом Moodle. В процессе использования этой среды была выявлена необходимость расширить ее возможности за счет дополнительных модулей, которые позволяют учитывать как специфику обучения детей-инвалидов, так и специфику организации образовательного процесса в российских школах. Необходимые работы по адаптации данного программного продукта провела группа программистов, веб-дизайнеров и других специалистов Центра. Этим же коллективом с участием методистов, авторов учебников и педагогов создавалась система цифровых образовательных ресурсов для обучения учащихся с 1-го по 11-й класс по всем общеобразовательным предметам. Кроме того, на сегодняшний день в данной среде разработано более сотни курсов дополнительного образования (среди которых есть профориентационные, готовящие к ЕГЭ и т.д.), на которых занимаются около 1000 московских детей и несколько тысяч учащихся из других регионов России.

Помимо получения общего образования наши ученики могут выбирать среди таких курсов, как: «Информационный поиск», «Веб-программирование», «Уроки сочинительства», «Литературный перевод с английского языка», «Компьютерная графика», «Анимация во Flash», «Натурная мультипликация», «Рисованная компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Робототехника» и др. В рамках данного Проекта для них открыты дистанционная художественная и музыкальная школы.

В начале 2007 года структурное подразделение Центра информационных технологий и учебного оборудования, ведущего данный проект, было преобразовано в самостоятельное государственное образовательное учреждение – Центр образования «Технологии обучения», который в настоящее время реализует программу общего образования и многочисленные программы дополнительного образования. К этому времени вслед за Москвой данную модель образования для детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, начали развивать два десятка регионов России (Калининградская и Московская области, Республика Татарстан, Красноярский край и другие). Разработка нормативной базы для такой формы образования, создание системы повышения квалификации, обеспечивающей трансляцию педагогического опыта, обучение педагогов других регионов работе со средствами ИКТ, организация образовательного процесса в Сети, освоение системы дистанционного взаимодействия с учащимися, обучение основам коррекционной педагогики – вот далеко не полный список того, что пришлось проделать нашим организациям, чтобы оказать поддержку регионам, подключившимся к данной работе. Организация нами сетевых межрегиональных творческих, краеведческих, исследовательских и научно-технических проектов, проведение дистанционных конкурсов и фестивалей дали возможность расширить рамки учебного процесса, погрузить учащихся в богатейший социо-культурный контекст, создать условия для различных форм общения детей, живущих в разных концах страны.

В ходе реализации Проекта обнаружилось, что, применяя дистанционные технологии, можно преодолевать такие проблемы, которые не всегда удается решать в обычной школе. Так, например, не так просто реализовать привлекательную идею индивидуализации, о которой сегодня так много говорится. Трудности возникают хотя бы потому, что невозможно «рассадить» множество детей по отдельным помещениям (даже если игнорировать финансовые ограничения). Для детей, которые большую часть времени учатся, находясь у себя дома, проблема индивидуализации получает очевидное решение. Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает и проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним учебником. Для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося. Разумеется, таким образом мы преодолеваем пространственные ограничения. Бюджетные же ограничения, исходящие из объема времени, затрачиваемого педагогом на одного учащегося, остаются. Несомненно, что в любом обществе при любом варианте обучение инвалида обходится дороже, чем обучение массового контингента, но, благодаря новым технологиям (таким, например, как лекции для сотен детей, видеозапись, консультации в удобное время и т.д.) перед детьми с ограниченными возможностями открываются новые горизонты.

Опыт данного Проекта наглядно демонстрирует, что сегодня дистанционные образовательные технологии и специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное расходование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; цифровой лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы быстро найдут нужные материалы... Все это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки по сравнению с классно-урочной системой.

Учебная среда, в которой обучаются сегодня около 5 тысяч учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. Учитель может подробно комментировать каждую работу учащегося. Его комментарии могут быть учтены учащимся при создании следующей версии работы. Важная особенность специальной учебной среды, в которой реализуется данный проект, – то, что она позволяет учителям вместе с учащимся создавать и хранить коллекции его работ (портфолио): сами работы в цифровом формате и последовательные приближения к результату, оценки и комментарии учителя к ним, образцы взаимодействия учащегося с учителями и сверстниками.

Органично реализуются различные модели совместной деятельности учащихся: совместное решение учебных задач, выполнение проектов, обмен знаниями. Система поддерживает различные виды коммуникации: сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях, форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Сообщения в форуме могут получать комментарии и оценки как учителей, так и учащихся.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий, которые реализуются в рамках Проекта: лекция (в режиме реального времени, с элементами видео, аудио и контроля); самостоятельное изучение ресурсов (в первую очередь – гипермедиа в интернете, а также предоставление учащемуся ресурсов на цифровых носителях); самостоятельная и коллективная работа по сценарию и при консультации педагога (поисковая, исследовательская, творческая); конференция в чате; конференция в форуме; индивидуальная и коллективная проектная работа, где сценарий (план) создается самими учащимися; тренировочные упражнения, в том числе с использованием тренажеров и обучающих сред (машинопись, упражнения по арифметике); контрольная работа (которая может включать задания с выбором ответа, с кратким и подробным ответом); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов (в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и т.д.).

Информационная среда Проекта обеспечивает:


Электронный классный журнал – модуль информационной среды, предназначенный для учета результатов образовательного процесса в электронно-цифровой форме. Важной функцией электронного классного журнала является адресное информирование учащихся и их родителей о результатах обучения.

Внесение информации в электронный классный журнал, просмотр информации осуществляются через веб-интерфейс. Установка дополнительного программного обеспечения на компьютеры пользователей не требуется – достаточно иметь любой интернет-браузер. В части сведений, сохранение которых на бумажном носителе считается обязательным (например, сведений об итоговой, государственной аттестации), система позволяет параллельно просматривать информацию через веб-интерфейс и выводить ее на печать в той форме, которая предусмотрена в традиционном (бумажном) классном журнале.

Для обеспечения безопасности при работе с персональными данными журнал поддерживает работу по защищенному протоколу https, который может быть активирован администратором системы для защиты всех операций с электронным классным журналом, осуществляемых через интернет. Определен минимум обязательной информации о пользователях, вносимой в базу данных для работоспособности системы (необходимость безошибочной идентификации пользователей). Каждому пользователю присваивается уникальный идентификационный код. Для каждого пользователя определены права доступа к информации в соответствии с предоставленной ролью в системе. Система работает только с авторизованными пользователями (в начале каждого сеанса требуется ввод логина и пароля).

Через электронный классный журнал непосредственно доступна информация об образовательном процессе: учебные предметы, тематическое планирование по предметам, учебные периоды, классы/группы, система оценивания, контрольные мероприятия и др.).

Тематическое планирование по предметам вносится в систему перед началом учебного года. В дальнейшем при заполнении электронного классного журнала учитель выбирает темы из списка – нет необходимости вводить их с клавиатуры. Возможно редактирование тематического планирования (изменение, удаление отдельных тем уроков, отклонение от плана фиксируется и при необходимости комментируется).

При создании и редактировании тематического планирования учитель имеет возможность сформировать шкалу оценивания, а также задать тип оценки (оценка за урок, оценка за контрольную работу, оценка за лабораторную работу). Оценка в журнале непосредственно связана гиперссылкой с заданием, за которое она получена, результатом выполнения и рецензиями педагогов.

Таблицы электронного классного журнала напоминают страницы его бумажного прототипа, однако заполнять электронный классный журнал гораздо удобнее, так как большая часть информации генерируется в нем автоматически, максимально использованы выпадающие меню, возможности копирования и вставки текста. Ряд полей заполняются автоматически.

На основе электронного классного журнала формируется электронный дневник учащегося. В таблице электронного дневника понедельно выводится информация о текущих оценках, а также отмечается присутствие учащегося на уроках. Электронный дневник формируется автоматически на основании информации электронного журнала. Электронный дневник может быть выведен на печать для ознакомления родителей.

Информатизация образовательного процесса позволяет существенно обогатить его. К этому общему утверждению уже все привыкли. Интересно посмотреть на конкретные примеры его реализации. Это можно сделать в интернете, обратившись к информации о работе школы. В рамках журнальной статьи можно дать только краткое описание того, что происходит.

Первый пример — курс «Русский язык, 5 класс». На пространстве этого курса в учебной среде учащийся может:


В курсе особое внимание уделено развитию речи, воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, стимулированию интереса к его освоению и изучению. Этому способствует обращение к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств художественной литературы, в которой наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи. В рамках курса не только формируются коммуникативные навыки, но и сама коммуникация в разнообразных видах (общение в режиме реального и отложенного времени) является средством обучения детей.

В дидактическое оснащение курса введены элементы суггестивной педагогики. В начале каждого урока дается целеполагание, которое одновременно является и кратким планом урока (так называемые шаги, которые должен сделать ученик, чтобы пройти урок), призванным настроить учащегося на освоение учебного материала. Пошаговый принцип подачи информации пронизывает весь курс: новый материал дается маленькими порциями, а задача каждого упражнения разбивается на подзадачи. Деятельность ученика в курсе оказывается, таким образом, максимально структурированной и организованной.

Объяснение нового материала перемежается с решением проблемных задач и/или контролем, что обеспечивается различными интерактивными учебными модулями. Важнейшей особенностью курса является активное использование созданных в электронной учебной среде пошаговых инструкций, призванных выработать у ученика навыки логического мышления. Эти инструкции построены таким образом, чтобы максимально приблизить процесс обучения к живому общению учителя с учеником.

В архитектонику каждого урока, как правило, входит дополнительный материал разного рода, в частности:


Курс призван повысить учебную мотивацию учащихся, стимулировать их увлеченность школьным предметом, способствовать повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Курс формирует такие важные для современного человека умения, как:


Иначе построен курс «Литература, 10 класс».

Материалы курса:


Основные формы учебной деятельности школьников:


Материалы курса разнесены по тематическим блокам, которые соответствуют изучаемым обзорным темам и изучаемым персоналиям.

Каждый тематический блок построен по двухуровневой схеме. Первый уровень – набор материалов и заданий, размещенных в рубриках: «Источники для изучения», «Уроки внимательного чтения», «Практикум», «Исследование» и т.д. Материалы этого уровня могут быть использованы как полностью, так и частично, в различных вариантах – в зависимости от модели обучения.

Второй уровень задается Путеводителем, который представляет собой пошаговое руководство для учащегося и ведет пользователя по материалам тематического блока в определенной логике. В Путеводителе указано рекомендуемое количество часов на изучение каждой темы в блоке, даны четкие указания о содержании работы учащегося. Выстроена система оценивания, система обязательных и дополнительных заданий.

Материалы курса включают следующие структурные элементы:


Учебник в курсе – своеобразное организующее начало. Использование учебника позволяет реализовать связь дистанционного курса с существующей практикой традиционного обучения.

Глоссарий – средство организации работы с терминами и с персоналиями. Глоссарий позволяет каждому учащемуся добавлять свои словарные статьи; учитель оценивает эту работу. Таким образом, глоссарий становится в курсе активным средством обучения, а не просто справочным источником. Добавление словарных статей возможно по различным сценариям: копирование статей из существующих «бумажных» словарей с корректным оформлением ссылок на источники; иллюстрирование словарных статей примерами; создание собственных словарных статей.

Библиотеки содержат все тексты изучаемых произведений в цифровом виде.

Источники для изучения содержат литературоведческую и критическую литературу в цифровом виде. Изучение источников способствует более осознанному восприятию учебного материала, существенно расширяет представления о литературном процессе и персоналиях, которые формируются при работе с учебником. Изучение источников завершается обсуждением в форуме. Вопросы в форуме – это своеобразный план изучения источников. Каждый учащийся имеет возможность отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников. Наиболее содержательные ответы учитель оценивает. Работа в форуме, учительские оценки и комментарии открыты для всех участников курса (принцип «все видят все»), что способствует созданию эффекта присутствия на уроке, соучастия в общем деле. Завершенные форумы являются материалом для повторения и обобщения изученного.

Уроки внимательного чтения содержат вопросы и задания, способствующие формированию навыка внимательного чтения художественных произведений. Обычно работа проводится в форуме, возможны индивидуальные задания.

Практикумы – система заданий по формированию умения анализировать художественный текст через призму различных задач (например, при анализе прозаического произведения: анализ эпизода, анализ роли сюжетообразующей детали, анализ литературного портрета). Практикумы представлены в виде форума (принцип «все видят все») или в виде элементов курса «Урок» и «Задание» (для индивидуальной работы).

Учебные исследования – это система заданий, способствующих формированию навыков исследовательской работы (выявлению проблемы, выдвижению рабочей версии исследования, доказательства или опровержения рабочей версии исследования, выдвижению итоговой версии исследования, подведению итогов исследования). Исследования представлены в виде форума (принцип «все видят всё»), а также в виде заданий (индивидуальная работа). При работе в форуме каждый учащийся имеет возможность выполнять задания учителя, дополнять сообщения одноклассников, участвовать в дискуссиях. Наиболее содержательные сообщения учитель оценивает. Завершенные форумы – материал для повторения и обобщения изученного.

Дополнительные материалы способствуют расширению кругозора учащихся, используются для факультативного изучения.

Материалы для написания сочинения представлены рекомендациями по написанию сочинения, темами сочинения, аналитическими блоками.

Проектная деятельность реализована в различных формах. Проект «Фонотека» предполагает создание фонотеки произведений русской литературы XIX века в исполнении самих учащихся и в актерском исполнении (используется элемент курса «Глоссарий»). Проект «Коллекция ссылок» (здесь используется элемент курса «Форум») предполагает создание систематизированной коллекции ссылок по различным направлениям: «Советую прочитать», «Антикнига», «Иллюстрации к произведениям», «Литературоведение в интернете», «Сайты о жизни и творчестве писателей». Проект «Продолжение следует» предполагает творческое самовыражение учащихся в рамках различных жанров: стихотворения, рассказа, дневника, вопросов к самому себе, диалога с воображаемым собеседником. Использована технология блогов, позволяющая вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте.

Особенность всех разработанных курсов заключается в том, что изменяется характер взаимодействия учителя и ученика (партнерство, совместное решение учебных задач), вводятся новые формы оперативного контроля за учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме), создается портфолио работ каждого учащегося.

Таким образом, именно современные ИКТ позволили реализовать конституционное право ребенка-инвалида на полноценное качественное образование.

__________________________________

Булин-Соколова Елена Игоревна - кандидат педагогических наук, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы, лауреат Премии президента РФ в области образования

Мяэотс Виктор Кальювич - заместитель директора ГОУ ЦО «Технологии обучения», заслуженный учитель РФ


© Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 48-54.