_________________ Погорский Э.К.
Аннотация
Статья посвящена проблемам развития человеческого потенциала в условиях становления информационного общества. Автор рассматривает переход к информационному обществу, который отражается в кризисе сознания человека, и обращает внимание на роль культурной, молодежной и образовательной политики как наиболее важных факторов, необходимых для выхода России на инновационный путь развития.
Ключевые слова: информационное общество, человеческий потенциал, глобализация, ценностные ориентации, инновационное развитие.
При анализе информационного общества большое внимание уделяется технологической составляющей. В работах известных футурологов основное внимание сосредоточено на информационно-технологических предпосылках нового этапа общественного устройства. Гораздо меньше внимания при оценке уровня развития информационного общества пока уделяется социальным, экономическим, политическим изменениям, а также процессам, происходящим в сознании отдельного человека. На наш взгляд, рассмотрение этих менее изученных сторон становления информационного общества – обширное поле для социально-философского осмысления.
Переходный период на пути к информационному обществу часто связывают с процессами глобализации. Изменения, происходящие в условиях глобализации, привносят в мир и новые проблемы. Так, финансовый кризис конца первого десятилетия XXI в. оказался глобальным и повлиял на большинство стран мира. Эти изменения связаны в первую очередь с особенностями и возможностями транснациональных капиталов, не имеющих границ и свободно перемещающихся по всему миру, на что, в свою очередь, оказали воздействие современные банковские технологии. Как показал экономический кризис, мир слабо готов к последствиям финансовой глобализации. Это одна из проблем перехода к информационному обществу.
Как мы можем видеть, этот переход сопровождается кризисом в той или иной сфере. Следовательно, можно предположить, что наряду с кризисами в экономической, политической, социальной сферах происходит и кризис в сознании человека, который и превратится в наиболее болезненный фактор на пути перехода к информационному обществу.
XXI век несет в себе революцию, основанную на трех глобальных процессах: глобализации общества, его комплексной информатизации и повсеместной технологизации [1, с. 112]. Как и любую другую революцию, революцию информационную будет сопровождать и уже сопровождает кризис, выражающийся в таком состоянии сознания, когда освоенные человеком способы ориентации в мире и его картина мира не обеспечивают понимания Происходящего (в терминах И.М. Ильинского [2]) под воздействием быстрых и широкомасштабных перемен в окружающей среде, что приводит к процессу утраты человеком ранее освоенных смыслов, составляющих основание его тезауруса [3]. Сознание человека перегружается информацией, его ежедневно атакуют все новые знаковые системы. Количество знаков становится таким большим, что человек прибегает к специальной технике, чтобы их распознать. Уже сейчас, с появлением штрих-кодов на упаковках товаров, QR-кодов 1 для мобильных устройств, мир получил универсальную систему знаков с большой емкостью информации. Кризис сознания усугубляют современные средства маркетинга и рекламы, навязывающие человеку все больше новых знаков. Эти знаки выступают в качестве различных брендов, сообщений и ассоциаций и борются за умы потребителей посредством СМИ и интернета. На эти феномены особое внимание обращают, исследуя общие свойства информационного общества, И.С. Мелюхин [4] и М.Г. Делягин [5, с. 8].
Знаки, воспринимаемые человеком, оказывают влияние и на его чувства, заставляя его испытывать страх, злобу, наслаждение, зависть. А.А. Зиновьев уделяет знаковому аппарату особое место в системе сознания человека, состоящего из чувственного и знакового аппаратов. По мнению философа, суть знаков заключается в том, что люди с помощью чувственного аппарата устанавливают соответствие между различными явлениями реальности и оперируют одними из них как своего рода заместителями или двойниками других: «Со временем изобретаются или отбираются особого рода предметы, удобные для этой цели. Они отделимы от человека, легко воспроизводимы, могут накапливаться из поколения в поколение. Изобретаются правила оперирования знаками. Этим правилам обучаются с рождения. Они не наследуется биологически» [6, с. 6]. Схожей точки зрения придерживается и известный российский физиолог К.В. Судаков [7, с. 11].
Таким образом, роль наследуемого биологически чувственного аппарата отходит на второй план, все больше уступая место знаковому аппарату в сознании человека, при этом образование становится одним из главных факторов в развитии потенциала человека. Поскольку знаковый аппарат при текущем уровне развития человека не способен вместить в себя весь накопленный объем информации, всю полноту смыслов и разнообразие, заложенных в знаках, то знаковый аппарат человека приобретает роль фрагментарного хранилища, обращающегося к внешним источникам – техническим средствам, обобщая и выхватывая фрагменты значений, которые отфильтрованы подсознанием индивида для выстраивания полной картины Происходящего. Идею о кризисе понимания ранее высказал И.М. Ильинский: «Человек все больше лишается внутреннего спокойствия, внутренней тишины и сосредоточенности, без которых невозможна интеллектуальная деятельность – размышления и понимание. Более того, в условиях, когда личностные защитные механизмы не срабатывают, ослабевают импульсы для самостоятельного генерирования новых знаний и самостоятельного поиска существующих смыслов, что и представляет собой процесс понимания» [8].
В преодолении кризиса сознания необходимо обратить внимание на важность образования и культуры. Нынешнее положение в области образовательной и культурной политики вряд ли способствует этому. Еще более узкая специализация в получении высшего образования и – как в случае с намеренно заниженным курсом японской йены, стимулирующим экспорт японских товаров и услуг на внешние рынки, – уровень экспортируемой вовне массовой культуры весьма невысок и способствует ее закреплению и принятию в мире. Все это ведет к ослаблению и снижению потенциала человека.
Нагляден в этом отношении пример США, рассматривающих культурное превосходство как один из показателей уровня господства Империи. З. Бжезинский, в прошлом один из ведущих идеологов внешней политики США, уделяет культурной политике особое внимание: «…замечательной динамике экономического роста способствовала культура, поощрявшая эксперименты и новаторство. Американские политические институты и свободная рыночная экономика создали беспрецедентные возможности для амбициозных и не имеющих предрассудков изобретателей, осуществление личных устремлений которых не сковывалось архаичными привилегиями или жесткими социальными иерархическими требованиями. Короче говоря, национальная культура уникальным образом благоприятствовала экономическому росту, привлекая и быстро ассимилируя наиболее талантливых людей из-за рубежа, она облегчала экспансию национального могущества» [9, с. 32-33]. Эти выводы в условиях становления информационного общества могут все шире применяться и к другим регионам и странам, демонстрируя особую роль культурного фактора в социальном и экономическом развитии.
Если исходить из этой универсальной для нашего времени предпосылки развития, то и для выхода России на инновационный путь развития, создания необходимых условий становления информационного общества, развития потенциала человека важно обратить внимание на развитие культурной, молодежной и образовательной политик. Культурные символы ХХ века, сыгравшие большую роль в молодых умах предыдущего поколения и выступившие одним из главных катализаторов социальных изменений, уходят в прошлое. В современном обществе все меньше остается трепета при обращении к ценностям минувшей эпохи, которые были способны мобилизовать миллионы молодых граждан на самопожертвование и самоотдачу ради общественной идеи и цели. Переход к информационному обществу через кризис в сознании человека неизбежно затрагивает межгенерационные отношения в сфере ценностей и ценностных ориентаций, и обычные для любого общества сложности в поддержании культурных образцов путем передачи их от старших поколений младшим усугубляются масштабными и быстрыми переменами в социальной жизни. Этот процесс заслуживает пристального внимания ученых, изучающих перспективы развития человека в информационном обществе.
Литература
1. Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. Т.1. Актуальные философские проблемы информатики / Под общ. ред. К.И. Курбакова. М.: Кос.Инф, 2009.
2. Ильинский И.М. Прошлое в Настоящем. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011.
3. Луков В.А., Луков В.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М.: НИБ, 2008.
4. Мелюхин И.С. Концепция «информационного общества» и кризис // URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/dc6c95b3b80c776cc3256967002d1b8a (дата обращения: 08.05.2011).
5. Глобализация и столкновение идентичностей // Международная интернет-конференция (24 февраля-14 марта 2003) / Сб. материалов под ред. А. Журавского, К. Костюка. М., 2003.
6. Зиновьев А.А. Логический интеллект. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2006.
7. Судаков К.В. Системокванты – основа голографического построения живых существ // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2007. №2. С. 11.
8. Ильинский И.М. Кризис понимания // URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/kris-pon-txt.php (дата обращения 31.05.2011).
9. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
СНОСКИ
1 В настоящее время QR-код широко используется в странах Азии (особенно в Японии), постепенно распространяется в Европе и Северной Америке. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи: установив программу-распознаватель, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по веб-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т.д.
________________________
Погорский Эдуард Константинович
Аспирант кафедры философии, культурологи и политологии
Московского гуманитарного университета
© Информационное общество, 2011 вып. 4, с. 64-67 .