Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели




Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский




Необходимость медиаобразования

Тема занятия
Изучаемые проблемы
Агенты СМИ: кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему?Кто производит текст, роли в процессе производства, институты СМИ. Экономика и идеология, намерения и результаты
Категории СМИ: каковы типы содержания СМИ? Различные СМИ (ТВ, радио, кино и т.д.), формы (документальные=информационные, рекламные), жанры (научная фантастика, мыльная опера), другие способы классификации текстов, как классификация текстов соотносится с их пониманием.
Технологии СМИ: как производятся СМИ?Какие технологии и кому доступны, как их использовать, различия, которые возникают между СМИ в производственном процессе и на стадии конечного результата.
Язык СМИ: как мы узнаем, что означает содержание СМИ?Как СМИ производят значения, коды и условности, текстовые структуры
Аудитории СМИ: кто получает содержание СМИ и каковы результаты этого?Как аудитории определяются, конструируются, как к ним адресоваться и достигать их, как аудитории находят, отбирают, потребляют и отвечают на содержание СМИ
Репрезентация действительности в СМИ: как СМИ представляют свои субъекты?Отношения между содержанием СМИ и реальными событиями, людьми, идеями, стереотипизация и ее последствия

Таблица 1. Структура британской модели медиаобразования

Центральная задача данного подхода заключается в формировании теоретических рамок, которые могут быть применены ко всему спектру современных СМИ – как старых, так и новых. Однако перечисленные ключевые аспекты – не обязательный набор тем для преподавания, изолированных друг от друга. Они просто должны помочь организовать представления о методике медиаобразования, которое в конкретных национальных условиях может принимать специфические формы. Кроме того, этот список ключевых аспектов не включает никаких форм обучения практической журналистской деятельности (от творческих, таких как фотографирование, до аналитических – исследование рекламных или новостных текстов). Однако они также являются неотъемлемой частью медиаобразования.

Медиаобразование = защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ + понимание сущности и функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре

Элементы стратегии


Развитие медиаобразования в наиболее продвинутых странах зависит от наличия и взаимодействия ряда обязательных элементов. Некоторые их них действуют на международном уровне, некоторые – на более локальных, национальном и местном.

В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, социально-экономические перемены глубоко затронули СМИ, значительно изменив их роль и функции в обществе, влияние на аудиторию и формы медиапотребления. В постсоциалистических странах политическая свобода привела не только к бурному количественному росту средств массовой информации, но и к появлению новых трудностей в восприятии медиа обществом. Плюрализм политических взглядов в СМИ не только вызвал появление разнообразия в содержании, но и стимулировал острые политические медиадебаты, перерастающие в непримиримые информационные войны. СМИ воспринимаются российским обществом, в особенности политической элитой, как инструмент манипулирования электоратом, как средство формирования необходимого для политических и финансовых элит общественного мнения. Это вызывает у российской аудитории, привыкшей верить СМИ, противоречивые чувства – от возмущения и протеста до растерянности, от политической апатии до полного отказа от пользования СМИ. Отягчающим моментом является затяжной экономический кризис, приводящий к сокращению семейных затрат на СМИ. В настоящее время только небольшая часть населения может позволить покупать или подписываться на газеты и журналы, приобретать современную бытовую технику (телевизоры или компьютеры), пользоваться интернетом.

Все это определяет особую актуальность и необходимость медиаобразования не только для детей, но и для различных групп россиян. Исходя из этого, при формировании основ российского медиаобразования необходимо разделить его на взаимосвязанные, но отличающиеся друг от друга модели. Поэтому российский модуль медиаобразования должен сочетать в себе две основные характеристики – гибкость и универсальность.


Российский подход к медиаобразованию = гибкость + универсальность

Российский модуль: программы и модели

Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 2001 году начала работу по созданию и реализации российской программы медиаобразования. Созданный нами российский модуль представляет собой комплекс программ, рассчитанных на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. В связи с этим предлагается 4 уровня российского медиаобразования, представленные следующими самостоятельными программами: В связи со сложностью и многослойностью российской аудитории, на которую должно быть направлено медиаобразование, российский модуль должен включать несколько моделей, приведенных в табл. 2.

Модель
Целевая аудитория
Программа
Модель 1:
Непрерывное образование
Широкая общественностьПрограмма 1
Модель 2:
Школьное образование
Старшие группы детских садов, школьники, учащиеся средних специальных учебных заведенийПрограммы 1–4
Модель 3:
Высшее образование
Студенты университетов и ВУЗов Программы 1–4
Модель 4:
Образование для неблагополучных групп населения
Низкооплачиваемые, Матери-одиночки, инвалиды, пенсионерыПрограммы 1, 2
Модель 5:
Образование для воспитателей
Учителя школ, преподаватели ВУЗов и других учебных заведений, воспитатели детских учреждений, библиотекари, родителиПрограммы 1–4
(с добавлением курса «Методика преподавания»)

Таблица 2.Российский модуль медиаобразования

Программы, предлагаемые в рамках российского модуля, это вполне независимые друг от друга «кирпичики», которые могут группироваться и принимать различные конфигурации в зависимости от целевой аудитории, на которую рассчитана конкретная образовательная программа. Далее приводятся базовые программы, из которых строится российский модуль.
Приложение

Типовой проект курса по Медиаобразованию, предлагаемого для учащихся
YII-YIII классов средней школы

Цель курса: сформировать у школьников критическое представление о СМИ, а также сделать их творческими пользователями традиционных (пресса, радио, ТВ) и новых (интернет) медиа.

Первое занятие. Основные понятия
Что такое средства массовой информации. Зачем они нужны человеку и обществу. Нужны ли СМИ школьнику? Почему?

Категории СМИ:

Самостоятельная работа: Проведение анкетирования. Анкета — в приложении.

Второе занятие. Массовая коммуникация
Что такое коммуникация? Кто действует в процессе коммуникации, что передается и почему.

Язык, текст — основа коммуникации. Кто производит новость, как она попадает в СМИ, какие влияния оказываются на новость в процессе передачи новости с места события до конкретного СМИ. Влияния типа СМИ на язык и стиль изложения новости (печатное — аудиовизуальное, качественное — массовое).

Самостоятельная работа: Сравнительный анализ новостей различных СМИ (анализ одинаковых новостей в качественной и массовой газете, в телевизионном и радиовыпуске новостей). На что каждый обратил внимание.

Источники: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Коммерсант», «Ведомости», телеканалы — ОРТ, РТР, НТВ.

Третье занятие. Жанры СМИ
Чем отличаются друг от друга материалы в одной газете (на одном радиоканале, телеканале). Понятие жанра. Информационные (документальные) и художественные жанры в СМИ. Реклама: вымысел или информация? Как отличать рекламу от редакционного текста. Принцип перевернутой пирамиды. Главные вопросы репортера — Кто? Что? Где? Когда? Роль «лида». Ответ на вопрос «почему

Самостоятельная работа. Определение жанра (работа с вырезками, аудио- и видеокассетами). Анализ «лида».

Источники: первая полоса информационной газеты, статья эксперта, молодежный журнал, новости (РТР), интервью, сериал, триллер, симфонический концерт, рок-музыка.

Техническое оборудование — видеомагнитофон.

Четвертое занятие. Технологии СМИ
Какие технологии СМИ доступны современному человеку. Как использовать технологии коммуникации и массовой информации. ИКТ для передачи текстов и изображений. Примеры: газета, журнал, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, компьютеры, мобильные телефоны.

Самостоятельная работа. Как записать новость на различные СМИ.

Техническое оборудование — блокнот, переносной магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.

Пятое занятие. Отражение действительности в СМИ
Отношение между содержанием СМИ и реальными событиями. Могут ли СМИ сообщать неправду или полуправду. Как СМИ влияют на события действительности: возможные последствия новостей, репортажей, статей.

Ролевая игра: журналист сообщает новость в редакцию.

Участники:

Самостоятельная работа. Анализ того, как люди влияют на процесс создания новости для СМИ. Нужно ли визировать материал. Авторские права: кому принадлежит новость.

Техническое оборудование — диктофон с кассетой, видеокамера, видеомагнитофон

Шестое занятие — интернет как СМИ
Интернет как источник новостей, развлечений и игр, учебных материалов. Можно ли доверять информации в интернете? Как сохранять новости из интернета? Что нужно уметь интернет-журналисту?

Самостоятельная работа. Поиск СМИ в интернете по адресам, через поисковые системы.
Техническое оборудование — интернет-класс.

Седьмое занятие — группой анализ проекта
Ролевая игра: Как собрать материал для газеты. Какие должны быть выбраны специалисты, какие материалы нужны, как найти новости и иллюстрации.

Техническое оборудование — интернет-класс.
Работа в проектных группах: 7-9 недели 2002 года.
Создание газеты, видеопрограммы для Дней презентации.


Литература
1. Вартанова Е.Л. Интернет для каждого: реальность или утопия? // Вестник Московского университета. Серия Журналистика. – 2000.–№999.
2. Вартанова Е.Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. – 2001.– № 3.
3. Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. – 1999. – №1 – С. 36–40.
4. Casserly P. The Concept of Universal Service and the Need to Promote Wider Access to New Information and Communication Technologies in Member States of the Council of Europe. – Strasbourg: Council of Europe, 1996.
5. Information Society: Challenges for Europe. Strasbourg: Council of Europe, 1997.
6. Scheffknecht J.&J. Information Technologies in Schools: Reasons and Strategies for Investment. Strasbourg: Council of Europe, 2000.

Засурский Ясен Николаевич - Декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
зав. кафедрой ЮНЕСКО по журналистике и массовым коммуникациям, профессор, доктор филологических наук.
Вартанова Елена Леонидовна - Заместитель декана по научной работе, профессор факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук .


© Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 5-10.