Информационная безопасность духовной жизни общества

____________________________________________

А.А. Стрельцов



Сформулированы основные проблемы обеспечения информационной безопасности духовной жизни российского общества. Показано, что наиболее опасные угрозы в этой области возникают в связи с недостаточным правовым регулированием отношений личности, общества и государство в информационной сфере. Предложены направления деятельности по парированию выделенных угроз.

Важной составной частью национальной безопасности Российской Федерации является ее информационная безопасность [1], отражающая защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в формировании и развитии информационной сферы. Данная сфера образуется тремя составляющими: субъектами, производящими и потребляющими информацию; информацией и информационной инфраструктурой, обеспечивающей ее обработку, хранение и распространение; отношениями между субъектами, возникающими на базе заинтересованности в использовании информации и информационной инфраструктуры; правовыми нормами, регулирующими эти отношения, и механизмами реализации этих норм.

В условиях начавшегося формирования мирового информационного сообщества, технологической базой которого является глобальная информационная инфраструктура, роль и значение информационной сферы в создании условий для эффективного развития личности, общества и государства существенно возрастают. Этим объясняется заинтересованность государства в регулировании процессов формирования и развития данной сферы. Анализ работ, заложивших основы постановки проблемы обеспечения информационной безопасности [2, 3], позволяет отнести к числу жизненно важных интересов России в рассматриваемой области:


Защищенность этих интересов от угроз внешнего и внутреннего характера определяет информационную безопасность Российской Федерации.

В настоящее время исследования по проблемам обоснования направлений государственной политики в данной области только разворачиваются. Анализ работ, посвященных данному вопросу [1-6], показывает, что наименее разработанным направлением является обеспечение информационной безопасности духовной жизни общества, оказывающей существенное влияние на ход и исход социально-политических и экономических преобразований в России.

Исследователи проблем развития духовной жизни считают [7-11], что с философской точки зрения духовная жизнь представляет собой совокупность процессов духовного производства, распределения и потребления. Она может рассматриваться как отображение общественного бытия в общественное сознание, то есть, по существу, в культуру общества. В ее рамках происходят процессы формирования нравственной и мировоззренческой атмосферы деятельности людей. На эти процессы особое влияние оказывают общественные институты воспитания, образования, организации интеллектуальной деятельности, обеспечения досуга, формирования общественного мнения, информирования граждан и обеспечения им условий осуществления политической деятельности. Они задают определенную целевую направленность духовной жизни общества.

Воспитание подрастающего поколения закладывает основы мировоззрения, мироощущения, национального и нравственного самоопределения формирующейся личности, стереотипы общественного поведения, духовные идеалы, привычки и предпочтительные жизненные стандарты. В его рамках формируются идеалы и ценностные ориентиры, задающие мотивы и цели, выходящие за пределы конечного эмпирического существования, образующие, по выражению Е.Ю. Кардаша [12], "смысложизненное пространство" личности. Образование обеспечивает овладение навыками и знаниями, необходимых для социальной адаптации граждан к реалиям общественной жизни. В рамках интеллектуальной деятельности обеспечивается реализация жизненных установок граждан, связанных с творчеством, и на этой основе —г накопление в обществе культурных ценностей. Обеспечение досуга имеет целью создать условия для эффективного отдыха человека и в значительной степени связано с потреблением накопленных культурных ценностей. При этом интеграционные свойства культуры делают досуг одним из важнейших факторов интеграции людей в сообщество, придают его организации важное самостоятельное значение. В процессе информирования до граждан доводится информация о наиболее социально-значимых событиях общественной жизни, осуществляется формирование их нравственной оценки этих событий. Наконец, политическая деятельность обеспечивает реализацию потенциала политической активности граждан.

Из вышеизложенного следует, что основными составляющими информационной сферы, определяющими состояние духовной жизни, являются культура общества и средства отображения общественного бытия в культуру.

В составе культуры наиболее важную роль в формировании содержания духовной жизни общества играют общественно-экологическая и социорегулятивная культуры, отражающие прикладные области этого "внебиологически выработанного, особого способа деятельности человека" [13].

Общественно-экологическая культура связана с установлением и регулированием системы межобщественных связей и взаимодействия. Она формируется историческим опытом и представлениями о возможных путях упорядочения взаимодействия рассматриваемого общества с иными обществами, с которыми оно вступает в контакт путем институционализированных мирных (дипломатических, технических, научных, торговых и др.) или военных средств.

Социорегулятивная культура включает в себя представления о содержании и методах удовлетворения непосредственных потребностей людей, а также упорядочения и адаптации функционирования общественных институтов как социальной системы. Она обеспечивает стимулирование и мотивацию человеческой деятельности на самых различных ее уровнях. Общение и потребление продуктов культуры социализирует индивидов, прививает им определенные потребности и ценности и прежде всего нравственные и этические установки, идеалы. Эта культура создает условия для организации и координации усилий действующих индивидов как в рамках отдельных сфер деятельности, так и в масштабах всего общества. Она включает в себя такие- компоненты, как мораль, религия, искусство, право, идеология, наука, политическая и административная системы, система ритуалов и обычаев.

Как известно, культура является наиболее консервативной составляющей духовной жизни, определяющей общую направленность процессов накопления интеллектуального потенциала общества. В силу этого культура в целом малочувствительна к динамике развития процессов духовного производства, распределения и потребления в обществе на конкретном, в историческом плане сравнительно коротком временном интервале.

Основная динамическая составляющая духовной жизни формируется в процессе отображения общественного бытия в культуру, реализуемого в рамках системы социальной коммуникации. Эта система представляет собой "социально обусловленный процесс производства и циркуляции сообщений, касающихся всех сторон жизни общества" [14]. В ее функционировании можно выделить содержательный и организационно-технологический аспекты.

Содержательный аспект социальной коммуникации представляет собой совокупность актуальных, социально значимых идей, нравственных ценностей, верований, знаний, другой информации, формируемых под влиянием системы общественных институтов и отображаемых в правовых нормах и политических установках. Эти идеи, знания и установки при формировании государственной политики нашли свое концентрированное выражение в Конституции [15], принятой на всенародном референдуме, и официальных заявлениях Президента Российской Федерации как главы государства, определяющего жизненно важные интересы страны.

Эти интересы применительно к содержательному аспекту социальной коммуникации сформулированы в статьях Конституции, связанных с правами и свободами граждан, а также в обращениях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской федерации в 1995-1996 гг. [16, 17]. Анализ этих документов позволяет отнести к числу таких интересов:


Организационно-технологическое обеспечение информационного взаимодействия между индивидами, общественными и государственными институтами, а также соответствующими институтами других обществ составляет основное содержание организационно-технологического аспекта процессов социальной коммуникации. Его базой выступает информационная инфраструктура общества, включающая совокупность средств и систем формирования, хранения, обработки и распространения информации в обществе. В нее входят системы почтовых отправлений, телерадиотрансляции, периодической печати, книгопечатания и книгораспространения, творческих организаций и организаций досуга, телекоммуникационные системы и системы связи и т. п.

Необходимо отметить, что разделение системы социальной коммуникации на содержательную и организационно-технологическую составляющие в современном обществе носит достаточно условный характер. Так, средства массовой информации не только распространяют социально значимую информацию, но и определяют, основываясь на представляющихся им верными идеях, нравственных ценностях, верованиях и знаниях, форму ее представления обществу. Это предопределяет их особую роль в формировании личности, общественной атмосферы, 'воспитании духовных потребностей человека, детерминировании его нравственных оценок явлений общественной жизни и представлений о социально допустимом поведении в обществе.

Интересы России в развитии организационно-технологической базы социальной коммуникации опосредуются в информационной инфраструктуре общества. Как показывают результаты проведенных исследований, к числу таких интересов следует отнести:


Анализ материалов периодической печати, других открытых источников информации, результатов обсуждения вопросов, относящихся к различным аспектам духовной жизни, на парламентских слушаниях в Государственной Думе позволяет выделить следующие виды угроз информационной безопасности в рассматриваемой области:
Можно привести достаточное количество примеров проявления этих угроз. В частности, общеизвестны многочисленные факты нарушения конституционных прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, общественных организаций, представляющие особую опасность вследствие отсутствия действенного механизма судебной защиты интересов граждан. Не менее опасными представляются не получающие должной общественной и судебной оценки многочисленные факты нарушения представителями средств массовой информации конституционных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайны, права государства на государственную тайну, а также публикации материалов, разжигающих социальную и национальную ненависть. Более того, все более . активными становятся. попытки отдельных представителей средств массовой информации вообще вывести себя из-под юрисдикции российских законов. .Свой вклад в медленное развитие судебной практики охраны конституционных прав граждан вносит и отсутствие четких юридических норм, раскрывающих и конкретизирующих понятия частной жизни, семейной и личной тайны, признаков нарушения конституционных прав граждан в этой области, неэффективность некоторых механизмов реализации законов, как это имеет место в случае с Законом Российской Федерации "О государственной тайне". Широко известны факты безнаказанного нарушения на территории России авторских прав,: вытеснения зарубежной кинопродукцией из российского кинопроката отечественных кинофильмов, существенного сокращения поступления зарубежных научно-технических журналов в библиотеки российских научных организаций и т. п.

Представляется, что основными причинами возникновения выделенных угроз, наряду с продолжающимися экономическим, политическим и социальным кризисами общества, являются недостаточное осознание органами государственной власти роли духовной жизни общества' в обеспечении успешного проведения социально-политических и экономических преобразований, а также неразработанность механизмов правового воздействия государства на протекающие в этой сфере Процессы. Можно предложить несколько направлений деятельности по противодействию данным угрозам. В частности:


Реализация мероприятий по предлагаемым направлениям деятельности может повысить информационную безопасность Российской Федерации и будет способствовать обеспечению удовлетворения ее жизненно важных интересов в этой области.

Литература

1. Концепция информационной безопасности Российской Федерации (проект)/Препринт, ИСА РАН, 1994.

2. Рубанов В.А. Проблемные вопросы обеспечения информационной безопасности России// Информатика и вычислительная техника. 1994. Вып. 2-3.

3. Голубков А.С. Об основах федеральной и региональной политики России в сфере информационной безопасности//Там же.

4. Курило A.П., Стрельцом А.А. Проблемные вопросы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации/ВИМИ//Вопросы защиты информации. 1994. Вып. 2.

5. Цыгичко В.Н., Смолян Г.Л.,. Черешкин Д.С. Оценка эффективности систем информационной безопасности/Препринт. М., 1995.

6. Вирковский В.А. Проблемы информационной безопасности Российской Федерации и пути их решения/Защита информации. 1995. № 3,

7. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1998.

8. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М., 1973.

9. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

10. Каган М.С Человеческая деятельность. Л., 1972.

11. Культурные аспекты перестройки общественных отношений на современном этапе. М., 1990.

12. Кардаш Е.Ю. Духовная культура российского средневековья. Обнинск, 1993.

13. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.

14. Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.: Наука, 1988.

15. Конституция Российской Федерации, 1993.

16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1995.

17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.


Статья поступила в редакцию
в июле 1996 г.
Совет Безопасности
Российской Федерации

_________________________________________________

Стрельцов А.А. - доктор технических наук, профессор



© Информационное общество, 1996, вып. 4, с. 50-56.